003 Первый революционер, или Брутова революция

Основы западноевропейской цивилизации* начали складываться в эпоху Древней Греции, но завершённость они получили с расцветом Древнего Рима. Именно в этих государствах зародилось понятие гражданин, т.е. человек, который постоянно проживает в данной стране, пользуется защитой её власти и наделён при этом всеми политическими и иными правами и обязанностями.
__________________
* Сегодня западноевропейская цивилизация является синонимом глобальной мировой цивилизации.

В отличие от греческой, в римской истории есть собственная «революция» и немало гражданских войн. Уже на заре своей истории римляне осознали и усвоили значение патриотизма: для них патриотом являлся человек, который добровольно и жертвенно жил в интересах общества и государства, а родственные чувства полагал второстепенными. Впрочем, по утверждению ряда современных исследователей, эту нравственную норму на примере древней истории сформулировали творцы первой идеологии, причём созидали они её по указанию императора Августа. До того времени римляне жили по обычаям предков и не придавали своим поступкам какого-то особого значения.

Впервые чётко сформулировал и пропагандировал идеологию патриотизма Тит Ливий в «Истории Рима от основания города». Для россиян знать об этом особенно важно, поскольку в XX в. АВГУСТОВСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ взяли за основу большевики-сталинцы при разработке советской идеологии. На её базе сложилась идеология Великой Отечественной войны Жданова-Щербакова, которую пытаются «развенчать» в наши дни некоторые ретивые «правдоискатели».

Из книги Тита Ливия мы черпаем сведения о героических деяниях римлян в дни древнеримской «революции». Другие источники рассказывают о тех событиях иначе.

Согласно преданию, начиная с Ромула — основателя города Рима — народом правили цари. После кончины Ромула царя избирали на комиции — народном собрании. Всего таких избранников было шестеро, причём последний по имени Тарквиний Гордый сверг и повелел убить своего предшественника царя Сервия Туллия. Тарквиния поддержал сенат — сто старейшин из знатных родов. Роды эти были назначены в сенат ещё Ромулом. Оспаривать старейшин никто не стал, и вскоре римляне за это жестоко поплатились.

Первым делом Тарквиний окружил себя ликторами — государственной охраной, а затем подверг репрессиям сторонников Сервия Туллия, к которым относилась значительная часть богатых сенаторов. Оказался в числе репрессированных и муж сестры нового царя Марк Юний. Его казнили вместе со старшим сыном. А вот младшего племянника Люция Юния Тарквиний пощадил по малолетству. Царь лишь забрал мальчика в свой дом и воспитывал вместе со своими многочисленными сыновьями.

Чтобы его не заподозрили в ненависти к Тарквинию, Люций стал притворяться недоумком. Его так и прозвали Брутом — «дурачком».

Минуло двадцать пять лет. Царь правил жёстко, но справедливо. Рим богател и расширялся. Разве что с налогами Тарквиний не знал меры. Средства нужны были ему для захватнических походов. Да ещё подводили его возмужавшие царские сынки, бессовестно пользовавшиеся отцовской снисходительностью к их далеко не безобидным проказам. Брут же за эти годы нашёл себе верных друзей среди граждан, кому смог открыть тайное своё лицо.

Примерно в 509 г. до н.э. Тарквиний вознамерился захватить ближайший город Ардею. Поскольку город стоял на высокой горе и был сильно укреплён, пришлось взять его в осаду. Дело это скучное, и вскоре молодые римляне стали искать развлечений. Однажды вечером сын царя Секст Тарквиний, прихватив с собою раба, ускакал в Рим. Там он вломился в покои красавицы Лукреции, молодой супруги царского родственника Люция Коллатина, и изнасиловал её. Защитить честь женщины было некому — все мужчины участвовали в осаде. Совершив преступление, царский сынок благополучно вернулся в лагерь, уверенный, что злодеяние останется безнаказанным.

Потрясённая Лукреция спешно призвала к себе мужа и отца с друзьями. Среди последних был Брут. Опозоренная женщина поведала о совершённом над нею насилии, а потом прилюдно заколола себя припрятанным под одеждой кинжалом. От неожиданности все потеряли дар речи и не знали, что делать. И только «дурачок» Брут вырвал из груди Лукреции окровавленное оружие и призвал:

— Этой чистой и священной кровью я клянусь и призываю вас, боги, в свидетели, что буду огнём и мечом и всеми возможными для меня средствами преследовать высокомерного злодея Люция Тарквиния с его безбожной женой и всеми детьми его племени, и не потерплю, чтобы они, или кто бы то ни было другой были царями в Риме!

Никто из участников событий, поддержавших призыв товарища, даже помыслить не мог, что в тот час в Риме произошла РЕВОЛЮЦИЯ, а Брут** оказался первым в мировой истории РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ. Монархия была свергнута, Вечный Город стал республикой.
_______________________
** Некоторые исследователи полагают, что летние месяцы в латинском календаре названы по именам устроителей римского государства: июнь — Юний Брут (республиканец и революционер), июль — Юлий Цезарь (диктатор), август — Август (император).

Срочно созванное народное собрание признало Брута и военачальника Спурия Лукреция своими вождями. Войско поддержало Брута. Тарквинию с семьёй пришлось бежать в Этрурию. Он несколько раз пытался организовать военные походы на Рим, чтобы вернуть себе власть, но всякий раз наёмники оказывались разбитыми. В этих походах погибли все сыновья царя. В конце концов, Тарквиний удалился в Грецию, где и умер в 495 г. до н.э.

Правители республики теперь сменялись каждый год и находились под контролем римского народа. Конечно, относительно, но всё же.

Брутова революция, пусть и косвенно, выявила главное противоречие человеческого общества, которое (будучи научно выявленным и описанным ещё в XIX в.) остаётся неразрешимым и в наши дни. Всё говорит за то, что оно приведёт очередное планетарное человечество к катастрофе.

В книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» в наиболее лёгком изложении рассказано о формировании этого противоречия.

В частности, вполне наглядно показано вторичное в данном случае противоречие между СЕМЬЁЙ и ПАТРИОТИЗМОМ. При здравом размышлении, для выживания в этом мире человек вынужден и обязан ставить общественный интерес выше интереса своей семьи. Именно на этом основана любая ИДЕОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ, прежде всего августовская идеология в изложении Тита Ливия. Однако личный ЖЛОБ и ЧАДОЛЮБИЕ ставят интересы семьи выше интересов общества. Кстати, именно это противоречие интересов семьи и общества лежит в основе мерзкой кампании, развязанной отечественной либеральной интеллигенцией против невинно убиенных детей Павлика и Феди Морозовых.

Ну а главное противоречие современного общества заключается в СЕМЕЙНОМ НАСЛЕДОВАНИИ собственности и общественного положения при ЛИЧНОЙ (а не семейной, передающейся из поколения в поколение) ОТВЕТСТВЕННОСТИ человека за свои деяния (прежде всего злодеяния). Умер злодей, и его невинная семья законно владеет незаконно нажитым достоянием. И так из поколения в поколение. В результате идёт накопление материальных богатств и реальной власти в руках отдельных семей при их полной безответственности за преступления и даже злодеяния, совершённые их предками ради этих накоплений. Попытки разрешения именно этого противоречия лежат в основе первопричин Великих революций, но закамуфлированы они для обывателя всевозможными заумными, многословно излагаемыми теориями и односторонним гуманизмом в пользу семей преступных предков.


Рецензии
Очень интересно излагаете, вроде бы, известную историю! Спасибо!

Игорь Тычинин   09.07.2021 09:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.