Джавахарлал Неру

     Весна, конец учебного года.   Мне - четырнадцать лет.   Я окончила восьмой класс.  Полгода назад  зимой,  в декабре  месяце в городе Мирном  произошла   авария на котельной. Такое в те годы случалось часто, но в тот раз авария была серьёзной и её последствия исправляли почти месяц. Тогда домА, в нашем совсем юном   городе, были   только деревянные и во всех имелись небольшие печки. Мы жили в деревянном двухэтажном доме на улице имени якутского революционера Платона Ойунского, на первом этаже. Кстати, несколько раньше, как говорит хронология города,  до 17 сентября 1959 года, улица называлась Якутской. Кроме печек в домах было центральное отопление, но оно не всегда достаточно хорошо исполняло свою функцию. А печки тоже были маломощные, чаще всего они годились лишь для того, чтобы приготовить пищу, но квартиру обогревали плохо. Особенно в морозы, которые в те годы достигали 55-60 градусов мороза. И это неудивительно, ведь в обычных деревянных домах на семью, печка была мощной и стояла в центре избы, обогревая равномерно весь дом. Такая печка обычно плитой находилась  на кухне, а спиной своей присутствовала в комнатах. Я это знаю не понаслышке, в детстве я сама жила в таком доме. Потому и говорю, что те наши мирнинские печи в деревянных двухэтажных домах исполняли, в основном, роль плиты, лишь слегка обогревая следующую за небольшой кухней комнату. А уж до следующей комнаты, которая была не смежной, а анфиладой шла за первой от кухни, тепло почти не добиралось, остывая по пути.

Спать мы дети  в те дни ложились в лыжных костюмах и тёплых носках. Предварительно перед сном мама согревала наши постели утюгом, иначе было впечатление, что запрыгнул в снежный сугроб, причём не из горячей бани, а из холодного подвала. Вот такие были дела... В результате, однажды я проснулась с высокой температурой и ломотой во всём теле. До того времени, несмотря на свой небольшой рост и худобу, я болела редко, занималась спортом, у меня даже был второй юношеский разряд по гимнастике. Мы много бегали, смеялись и радовались жизни, когда уж тут болеть. Но после этой простуды я начала частенько прихварывать. И в этот раз, несмотря на конец мая, у меня снова и неожиданно поднялась температура. А это было очень и очень некстати, ведь через пару дней должен состояться первый учебный экзамен в моей жизни.  Да, в то время первые экзамены сдавали по окончании восьми классов. Потирая заболевшие суставы и покашливая, я всё же заснула. И мне приснился странный сон....

Вижу, будто иду я по необычайно красивому саду, ярко светит солнце, кругом пышные деревья и прекрасные, но незнакомые мне, цветы. Вдруг, за очередным кустом я разглядела что-то вроде небольшого домика с тёмной дверью и пошла туда. Мне совсем не хочется входить в этот домик, но я почему-то всё равно иду.  За дверью вижу серые каменные ступени, которые ведут вниз. По ним я попадаю в прямоугольную, но  не очень большую и совсем не высокую комнату. Стены обиты тёмно-коричневыми тканевыми обоями. Окон в комнате нет и светильники какие - либо тоже отсутствуют, но в комнату откуда-то сверху конусообразно проникает слабый рассеянный свет. Острие этого конуса упирается в переднюю часть этого странного помещения. Неожиданно я вижу там красивое большое, ну просто царское кресло. Оно обито  пурпурным бархатом с вышитыми или нарисованными на нём золотыми узорами. Ни в кресле, ни рядом с ним никого нет, но над креслом медленно и размеренно качаются два золотых опахала в мягких красивых перьях, как будто обмахивают веером  кого-то в кресле. Только я успела всё разглядеть, как красивый и печальный голос торжественно с паузой в середине произнёс странные слова: " джавахарлал ... неру...". Голос произнёс их несколько раз и ... я проснулась.

Сон показался мне очень странным и непонятным, но не произвёл на меня гнетущего впечатления, а,  наоборот, мне показалось, что  если бы я не проснулась, то началось бы что-то сказочное. Позёвывая и покашливая, я побрела на кухню попить водички. Там был папа, он ещё не ложился спать и что-то записывал в толстую тетрадь, но увидев меня, он предложил мне горячего чаю.
- Почему не спишь? Горло болит?- спросил папа, щупая мой лоб. - Температуры, вроде, нет.
- Всё нормально, папа. Мне уже лучше. Просто я заснула и сразу увидела странный сон.
- Такой странный, что сразу проснулась? - засмеялся папа.
- Ты не смейся, скажи лучше, что это такое - "джавахарлал" и "неру"...
- Ого! - удивился папа, - ну-ка расскажи свой сон.
И я рассказала. Рассказчик я неплохой, а тут ещё такая история...сказочная, как мне показалось.
- Да... вот уж точно странный сон, - задумчиво протянул папа и как-то немного опечалился. Или мне показалось.

И папа рассказал, что Джавахарлал Неру - это не что, а кто. Он премьер министр дружественной Советскому Союзу страны Индии и очень уважаемый папой государственный деятель.  Оказывается Индия до 1947 года была колонией Британии, а Джавахарлал Неру   возглавил освободительное движение, а потом стал премьер министром свободной страны.
- Сейчас ему 74 года и он сильно болен, - печально закончил папа свой рассказ. - Да, Наталка,  странный сон тебе приснился... Ну, ладно, иди скорей спать, Лапочка. Утро вечера мудренее, - папа ласково погладил меня по голове и я пошла спать дальше.
А вечером следующего дня я узнала, что этот замечательный человек - Джавахарлал Неру - умер.

А вот почему мне приснился этот сон? Почему и для чего предупреждена об этом печальном событии была именно я?  Какой в том был смысл... Это до сих пор для меня загадка.


Рецензии