Сказка старого казака

(По мотивам казачьих сказок: "Лихо-одноглазое", "Горе-злосчастье")

Действующие лица:
Старый казак
Кузьма, казак (муж Дарьи)
Дарья, казачка (жена Кузьмы)
Лиходей Злосчастьев, чёрт
Дети: Андрейка, Катя.
Массовка.

Сцена 1

На сцену выходит старый казак, садиться на скамейку, достаёт трубку, стучит  по карманам в поисках спичек.

Казак (самому себе). Надо же спички забыл! Вот голова дырявая! (к залу) Придётся мне с вами целый час без курева сидеть! Может, у вас у кого спички есть? (смотрит в зал) А хотя не надо! (машет рукой) Здоровее буду!

Убирает трубку в карман.

Появляются дети Андрейка и его сестра Катя, увлеченные, они не замечают старого казака.

Катя. Андрейка, отдай сейчас же! Если мамка узнает – заругает!

Андрейка. Не брал я! Отстань от меня!

Катя хватает брата за рукав.

Катя. Я видела, что брал! Отдай, говорю!

Андрейка (пытаясь освободиться).  Вот привязалась, не брал я, ещё раз тебе повторяю!

Катя. Я сейчас пойду сама всё мамке расскажу, а она отцу, получишь тогда ремня по полной!

Андрейка. Иди, иди, ябеда!

Катя. Ага, значит, ты взял!

Андрейка. А может, ты сама её взяла, а на меня свалить хочешь?

Катя. Мне-то зачем?

Андрейка. А я откуда знаю!

Старый казак. Так, молодёжь, что за шум, а драки нет?

Дети, увидев старого казака, прерывают ссору.

Катя. Здравствуйте, дед Игнат!

Андрейка. Здравствуйте!

Старый казак. О чём у вас спор вышел?

Катя. Дед Игнат, Андрейка бутылку горилки из шкафа украл.

Андрейка. Не брал я, не ври!

Катя. Я видела!

Старый казак (к Андрейке). Горилку? А зачем тебе горилка?

Катя. Они с Сашкой её выпить хотели, чтобы быть как взрослые, я их разговор подслушала!

Андрейка. Ууууу, ябеда!

Старый казак. Взрослым хочешь себя почувствовать? Рановато тебе ещё. Всему своё время, Андрейка! Горилку коли взял – верни! А тебе Катя скажу – доносчику первый кнут! Про брата матери не говори.

Катя. А как же нам теперь быть? Матушка в шкаф заглянет, а горилки нет?

Старый казак. Придумаем что-нибудь. А сейчас, устраивайтесь поудобнее я вам одну очень поучительную сказку  расскажу.  (Дети садятся) Сказку, в которой лжи нет, а намёков, ой, как много! Сказку нашу, казачью, не какую-то там басурманскую! То и не сказка даже, а скорее быль! А если она вам чУдной покажется, то  тут уж прошу меня извинить! О тех событиях я от отца своего слышал, а он у меня заслуженный казак был! На службе царской состоял и вернулся полным Георгиевским кавалером! Ему врать нужды не было! Рассказывал мне отец, что жил в нашей станице казак, которого звали Кузьмой. Был он рода знатного, который ещё от «Ваньки-Кольца», что с Ермаком Сибирь воевать ходил, начало своё брал! Во, как! Кузьма, так же как и отец мой на службе царской отличился! Когда вернулся он домой, то у него как говориться была вся грудь в крестах, а голова, слава Богу, не в кустах!  Ох, и завидный был жених! Все молодки в станице как сума по нему сошли, а он одну свою суженную только и признавал, Дарьей её величали. Она его со службы ждала, их ведь ещё с молодых лет родители сосватали. Недолго думая, Кузьма предложил Дарье стать его женой. Ну, та, само собой, разумеется, согласилась! Ох! Рассказывал отец, свадьба у них весёлая была! Вся станица и соседние села три дня гуляли!

