Псков - тысячелетний город

Любой, кто въезжает в некий усреднённый российский город, обычно попадает сюда двумя путями: по железной дороге или автотрассе. В некоторых случаях это может быть водный транспорт (речной, морской). Но это всё-таки бывает реже. Если город имеет свой аэропорт и вы воспользовались самолётом, то всё равно в город попадёте вышеперечисленными  двумя способами. Таким образом, ваше знакомство с городом начнётся с его окраин, которые в российских городах редко бывают привлекательными. Скорее всего, это будут склады и промзоны, строительные рынки и крупные торговые центры. Они будут перемежаться с частными домами и городской малоэтажной застройкой. Будут и какие-то новые микрорайоны, в которые город за последние десятилетия начинает расползаться. Это некий усреднённый портрет ворот городов России. Конечно, всё может быть и по-другому. Но пока нам это другое не попадалось.

Мы приехали в Псков на скором фирменном поезде с одноимённым названием. Он удобен тем, что идёт 11 часов в ночь. Вы садитесь в половине девятого вечера, ужинаете, спите, а в 8 утра прибываете в город. При путешествии на машине вам понадобится почти столько же времени. Но для такого длительного путешествия необходим хотя бы напарник. К тому же вы теряете целый день (потому что в ночь ехать не очень комфортно). Есть вариант совместить это автопутешествие с осмотром других мест, расположенных на пути вашего следования. Например, из Москвы доехать до Ржева (250 км), посмотреть город, потом - Великие Луки (ещё 250 км), и затем марш-бросок на Псков (270 км). Таким образом, вы будете отдыхать, смотреть достопримечательности, и отрезки в пути у вас будут где-то по 3-3.5 часа. К вечеру приезжаете в Псков, ночуете и со свежими силами начинаете осмотр города. Есть и ещё один экзотический вариант. Самолёт.

В советские времена из Москвы в Псков летал небольшой самолёт Ан-24 вместимостью до 50 пассажиров. Ещё несколько лет назад компания "Псковавиа" обслуживала этот маршрут из Домодедово в аэропорт Кресты. Но компания обанкротилась. И рейсы отменились. Зато появилась компания из Ростова-на-Дону "Азимут". Её самолёты Суперджет-100 теперь 1 раз в сутки по вечерам летают из Внуково в Кресты, а утренний рейс возвратит вас обратно. Время полёта 1 час 20 минут. Так что есть из чего выбирать.

Но мы прибываем в Псков на ж/д-вокзал. Нам повезло. Спустя 150 лет после постройки вокзала мы видим практически то самое здание, что было принято в эксплуатацию в 1863 году. Немного о том, как оно появилось. Первая полноценная железная дорога в России была проложена, как вы знаете, из Петербурга в Москву в 1851 году. В этом же году Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Псков - Варшава (мы же помним, что Польша входила тогда в Российскую империю). Но Крымская война внесла свои коррективы в этот процесс. Строительство затянулось. Вместе с тем, стратегически Россия теряла в своей безопасности именно из-за отсутствия развитой транспортной инфраструктуры. И в 1856 году принимается решение уже о создании сети железных дорог. Общая протяжённость её должна была составить около 4000 км. (Для сравнения: в США в это время только ежегодно (!) строилось свыше 3000 км.)

В 1859 году открыто движение из Петербурга в Псков, в 1862 году по всей длине линии от Петербурга до Варшавы. И естественно, нужен был хороший каменный тёплый вокзал. Французским инженером Пирелем (все железные дороги в России первоначально были частными и строились на деньги и в интересах иностранных инвесторов) был сделан проект типовой станции первого класса для четырех городов: Владимира, Пскова, Вильно (Вильнюса) и Динабурга (Даугавпилса). Но только Псковский вокзал сохранился и сегодня напоминает нам о той истории. При возведении вокзала русскими инженерами были сделаны некоторые отклонения от французского проекта. То, что мы видим на фасаде первого этажа как множество окон, в первоначальном проекте было дверями. Да, множество стеклянных дверей со всех сторон здания общим количеством 76 (!). Француз, наверное, чертил свой проект где-нибудь на юге Франции. Но для северо-запада России такое проветриваемое здание не годилось. Вместо дверей появились окна. Ну и конечно, во времена Российской империи помещения вокзала делились по классам пассажиров: 1, 2 и 3. В 1889 году из Пскова прошла ветка железной дороги на Ригу, в 1897 году на Бологое. Благодаря последней мы теперь и попадаем из Москвы в Псков. Ещё одно памятное событие связано с вокзалом Пскова. Здесь на станции в своём спецвагоне император Николай II 2(15) марта 1917 года подписал отречение от престола. Об этом событии на здании установлена мемориальная доска. Во время войны здание вокзала сильно пострадало.

Ну а мы, как уже прибывшие в город Псков, отправляемся к центру города. Здесь не нужны автобусы. Самый центр (кремль) расположен всего в 3-х километрах от вокзала. И наш путь лежит мимо часовни Воскресения Христова, построенной в 2003 году к 1100-летию Пскова. На закладной доске апсида (памятная табличка на выступе) высечены слова молитвы: «ГОСПОДИ, ПРИМИ НАШЕ ПОКАЯНИЕ И УТВЕРДИ НА ПУТИ ВОСКРЕСЕНИЯ РОДНОЙ РОССИИ И ЕЕ НАРОДА В ДУХОВНОЙ СИЛЕ И ПРАВДЕ». С этой молитвой и продолжим наш путь.

Продолжение следует...


Рецензии