Шереметев Николай Петрович

День рождения Героя

Шереметев Николай Петрович (28 июня [9 июля] 1751 – 2 [14] января 1809), покровитель искусств, меценат; граф. Основатель Странноприимного дома в Москве.

Н. П. Шереметев родился в Санкт-Петербурге. Его дед – фельдмаршал и первый граф Русского царства Борис Петрович Шереметев (1652–1719), отец – граф Пётр Борисович Шереметев (1713–1788), генерал-аншеф, обер-камергер, сенатор, московский губернский предводитель дворянства. П. Б. Шереметев владел более чем 140 тысячами душ крестьян, усадьбами Кусково и Останкино, он создал балетную и живописную школы, крепостной театр.

Николай Петрович рос и воспитывался вместе с будущим государем Павлом Петровичем. Получил хорошее домашнее образование. Шереметев был настоящим музыкантом – играл на фортепиано, скрипке, виолончели, управлял оркестром. В 1768 г. был пожалован в камер-юнкеры и на следующий год отправился в четырёхлетнее заграничное путешествие (1769–1773). Посетил Голландию (слушал лекции в Лейденском университете), Англию, Францию (учился игре на виолончели у парижского музыканта Ивара), Швейцарию и Германию. Обучался театральному делу, декорационному, сценическому и балетному искусству. По возвращении в Россию снова занял придворную должность.

С 1777 г. состоял главным директором Московского дворянского банка. Сенатор, в 1786–1794 гг. присутствовал в пятом департаменте Сената в Москве, в 1796–1800 гг. – в межевом департаменте Сената. Обер-гофмаршал (1796), обер-камергер (1798), действительный тайный советник. В 1797 г. Шереметев переехал в Санкт-Петербург, жил в Фонтанном доме. Выйдя в отставку в 1800 г., поселился в Москве в собственном квартале вдоль улицы Воздвиженки.

Для Николая Петровича главным делом жизни был театр. Первоначально спектакли театра Шереметева давались на двух сценах – городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной – в Кусково, где было организовано обучение крепостных актеров, число которых доходило до 95 человек. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1792–1798 гг. Шереметев выстроил театр в Останкино – крупнейший крепостной театр того времени. В шереметевском театре было поставлено около сотни опер, балетов и комедий. Главной была комическая опера: Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Отдавая предпочтение французским и итальянским композиторам, граф Н. П. Шереметев не прошел мимо лучших образцов ранней русской комической оперы. Он первым в России обратился к реформаторским операм Глюка: «Армида», «Ифигения в Тавриде», «Альцеста».

6 ноября 1801 г. женился на актрисе своего театра П. И. Жемчуговой-Ковалевой, бывшей крепостной, которой граф в 1798 г. дал вольную. 3 февраля 1803 г. у них родился сын – Дмитрий, а Прасковья Ивановна спустя три недели умерла.

После смерти супруги Николай Петрович Шереметев – один из богатейших людей в Российской империи – выполняя волю умершей, посвятил свою жизнь благотворительности. Одних только пенсий граф ежегодно раздавал до 260 тыс. рублей (по тем временам это была огромная сумма). Он пожертвовал часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам, а также продолжил строительство в Москве Странноприимного дома (богадельни – приюта и бесплатной больницы), открытого уже по смерти его основателя, в 1810 г. Первоначальный проект здания принадлежал московскому архитектору Елизвою Назарову, ученику Василия Баженова. После кончины П. И. Шереметевой мемориальный характер проекту придал выдающийся архитектор Джакомо Кваренги.

Странноприимный дом стал одним из первых в России учреждений по оказанию медицинской помощи беднякам и для помощи сиротам и бездомным; он был расчитан на 100 человек, ещё 50 мест было выделено для медицинского и обслуживающего персонала. Для содержания богадельни и больницы Н. П. Шереметев определил неприкосновенный капитал в 500 тысяч рублей и доходы с вотчины Молодой Туд. Он завещал своим потомкам попечение над Странноприимным домом, что и было ими исполнено. С 1850-х гг. Странноприимный дом стал называться Шереметевской больницей. На её базе в 1923 г. был организован Институт неотложной помощи имени Н. В. Склифосовского (ныне – НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского).

Кроме того, на средства Шереметева, считавшегося знатоком архитектуры, были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кусково и Марково, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, Дмитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом и других.

«Жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба». – Николай Петрович Шереметев.

Награждён орденами Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира 1-й степени, Св. Александра Невского, Св. Анны 1-й степени, Св. Иоанна Иерусалимского, Белого Орла и Св. Станислава. В 1803 г. император Александр I своим указом повелел вручить графу Николаю Петровичу в общем собрании Сената за безкорыстную помощь людям золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: «В залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве».


Иллюстрация: Боровиковский Владимир Лукич. Портрет графа Н. П. Шереметева. 1819 г. Из открытых источников. Фрагмент.


Рецензии