На сцене появляются Кузьма и Дарья. Старый казак и дети уходят. Кузьма ведёт её под руку, словно к алтарю. После звучит танцевальная музыка, молодые танцуют.

Дарья. Посмотри, людей-то, сколько у нас на свадьбе гуляет! Прямо как у императора с императрицей! Я и не знаю половины!

Кузьма.  Все наши люди! Все казачьего рода-племени! А скоро, надеюсь, и мы с тобой прибавим казаков да казачек в станице нашей!

Дарья.  Ох, ты какой скорый! Мы ещё свадьбу не отгуляли, а он уже казачат наплодил! Это тебя на службе царской научили, что крепость с ходу взять  можно? Нам, дорогой мой, время потребуется!

Кузьма. Да знаю я, Дарья! Неужто, я дитя малое!

Дарья. Ну будет, будет! Я обидеть тебя не хотела! Мы ведь повенчаны теперь! А значит перед Богом  и родом казачьим в долгу! Нарожаю тебе,  муж мой законный, деток на радость! Ровно столько, сколько своим трудом прокормить сможешь!

Кузьма. Эх! Радостно мне! Смотри, Даша, как сейчас я для тебя танцевать буду!

Кузьма танцует боевой казачий танец (если возможно, то с саблями). Кузьма эффектно заканчивает танец и становится на колено перед невестой.

Дарья (смеётся). Ох, и силён ты, Кузьма! Ну, как такому бравому казаку дюжину казачат не нарожать? И две нарожаю!

Кузьма (на ухо Дарье). Отойдём, Даша? Хочу тебе кое-что сказать.

Отходят в сторону.

Кузьма. Я вот что тебе хотел сказать Дашенька, я, когда на службе у царя-батюшки был,  каждый день о тебе вспоминал!

Дарья (вопросительно). Каждый день?

Кузьма (утвердительно) – Каждый день!

Дарья (вопросительно). А ночью что же?

Кузьма (не понимая). Что ночью?

Дарья (играя). Ночью, ты, что же не вспоминал обо мне?

Кузьма (оправдываясь). Спал я по ночам, Дашенька!

Дарья (как бы обиженно). Значит, не любишь ты меня, Кузьма, раз по ночам обо мне не думал!

Кузьма (оправдываясь). Так как же думать я мог любовь моя, коли спал порой без задних ног от усталости!

Дарья (играя дальше). И не снилась я тебе даже?

Кузьма (оправдываясь). Снилась! Каждую ночь снилась! Вот тебе крест! С места мне не сойти  если вру!

Дарья. Шучу я, Кузя! Верю я тебе любый мой! Идём к гостям, ищут нас уже!

Кузьма. Идём!

Делают шаг.

Дарья. С места сошёл, значит, не врал, что снилась тебе!

Кузьма (останавливая Дарью).  А ты, Даша, обо мне думала ли?

Дарья. Каждый день и каждую ночь! Ждала тебя, да боялась всё, вдруг ты там встретишь барыню знатную, а обо мне бедной казачке забудешь!

Кузьма.  Разве можно забыть тебя, Дашенька! Если только память совсем отшибёт при контузии!

Дарья. А вот про гостей мы совсем забыли, нехорошо! Ну, идём, идём!.

Кузьма и Дарья уходят со сцены.

Сцена 2

Выходит старый казак и дети.

Катя. Дед Игнат, а что же дальше было?

Старый казак. Дальше? А дальше было так. Отгуляли, значит, молодые свадьбу, и пошла жизнь у них своим чередом. Как водиться, всей станицей, помогли молодым дом построить, а то ведь это  непорядок с родителями жить! Дарья по дому управляется, за скотиной смотрит, огород с тыквой да прочими овощами тоже на ней, а Кузьма в поле пашет, сеет, как мужику и положено! Да ещё вот баньку решил построить. Как говориться в селе без дела не посидишь не то, что  в городе! А как Кузьма со строительства  на обед домой придет, то назад и уходить не хочет мало того, что жена красавица, так ещё и хозяйка Дарья знатная! Ох, и борщи у неё! От одного запаха насытиться можно! А вареники? И с творогом, и с картошкой, и с тыквой, и с вишнями! Да ещё коли со сметаной! Объеденье! Мне отец сказывал, что никто в станице вкуснее Дарьи не стряпал. Радовался Кузьма на жену свою! И Дарья на мужа своего тоже нарадоваться не могла! Так и старалась всегда услужить ему да удивить то борщом, то щами, то пирогами. Одним словом на зависть всем соседям жили Кузьма с Дарьей!

