Нынешний Карагач
Одно дело внешняя видимость, она - не даже не надводная часть. И выдуманный и выдумывающий себя народ - не часть айсберга, а тонкая корка, тончайший и хрупкий слой почвы, лишь внешние атрибуты... А ведь карагачане - как были, так и остались отсталым народом.
Вроде бы - и фермеры появились, и непопулярные колхозы исчезли (уже во многом давно приспособленные колхозниками под себя), а все ли ныне счастливы в Карагаче?.. Паи у фермеров, в этом году будет хороший урожай, но и паи - не те ли трудодни иногда?.. Фермерские хозяйства - конечно, не колхозы, но! Там многое зависит от агрономов, руководителей...
Всем ли ныне хорошо? Не зря же существует банальная "истина": всем никогда не будет хорошо?
Раньше, в брежневские времена, ругались до хрипоты и даже дрались из-за забора на приусадебном участке, и интрижки, и своеобразная и вечная своеобразная карагачская иерархия, и гадливость, и иногда откровенная, но обычно скрытая вражда (ибо не забыта золотая середина в отношениях) уже не за межу на приусадебном участке, а в поле - ещё хуже! И осталось "старое": "кто может", тот всегда может, богатеет, к тому деньги как бы сами приходят и прилипают к рукам, а "кто не может", тот вынужден довольствоваться пенсией или зарплатой (кое-где сохранилась), а то и батрачить на тех, "кто может"... Как нигде не работала. как не загнали в колхоз часть населения, так и осталось: снова многие проценты людей (обывателей) и не собирались работать. Иные люди даже подозревали: кто работал, тот и будет работать, а кто не работал, тот и не будет работать?..
А народ? Внешнее благополучие как было, так и осталось обманчивым.Вроде бы привлекательный народ,молодёжь современно одета, а характер и у неё так и остался отсталым, феодальным. Вроде бы существует и некоторое национальное самосознание (насколько оно вообще может существовать "в глуши", в окружении других народов многонационального Буджака), вроде бы и праздники отмечаются, в том числе и религиозные, и новые лидеры появились и организуют даже день села, и "раскопали" истоки села, уточнили его, больше знают о прошлом села (такое ли далёкое?), и фермеры втянулись в местный рынок, а характер остался прежним, феодальным...Люди как были ехидными, сплетниками, такими и остались, - молодёжь в этом отношении похожа на стариков, на своих родителей и дедов и бабушек,- ну, не как как две капли воды, не как близнецы - но! Поразительно похожа! И как сильные подавляли слабых, так всё и осталось.
И появилась новая буржуазия - чуть понаевшаяся, заменившая советскую номенклатуру, так называемое "высшее общество". Был социалистический индивидуализм - возродился буржуазный индивидуализм, который, казалось, ушёл навсегда. Новый буржуазный индивидуализм всё же наложился на неистребимые феодальные пережитки, неистребимые в Карагаче и в двадцать первом веке. Мол, "наш карагачский дурак как наестся немного, так всё - со всеми не разговаривает, а разговаривает только с самыми достойными и богатыми". Насыщавшиеся или начавшие насыщаться в в конце СССР - при начавшемся капитализме насытились окончательно. Иные из них постарели и ушли с карагачской сцены, а то и из жизни, но появились новые, в том числе и те, от которых ничего подобного в селе никто не ожидал, стали господами. Но появились и отверженные. Точнее, они были и при Советской власти, а теперь появились новые отверженные. Им готовы на головы сесть. Убить их и морально. А то и физически затоптать - прямо по Ницше: падающего - толкни! Раньше, при Советской власти, люди боялись начальников, а теперь - богатых. Что-то похожее было и при румынах, до 1940 года, во времена, которые уже практически никто и не помнит, похожее было и при Советской власти, так и осталось, когда стали подчиняться Киеву, но не спешили менять русскоязычность на украиноязычность... Предпочитали дома говорить на своём местном болгарском диалекте, а в общественных местах - по-русски... Уважаемых и богатых, влиятельных по-прежнему называли по имени-отчеству, то есть по русской традиции... С отчеством - значит, уважаемый человек.
"Осталась и прежняя феодальная иерархия, точнее, построение общества по иерархическому принципу (а не по групповому, увы), и хуже, чем принцип: "каждый сверчок должен знать свой шесток". И каждый карагачин по-прежнему выдумывает себя, и каждого охотно выдумывают другие - доброжелатели, родственники, как и во времена горьковского Клима Самгина... То, что другие народы уже забыли, в Карагаче только начинают учить. А попробуй скажи: они же всегда всё знают, всегда всё умеют, - фали-прэдлевци (хвастуны). В этом отношении какими были, такими и остались.
Не всё так благополучно, как говорят на праздничных мероприятиях! Не все фермеры процветают одинаково. Мелкие живут скромно. Семейный бизнес, так сказать. Если он за год откарливает нескольких свиней и даже пользуется услугами соседа, не заплатив, он эксплуататор или нет? и преступность никуда не далась. Могут убить, чтобы пограбить скромное хозяйство, а то и "просто так" - из желания убить, из нежелания работать... И держат в страхе, если не всё село, то целую магалу. Удаётся же поймать преступника не сразу. А что зависит от головы сельской рады, или председателя сельсовета, как по-прежнему говорят люди в селе? Он - администатор! И он ещё и зависит от головы районной рады, а возможностей и средств меньше. А дают ему делать меньше, для благоустройства села, например, и так далее чем даже в райцентре. Или, например, что тот милиционер?.. Поймает преступника, но не сразу. А как мелких воришек ловить - где это отражено в праздничных мероприятиях? Не отражены и драки пьяниц. Засыпало село снегом - уберут снег, но и в последнем году - не так быстро, как хотелось бы. Воры давно подготовили себе смену. И дети и внуки многих воров стали ворами, "тянет", к воровству и преступлению так сказать.
Наконец, "раньше мы делали то, что нам скажут русские, теперь делаем то, что нам скажут украинцы"... - иногда люди до сих пор говорят такое. К счастью или к несчастью, русскоязычность в многонациональном крае пустила гораздо более глубокие корни (и среди местных украинцев), чем хотели бы местные украинские патриоты... "Украинизация" местному населению - не нужна. Пока патриоты лишь болтают и призывают, но к русскому языку относятся спокойно. Плакаты, лозунги в том же доме культуры - на мове, но никто не запрещает говорить по-русски на торжественных мероприятиях, праздниках, например. Скажещь "карагачская громада", даже с нефрикативным "г", - хорошо, а скажет оратор "карагачское общество" вместо "громада" - власти тоже примут, сойдёт, так сказать. Да и народу понятнее. Написано "Ликарня", всё понятно, но если в этой ликарни пришедшие на приём говорят и мкжду собой, и с врачами по-русски, то никто не удивляется и никто не делает замечаний, принимается как должное... Сказал один человек: "Я пойду в больницу". Написано, когда подходит ближе, читает: "Ликарня". "Ах да, - думает по-русски. - Ликарня так ликарня, это по-ихнему больница сейчас так называется"...
Постскриптум. Ну, а ковид... Пока - единичные случаи, все надеются: "до нас не дойдёт", "обойдётся"... Маски люди носят... Правда, носы иногда открыты... Чихающих и кашляющих людей в коридоре люди всё же опасаются...
Свидетельство о публикации №221070900223
Валентина Газова 21.01.2022 11:12 Заявить о нарушении
Карагачин 21.01.2022 23:50 Заявить о нарушении