Мифы и легенды Утёса Степана Разина

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ "УТЁСА СТЕПАНА РАЗИНА"...

Продолжаю свою серию публикаций под общим названием "А ЕСЛИ НА ВОЛГЕ УТЁС ?".

Сейчас мне хотелось бы рассмотреть саму личность Степана Разина и мифы и легенды связанные с этим конкретным местом.

«Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная…

И поныне стоит тот утес и хранит
Он заветные думы Степана;
И лишь с Волгой одной вспоминает порой
Удалое житье атамана…»

Прошло уже более 350 лет… Но до сих пор тайна о несметных заговоренных сокровищах, зарытых на волжских берегах легендарным атаманом Степаном Разиным, остается неразгаданной...

Степан Разин (около 1630—1671) - казачий атаман, предводитель крестьянской войны 1670—1671 гг. Донской казак из зажиточной семьи.

«Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью», — писал современник о 33 - летнем Разине.

В 1666 г. царь Алексей Михайлович потребовал провести на Дону перепись и вернуть беглых крепостных. Обозлённый ответом казаков «с Дона выдачи нет!», царь перекрыл им торговлю и подвоз продовольствия.

Весной 1667 г. тысяча бедных, но хорошо вооружённых казаков ушли за Разиным с Дона на Волгу. Взяв на абордаж богатый караван судов и набирая новых бойцов, атаман силой и хитростью пробился на Каспий и уже с полуторатысячным войском зазимовал на реке Яик (Урал). Атаман призывал: «На Русь, на бояр идти».

Разин взял Царицын (ныне Волгоград) и разгромил спешившее к городу тысячное войско стрельцов. Атаман послал 2 тыс. бойцов на Дон, а с остальными пошёл вверх по Волге. Саратов и Самара открыли перед Разиным ворота, в Самаре сильное войско Ивана Милославского и князя Юрия Барятинского было заперто разницами в кремле. Осаждая его, Разин потерял месяц и упустил инициативу в войне.

Ранней весной 1667 года на территории между Саратовом и Царицыном появились разведчики с Дона, а в мае к Волге во главе тысячного отряда вышел Степан Разин. Он опустился вниз по реке, грабя по дороге купеческие и даже царские караваны судов, а затем напал на персидские земли, пережившие накануне землетрясение.

Успешное возвращение из Персидского похода принесло Разину славу добычливого вожака. А царское прощение разинских «вин» еще больше подняло его авторитет. Со всех сторон к нему стекаются казаки и беглые. Весной 1670 года он снова отправляется на Волгу.

Царь отправил против казаков 60-тысячную армию, но каждый новый день приносил вести о взятии городов и крепостей, о страшной гибели дворян, чиновников и местной знати.

Зимой разинцы понесли ряд поражений от правительственных войск. Весной 1671 г. домовитые донские казаки, получив от царя помощь войсками, оружием и припасами, схватили Разина с братом Фролом.

Разин был четвертован на Лобном месте в Москве 16 июня 1671 г.

По легенде, была у Разина под городом Саратов и своя «резиденция» – на одном из волжских утесов, с которого хорошо просматривалась река. Там, сидя в кресле из слоновой кости, он высматривал корабли или отдавал приказания. Рядом находился «невольничий» овраг, где Степан Разин держал захваченных в плен купцов, до тех пор, пока они не заплатят выкуп. Под утесом располагалось несколько пещер.

Говорят, где-то здесь бунтарь зарыл клад, но никто не знает, что это за богатства и в каком количестве. Поговаривают даже о барже, груженной золотом...

Впрочем, какие бы несметные сокровища он не прятал на нашей земле, никто за тристо с лишним лет их так и не нашел. То ли спрятаны хорошо, то ли заклятье на них наложено. Ведь Разина считали человеком заговоренным, которого «ни штык, ни пуля не брали». На свои клады он накладывал заговоры, чтобы никто их не нашел.

Кстати, с утеса Степана Разина хорошо видна Дурман-гора. В ней, по поверью, тоже зарыты клады. Но тем, кто пытался их отыскать или просто поднимался на нее, становилось плохо: люди теряли сознание, у них начинались головокружения и галлюцинации. В этом обвиняли Разина: мол, бунтарь-чернокнижник наложил на гору заклятье, чтобы никто не вырыл его клад.