Старый казак и дети уходят.
Появляется Дарья. Несёт вынутый из печи чугунок с борщом. Ставит его на стол. Появляется Кузьма.

Кузьма. Дашенька, голубушка, ты меня совсем избалуешь! Я от самой изгороди запах борща твоего учуял! А мужики уже спрашивают у меня, не пригласишь ли, Кузьма, в гости? Борща, мол, отведать? А я им в ответ, у вас свои жёны есть!

Дарья. Садись, садись! Раскудахтался!

Кузьма. Даша, а полотенце где? Руки вытереть надо!

Дарья. Ох, я и забыла! (приносит полотенце, подаёт Кузьме, тот вытирает руки, вешает полотенце на спинку стула, садится за стол)

Дарья. Сейчас,  хлеб подам! (кладёт перед мужем хлеб, наливает в миску борщ, ставит перед мужем). Ешь, умаялся, небось? Жара-то, какая стоит! Прямо как в печи!

Кузьма. Верно, жарко! Но куда же денешься? Работать надо! Вот баньку дострою, чтобы нам с тобой было, где париться, там и отдохну малость.

Дарья. Да где уж отдохнёшь!? Скоро сено косить, а там и пшеницу убирать время придёт!

Кузьма (преломляет хлеб, встаёт, крестится  на образа, садится) – Верно, говоришь! Дел пока много! Зимой отдохну!

Дарья. Ты ешь, ешь, работник мой!

Кузьма. А что же ты сама? Или уже пообедала?

Дарья. Я потом. Успею ещё! А сейчас как положено, за столом  мужу послужу!

Кузьма. Ох, Дашенька! Голубушка моя! Ох, и повезло же мне с тобой!

Дарья. Может, тебе горилочки чуть налить?

Кузьма. Ты же знаешь, Дарья не пью я горькую! Никто в роду нашем к заразе этой не прикасается! Скольких она казаков сгубила! Сколько судеб исковеркала!

Дарья. Ну, успокойся, любый мой! Это ж я пошутила! Знаю, что в роду вашем строго со злом этим!  Я тебе сказать кое-что хочу важное!

Кузьма. Так говори, а то уже скоро уйду. Мужики-то, небось, уже обедать заканчивают!

Дарья нагибается и шепчет мужу на ухо.
Кузьма вскакивает.

Кузьма (радостно). Да что ж ты молчала! Я ж теперь и есть не смогу! Ай, Дашенька! Ай,  лебёдушка моя! (обнимает жену) И когда же ты почувствовала?

Дарья. С месяц уже!

Кузьма. И всё таилась!

Дарья. Да сглазить боялась! И уверенности не было! А сейчас, поняла – так и есть!

Кузьма. Дай, прикоснусь! (Кузьма аккуратно трогает живот у жены)
Кузьма (испуганно). Ой, кажется, шевельнулся! (отдёргивает руку)

Дарья. Глупенький! Шевелиться там ещё пока нечему! Вот месяца через четыре! Тогда почувствуешь!

Кузьма. Как казака назовём?

Дарья. А если  казачка родится?

Кузьма. Нет, Дарья! Первый казак должен быть!

Дарья. Спорить не буду с мужем! Кого Бог даст, того и принять должно!

Кузьма. Верно, говоришь! Мне всё в радость будет! Что казак, что казачка! Но казак радостнее!

Дарья. Ешь! Остынет всё!

Кузьма. Не до еды мне теперь, Дашенька!

Дарья. Вот потому сразу и не сказала! Знала, есть не станешь! Голодный работать пойдёшь!

Кузьма. Эх! Радостно-то как!  Пойду я Дашенька! Мужикам расскажу про счастье своё!

Дарья (Дарья приносит заранее заготовленный узелок с едой).  Вот держи узелок, с собой тебе собрала! Как знала, что обедать  не станешь, когда узнаешь! Коли  проголодаешься, здесь  и хлеб, и сало, и картошка, и зелень! Идём, до ворот провожу тебя!

Кузьма и Дарья выходят.

Сцена 3

Появляется старый казак и дети.

Катя. Дед Игнат, наша матушка также о батюшке заботится!

Андрейка. Всё точно как вы говорите, делает!

Старый казак. Всё правильно! По-другому казачке нельзя! Раз есть муж о нём казачка заботиться должна, и казак о жене своей заботиться должен и защищать её  обязан. Ну, а теперь слушайте дальше. Хорошо жили Кузьма с Дарьей. Счастье в дом пришло, забеременела казачка. А  казаку, что ещё нужно? Жена верная, заботливая, да детишек полный дом! Это главное, а остальное он всё устроит! На то он и казак!  У нас в станице раньше семьи ух, какие большие были не то, что нынче! По восемь-десять ребятишек в каждой хате! И всем всего хватало! Никто обделённым не ходил! Да было время! А Кузьма значит, в тот день, к казачкам пришёл, что баньку ему строить помогали и рассказал им о радости своей. Да ещё сказал, что на сегодня хватит работать. Отпустил всех, а сам пока остался. Ну, там инструмент собрать да прибраться вокруг. Собрал он молотки стамески, пилы да топоры и всё под навес сложил. Присел сам под навесом да задремал.

Старый казак и дети уходят. Появляется Кузьма, у него в руках молоток и пила. Кладёт инструмент, и присев на лавочку в тени под навесом, он задремал, уморившись от дневного зноя. Появляется мужичок  (Лиходей Злосчастьев, одет не по казачьи, на нём одежда более похожая на одежду студента, на голове фуражка.)

Лиходей  походил вокруг да около,  и  принялся будить Кузьму.

Лиходей. Ей, казак! К тебе обращаюсь! Проснись!

Кузьма (проснувшись). Ох, будь она не ладна! Задремал!

Лиходей. Устал, наверное? Работал, поди? Никак баню строишь?

Кузьма. Баню! А ты кто таков будешь?

Лиходей. Я то? Я студент!

Кузьма – Уж больно ты староват для студента!

Лиходей. Есть такое!  Я всё никак экзамены выпускные не сдам! То одно мешает, то другое! Все с кем я по первости учился, уже посты в городе важные занимают, а я вот пока всё науки изучаю!  Хочу до самой сути дойти! Как говорится: «Век живи –  век учись!»

Кузьма. А дальше поговорку эту знаешь?

Лиходей. Нет! А что продолжение у неё разве есть?

Кузьма. У нас говорят «Век живи – век учись, всё равно дураком помрёшь!»

Лиходей. Мудро говорят у вас! Запомню!

Кузьма. Звать-то тебя как, а студент?

Лиходей. Лиходеем меня зовут, а фамилия моя Злосчастьев!

Кузьма. Это что же за имя такое Лиходей? Да и фамилия у тебя прямо скажем не завидная!

Лиходей. Родители так назвали! А как мне тебя звать-величать?

Кузьма. Кузьмой меня зовут!

Лиходей.  Вот и отлично! Вот и познакомились! (протягивает руку Кузьме) Обмыть бы знакомство! У меня вот тут есть самогонка, да закуски ноль! Нет ли у тебя хоть хлеба?

Кузьма. Вот держи, жена собрала! (подаёт Лиходею узелок)

Лиходей. А что же ты казак, со мной с устатку выпьешь может немного, чтобы расслабиться?