Дорога на Дурман-гору оставляет желать лучшего. Гора довольно крутая. В жару здесь не только дурман «хватить» может. Да и привидится незнамо что. Хоть сам атаман. Ведь, согласно народным преданиям, призрак Степана Разина в этих краях местные крестьяне встречали не единожды…

Однажды поехал местный крестьянин за дровами за Дурман-гору. Нарубил, стал было домой собираться. Вдруг тут голос раздается: «Трогай, гнедой, я пособлю». Оробел крестьянин и топор выронил. А голос опять: «Да ну же, трогай, гнедой. Я пособлю!». И после этого пошел по лесу смех и вой. Мужик лошадь бросил и бегом в село. Прибежал, народ весь взбудоражил. Дело шло к вечеру, погодка разыгрывалась. Собрались, кто посмелее, человек десть. Запрягли двое саней да и отправились в лес. Приехали на место, а там гнедой стоит и с холода трусится. Дрова целые, топор с пилой тут же на санях положены. Решили, что атаман это был. Он много не объясняет, только себя являет. Так уже ему от Господа Бога положено…

В некоторых записях путешественников и купцов есть заметки, что богатые торговцы сами ходили к лихому атаману с богатыми подношениями. Приняв откуп, суда проходили мимо утёса нетронутыми. Если ж переговоров не было, то суда нещадно грабили, а уцелевших пленников бросали в овраг… Говорят, что пещеры Дурманного оврага, которые на сегодняшний день обвалились, устланы человеческими костями – останками пленников.

Легенды, которых множество, придают этому месту неповторимую ауру романтики. Вполне возможно, что стихотворение «Утёс» Михаил Лермонтов посвятил именно этому утесу.

С утесом Степана Разина связана и страшная легенда о гробнице Марины Мнишек.

В 1859 году «Саратовские губернские ведомости» опубликовали рассказ бурлака. Взобравшись вместе со своим товарищем на утес, он увидел в земле отверстие с дверью. Подземелье, в которое открыла дорогу дверь, оказалось богато обставленным помещением, посреди которого был установлен окованный железными обручами гроб, а вдоль стен стояло множество бочек с золотом и серебром. В углу висела икона в осыпанном драгоценными камнями окладе. Один из бурлаков разбил замки на гробе лежащим тут же молотом, и из него поднялась ожившая Марина Мнишек. Бурлак, обезумев, начал стегать ее железными прутьями, а сам рассказчик, попытавшийся его остановить, был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой. После этого вход в подземелье бесследно исчез, а товарищ бурлака, оставшийся там, так и пропал без вести.

Некоторые из таких историй даже были записаны руководителями научных экспедиций, проходивших в самом начале XX века.

Так, однажды голос Разина прислышался немецкому дровосеку, рубившему дрова в лесу у Дурман-горы. Другой загадочный случай рассказал один из жителей села Щербаковка. В сильную вьюгу его отец встретил недалеко от деревни старца в лохмотьях, который отказался от приглашения на теплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать еще 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в мире!»

Дурман-гора, соседствующая с утесом Степана Разина, пользуется у местных жителей славой гиблого места, которое предпочтительнее обойти стороной. Одним там становится плохо, у других возникают видения.

Дурман-гора — место уникальное, местные жители не очень любят его, многие даже обходят стороной. Говорят, что энергетика здесь не очень: то кому-то плохо станет, то привидится что.

Лично меня, геолога и географа, проведшего здесь не один раз за прошедшие пол-века свои исследования удивляет вот этот бред, который передаётся из одних интернет-источников в другие :

"В дурное влияние горы обществу XXI века поверить трудно. А вот с наукой не поспоришь. Не так давно саратовские геологи изучили местность Дурман-горы. Ученые обнаружили, что бывшее убежище Степана Разина находится на ВУЛКАНЕ и прямо на разломе земной коры. Именно в этом месте на поверхность земли вырывается радиоактивный газ радон. И поэтому здесь такое сильное электромагнитное излучение. Есть мнение, что его воздействие на человеческий организм может привести не только к головным болям и повышению давления, но даже стать причиной кратковременного помутнения рассудка".

НИКАКОГО ВУЛКАНА С ГАЗОМ РАДОНОМ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМИ ИЗЛУЧЕНИЯМИ ТУТ НЕТ. А есть огромные оползни со стороны Волги, о которых не пишет никто, хотя даже на одной из зарисовок братьев  Г. и Н. Чернецовых они явно отражены и скорее всего были и во времена Степана Разина !

Вот так заменяя одни понятия другими и приплетая совсем иное и живёт российская глубинка.

Некоторые "любители" истории и географии организуя сюда туристические маршруты приплетают в своих рассказах и Афанасия Никитина - первого русского путешественника, с его "Хождением за три моря". Он де проплывал здесь и поклонялся "Утёсу".

А то, что этот тверской купец жил и плавал здесь (15 век !) почти за два века до Степана Разина и скорее его путешествия на юг повлияли на персидские походы донского атамана - мало кого волнует !

Мол утёс то и до этого был !

Вот так и рождаются легенды в России - на примитивном незнании и невежестве тех, кто их слышит и передаёт затем другим, таким же "любителям" истории и географии...

Однако, это ещё не конец моей "серии" этого увлекательного детектива. Нам предстоит поближе познакомиться не только с героем, но и самим местом и самой территорией где он хозяйничал.

А то ведь так не интересно. Люди приезжающие сюда о герое узнали, разные легенды о нём и его деяниях услышали, а где всё это происходило и чем ещё интересно это место - не знают !

Но всё это будет уже в следующих "сериях" моего повествования...

Игорь Пролеткин


Рецензии