Кузьма. Нет, благодарствую! Не пью я вовсе! И тебе не советую! Ты вот, может, если пить бросишь, так и институт свой окончишь!

Лиходей. Ааааа! (махнул рукой) Успеется! Ученье,  оно, как известно – свет, подольше я хочу просвещаться!

Лиходей развязывает узелок, достает из сумы бутылку, открывает её. Берёт стакан и наливает в него самогон.

Лиходей.  А то, может, для радости, а Кузьма?

Кузьма. Не надобно! У меня и так радость! Жена моя дитя под сердцем носит! Только сегодня об этом от неё узнал!

Лиходей (ставя стакан). Таааак! И за это известие, ты казак, выпить не хочешь?

Кузьма. Нет! А зачем? Радости-то вино не прибавит! У меня и так её через край!

Лиходей. Радости может и не прибавит, а вот примета есть одна верная, что коли известие сие не обмыть, то может несчастье случиться!

Кузьма. Что ещё за несчастье?

Лиходей. Эх, казак! Удивляешь ты меня! Не доносить может дитя жинка твоя!

Кузьма. А если выпью, то значит всё хорошо, по-твоему, будет?

Лиходей. На сто процентов! Способ этот – жизнью проверенный! И неоднократно подтверждённый! Научный метод! Как любит говорить наш доцент!

Кузьма. Ну, если от этого жизнь моего чада зависит, то, пожалуй, можно и выпить немного. Но, только самую малость, для порядка так сказать!

Лиходей. Конечно, самую малость! Только для порядка и всё! Чтобы о ребёнке позаботится, а то для чего же ещё?! Вот держи казак! (подаёт Кузьме стакан с самогоном)

Кузьма. Так стакан-то полный!

Лиходей. А по-другому, в этом деле нельзя! Только полный, и только до дна!

Кузьма.  Ну, раз по-другому нельзя, то придётся сделать, как говоришь! Здоровье чада моего для меня важнее всего!

Кузьма пьёт самогон, а Лиходей, подталкивает его локоть, чтобы ни капли в стакане не осталось! Кузьма выпил весь самогон и отдал стакан Лиходею. Тот налил себе.

Лиходей. Ну, Кузьма, за будущего казака! Чтоб как говориться - степь ему до горизонта, и  счастья на четыре фронта! (выпивает, закусывает)

Кузьма. А ведь и вправду веселее стало, и усталость как рукой сняло! Нет ли у тебя ещё самогонки, а, Лиходей?

Лиходей. Больше нет, но знаю где взять, да только средств не имею, поиздержался!

Кузьма. Это не проблема! Вот  держи червонец! Ох, и радостно же мне! Хочу, чтоб ещё радостнее стало!

Лиходей. Это мы сделаем! Это мы завсегда! (убегает за самогоном)

Кузьма (оставшись один). А что? Дарья сама мне предлагала чарочку выпить! Не каждый день события такие происходят, а если и примета такая имеется, то грех не выпить за здоровье маленького казака!

Возвращается Лиходей.

Лиходей. Вот принёс! Недолго ли я?

Кузьма. Недолго, я даже соскучиться не успел! (смеётся)

Лиходей. У меня, казак к тебе просьба.

Кузьма. Говори!

Лиходей. Можно я у тебя под навесом этим несколько дней поживу? Уж очень места ваши мне приглянулись! А может, и по строительству помогу. Лишним не буду!

Кузьма. Поживи! Человек ты вроде хороший! Учёный! Глядишь, и правда, советом дельным поможешь! Пойдём, Лиходей, под куст сирени присядем, а то что-то лавка больно жесткая!

Лиходей. Пойдём, конечно! Сейчас только закуску соберу. (собирает закуску, уходят с Кузьмой со сцены)

Сцена 4

Появляется старый казак и дети.

Андрейка. А этот Лиходей, что же из городских будет?

Катя. Конечно, из городских! Наши, станичные – разве так себя запустят, что им жить негде стало!

Старый казак. Верно, говоришь, Катенька, наши так себя не запустят. Ну, вот значит,  остался Лиходей у Кузьмы на строительстве бани, а казачки, что помогали Кузьме баню строить, посмотрели на этого деятеля и на Кузьму, который ни с того ни с сего, начал каждый день за воротник закладывать, да собрав инструмент, ушли. А Дарье-то каково? Не поймёт баба, что с мужем стало? Стал Кузьма каждый день домой пьяным приходить. Была причина конечно, но не каждый же день праздновать!

Старый казак и дети уходят. Появляется Дарья. Она подметает пол и прибирает на столе, напевая песню (надо найти женскую казачью). Входит Кузьма, пошатываясь. Дарья замирает с веником в руках, смотрит на мужа.

Дарья. Может, хватит уже!? Какой день празднуешь? Что с тобой случилось? Какая собака тебя, Кузьма, укусила? Ведь не пил никогда!

Кузьма. Ай, Дашенька, радость-то какая! Отцом скоро стану!

Дарья. Коли так пить будешь, то и не дожить можно до родов-то!

Кузьма. Дарья, не наговаривай! (прикладывает палец к губам) Тссссс! Всё отлично будет! Ты мне лучше закуски какой-нибудь собери! Я до вечера работать сегодня стану.

Дарья. С кем же ты работаешь сейчас? Слышала я от Марьи, что Илья её ушёл от тебя, говорит, что невозможно с тобой стало!

Кузьма. Есть у меня новый помощник! Воооот такой парень! (поднимает палец вверх) Смышлёный, одним словом учёный! Мы с ним беседы о науках, да о жизни ведём, он мне глаза можно сказать открыл!

Дарья. То-то я вижу, они у тебя почти не открываются! Баню-то хоть строишь?

Кузьма. Строю!  Как же по-другому! Всё чин-чинарём! Переживать тебе не о чем и нельзя! Помощник мой говорит: «Покой  в положении твоей жены – это главное!»

Дарья. Да где же ему покою взяться, коли муж что ни день то пьянее пьяного домой приходит!?

Кузьма. Ну, всё, всё! Сегодня вот в последний раз выпью и больше не буду!

Дарья. Так ты и вчера так же клялся! И позавчера!

Кузьма. То вчера было, а сегодня вот тебе крест, в последний раз! Собрала ли узелок?

Дарья. Вот держи.  (Подаёт мужу узелок)

Кузьма уходит. Дарья качает головой, собирает мусор в совок, уходит.

Сцена 5

Появляется старый казак и дети.

Андрейка. А что же Дарья, неужели не поняла в чём дело?

Старый казак. Как не понять! Беда в дом пришла, так сердце казачки почувствовало! А Кузьма он что, он к Лиходею вернулся и дальше они свою беседу продолжили. Про самогон конечно не забывали! То и дело мысли свои подкрепляли так сказать!

Старый казак и дети уходят.

Появляются Кузьма и Лиходей. Садятся на лавку. Лиходей достаёт из-за пазухи бутылку.

Кузьма. Тут позволь мне с тобой, Лиходей, не согласиться! Хоть муж ты и учёный шибко, а всё же дело мужское я лучше знаю! Где это видано, чтобы поле надо было зимой пахать?

Лиходей. Эх, Кузьма, Кузьма! Тёмный ты человек! Бывал я в Италиях всяких и Франциях вот там-то этим премудростям я и научился! У них знаешь, потом колосья пшеничные, какие вырастают? Нет!? А я сам видел! С кукурузный початок! А некоторые и поболее того! Картошка у них одна на ведро, а тыквы? Ох, и тыквы! Они как нутро из них достанут и семечки, то детям малым потешные домики в них устраивают! Я ведь добра тебе желаю, поскольку ты друг мой! Вот увидишь, коли зимой вспашешь поле своё, да засеешь, то невиданный урожай соберёшь!

Кузьма. Может ты и прав, попробовать надо! Чем чёрт не шутит!

Лиходей. Ох, и чем только он не шутит! Но тут дело верное! И с хлебом будешь, и завидовать тебе все станут! И обвинять себя, за то, что как ты зимой свои наделы не засеяли! Я. Кузьма, о тебе и семье твоей забочусь! Приглянулся ты мне!

Кузьма. Может для этого семена, какие особые нужны? Чтобы зимой сеять-то?

Лиходей.  Нет, друг мой,  не нужны! Но те, что есть, надо в керосине вымочить! Чтобы  жизнь в них проснулась!

Кузьма. В керосине?

Лиходей. Именно! Три дня не больше! Только ты секрет этот никому не выдавай! Тебе одному как другу поведал!

Кузьма. Благодарю, Лиходеюшка! Я тут вот что подумал, может тебе в хату ко мне перебраться? Зори уж больно холодные становятся! А в хате тепло, натоплено.  Дарья моя рада такому гостю будет, что о нашем благе печётся!

Лиходей. Можно и в хату к тебе. Не все же мне здесь мерзнуть.

Кузьма.  Вот и поживи у меня! Зимой вместе хлеб посеем, зерно продадим, а после  хату тебе  поблизости от меня построим! В станице у нас останешься, нам люди умные  нужны! А то, как ты скажешь, у нас ведь - темнота одна! Даже за границей никто не бывал!

Лиходей. Заманчиво! Дома, говоришь, тепло? Заманчиво!

Кузьма. Да, тепло! У меня печь в пол хаты!

Лиходей. Уговорил! Пошли к тебе! Бутылочку главное не забыть! Новоселье обмоем!

Встают.

Кузьма. У меня Дарья, ох и хороша хозяйка пирогов нам напечёт, щей наварит да каши!

Лиходей (запевает песню). Ой, мороз, мороз не морозь меня!

Кузьма (подхватывает). У  меня жена, ох ревнивая!

Уходят со сцены.
Появляется Дарья. У неё в руках таз с бельём. Ставит таз на скамейку, начинает стирку. Входят Кузьма и Лиходей.

Кузьма. А вот и супруга моя! Дашенька! Прошу любить и жаловать!

Дарья оставляет стирку смотрит на вошедших.

Кузьма. Вот, Даша, друга своего к нам привёл, Пока у нас поживёт. А как зимой пшеницу посадим да урожай небывалый соберём, то ему рядом хату построим!

Дарья. Зимой пшеницу? Ты в своём ли уме, Кузьма?

Кузьма (к Лиходею). Да ты проходи, знакомься! Не обидит тебя Дашенька моя!
Лиходей проходит (Вихлявой походкой, словно кривляясь), протягивает руку.

Лиходей. Позвольте вашу нежную ручку поцеловать в знак нашего знакомства! Весьма наслышан о вас, Дарья Васильевна, от вашего супруга! Меня Лиходеем зовут, а фамилия моя Злосчастьев!

Дарья осматривает на Лиходея с ног до головы.

Дарья (к Кузьме). Ты это кого же в дом наш привёл?

Кузьма. Как кого? Друга своего и помощника!

Дарья. Ты на ноги то его хоть смотрел?

Кузьма. А зачем мне на ноги его смотреть?

Дарья. Так ведь вместо ног то у него копыта! Это ж не Лиходей Злосчастьев, а Лихо Злосчастье! А ну-ка, сними фуражку, гость любезный!

Лиходей.  Вы мне хозяйка приказывать не смеете! Поскольку нет у вас власти надо мной! Сними фуражку, сними фуражку! Нет, я, конечно, сниму и поклонюсь даже, в знак уважения! (Снимает фуражку, кланяется Дарье опять же словно кривляясь)

Дарья. И точно чёрт! Вот же рога у него! Так вот кто значит, мужа моего с пути сбивает! Вином потчует да речами блудливыми! А ну, пошёл отсюда, нечистый!

Лиходей. Не получиться у вас хозяюшка меня без святой водицы прогнать! Нету  у вас надо мной власти!

Кузьма (встаёт между женой и чёртом).  Дарья, да успокойся ты! Я вот ни рог, ни копыт не вижу! Друг это мой Лиходей Злосчастьев! Друг и помощник!

Дарья.  Отойди Кузьма, а то и тебе достанется! (К Лиходею) Нет,  говоришь у меня над тобой власти?

Лиходей. Точно! Нет ни капельки!

Дарья. Да что же я казачка буду, коли мужа своего от беды спасти не смогу?! От нечисти лютой защитить семью нашу?! Воды говоришь, святой нет у меня? А вот это попробуй!

Дарья бьёт Лиходея мокрой тряпкой.

Лиходей. Ай, полегче! Кузьма уйми бабу свою! (Прячется за Кузьму)

Кузьма. Дашенька, друг это!

Дарья. И тебе не повредит! (бьёт мужа тряпкой) А ну, пошёл отсюда нечистый! (бьёт ещё раз Лиходея).

Лиходей. Сдаюсь! Сдаюсь!

Дарья. Сдаётся он! Вон из избы!

Кузьма. Дашенька, друг это!

Дарья ещё раз бьёт Лиходея.

Лиходей. Ай, Кузьма, защити!

Дарья. А ну пошло вон из дома нашего, Лихо-злосчастье!

Выпроваживает ударами Лиходея со сцены. Кузьма уходит следом с криками: «Дашенька, друг это  мой!»

После того как все ушли со сцены появляется старый казак.

Андрейка. Неужто сам чёрт это был?

Катя. Ох, и страшно должно быть Дарье было нечистую силу… тряпкой по спине!
Старый казак. Дарья как отец сказывал, казачка смелая была её не то, что чёрт, сам сатана бы испугался! Прогнала, значит, Дарья лихо-злосчастье из дому. Кузьме тоже досталось, конечно! Но ему как говориться поделом! Не дружи казак с чертом – не будешь бит потом!  Дарья, на следующий день, как протрезвел Кузьма, рассказала ему о том, с кем он сдружился! Прощения у жены просил казак. Она, как и положено жене примерной, простила, но слово взяла с Кузьмы, чтобы тот  больше вина в рот не брал! Для пущей уверенности Дарья пригласила в дом священника отца Никодима. Тот с молитвой три раза избу обошёл, углы святой водой окропил и подарил молодым икону Николая-Чудотворца. А в положенный срок, родила Дарья Кузьме двойню! Казака и казачку! Иваном да Марьей ребятишек назвали.

Андрейка. Дед Игнат, я горилку-то и вправду взял, Катька правду сказала. Только как её мне теперь на место вернуть, мамка ведь заметит.

Катя. Точно заметит! Дед Игнат, как же нам быть?

Старый казак. Молодец ты, Андрейка, что силы нашёл признаться! Честно жить будешь – хороший казак из тебя выйдет! Вы вот что, идите сейчас домой, а чуть погодя, я приду в гости к вам, вызову вашу матушку во двор, разговором отвлеку, а вы тем временем, горилку в шкаф и вернёте!

Андрейка. Толково придумано! Кать, бежим домой.

Катя. Бежим, только сначала слово дай, что не повторится такого больше!

Андрейка. Слово даю, честное, казачье!

Катя. Тогда пошли. (К старому казаку) Мы к вам, дед Игнат, ещё придём сказок ваших послушать, можно?

Старый казак. Конечно, можно. А сейчас, идите домой да наготове будьте!

Катя. Идём, братец!

Дети берутся за руки и уходят со сцены.

Старый казак. На том сказ свой я и окончу. И вы утомились  и мне покурить надобно! Да вот ребятам ещё помочь необходимо. (Старый казак встаёт)  А коли ещё захотите  меня послушать, то завтра приходите. На этом же месте меня найдёте. До свидания, люди добрые! Как говориться, быть добру! (Старый казак кланяется, уходит со сцены).

ЗАНАВЕС.


Рецензии