Как сбываются мечты

В 1985 году в Черновцах был развернут до учебного трехротного состава 1262й отдельный разведывательный батальон 66 гвардейской Полтавской учебной мотострелковой дивизии, именовавшейся также 110 окружной учебный центр.
Дело было новое, интересное, поэтому нехватки кадров не ощущалось, кого то прислало ГРУ ГШ, несколько лейтенантов прибыли из училищ, сержантов подбирали в 145 и 193 учебных мотострелковых полках дивизии.
Располагался батальон в мощной казарме австрийской постройки, в военном городке  на улице Русская, почти в самом центре города, там же, на хранении в кирпичном боксе находилась и боевая техника, из расчета двух разведывательных рот на БМП/БРМ-1К, с тремя танками в каждой, одной роты глубинной разведки на БРДМ и роты радио и радиотехнической разведки, а также техника ремонтного взвода.
Кроме этого, батальону были выделены два этажа во вновь построенном учебном корпусе.
Учебно-боевая техника вместе с личным составом роты учебно – боевых машин, располагалась на Сторожинецком полигоне, в 20 км от Черновцов.
Курировал формирование батальона начальник разведки дивизии и присланный специально для этого из Москвы полковник Главного разведуправления  Генерального штаба.
Можно много интересного написать про разведбат, в котором я прослужил пять лет, приложив руку к его формированию в 1985 и уволившись в запас из которого в 1990, я не стал свидетелем его ликвидации всего через год.
Скажу только одно, первоначально телефонный позывной батальона был Мечта.
О чем мечтали черновицкие разведчики в перерывах между напряженной боевой подготовкой?
Думаю о том, что Черновцы это уникальный город и если отряхнуть с сапог полигонную пыль, то там есть на что поглядеть...
В Черновцах я оказался в августе 1979 года, сразу после выпуска из стен Алма-Атинкого ВОКУ им. Конева.
В предписании у меня было указано 27 августа, но я прибыл 25, чтобы осмотреться и самое главное записаться в университетскую библиотеку.
Дело в том, что еще на третьем курсе училища, засела мне в голову одна идея, которую  я оттуда до сих пор не выкинул.
Суть идеи в том, что рациональное использование свободного времени должно гарантировано поощряться обществом морально и государством  материально.
На кафедре Марксизма-Ленинизма эта моя идея была оформлена в виде конкурсного реферата под названием "Направления рационального использования свободного времени в условиях развитого социализма и перерастания его в коммунизм", научным руководителем у меня был преподаватель политэкономии подполковник Гришин Владимир Сергеевич. 
В училище работа нед рефератом продвигалась медленно, так как в училищной библиотеке серьезной литературы по экономике и социологии не держали, училище готовило "крупных специалистов по тактике мелких подразделений" с дипломом инженера по эксплуатации автомобильной и бронетанковой техники, к тому же у меня идей было много, по кафедре эксплуатации боевых машин моя идея, оформленная в виде дипломной работы называлась "Система заправки боевой машины пехоты БМП-1 топливом из немеханизированной емкости с использованием штатного насоса термодымовой аппаратуры", там я преуспел куда больше, я не только защитил дипломную работу, но и получил свою первую премию за рацпредложение в сумме 60 рублей, что по тем временам было вполне ощутимой суммой, учитывая то, что курсант выпускного курса получал в месяц 15 рублей 80 копеек. По кафедре огневой подготовки я подал два рацпредложения: "Приспособление для стрельбы из снайперской винтовки Драгунова в горах" и "Прицел для стрельбы из 73 мм орудия БМП-1 осколочной гранатой на большие дальности", причем, последнее предложение было настолько убедительным, что мне удалось даже отстрелять его, положив третью гранату в цель на расстоянии в три километра, при том, что штатный прицел 1ПН22М2 имеет шкалу для осколочной гранаты только до 1600 метров.
К этому следует добавить, что программа училища была весьма напряженной, занятия проводились шесть дней в неделю по шесть часов, а на полигоне по 8-12, кроме того регулярно приходилось ходить в караул, различные наряды как в училище так и в гарнизоне.
В общем то мои рационализаторские изыскания и непрерывное самообразование и были тем самым "рациональным использованием свободного времени", о чем я писал в своем конкурсном реферате.
Службу я начал в 145 гвардейском Будапештском учебном мотострелковом полку в должности командира взвода учебно-боевых машин, которых под моим началом было целых три единицы - два танка Т-55 с навесным бульдозерным оборудованием и трактор ДТ-75. Занимался мой "взвод", состоявший из трех прикомандированных из танкового полка механиков - водителей, раскорчевкой пней и насыпкой дорог на строительстве директрисы БМП на Сторожинецком полигоне.  Если бы мне платили за выполненную работу по существовавшим в то время расценкам, то я бы наверное мог стать "богатым буратиной", так как пни были дубовыми, толщиной до метра и более, их до меня пытались взрывать тротилом, но это ничего не дало, кроме того при этом погиб сапер, леспромхозовский корчеватель на базе трактора С-100 сломался на первом же пне. 
Моя "стратегия борьбы с пнями" заключалась в том, что я, взобравшись на пень, указывал водителю ДТ-75 участок для снятия дерна вокруг него, юркому трактору это легко удавалось, после чего в дело вступал "главный калибр" в виде танка, который на глубину до метра обкапывал пень с двух сторон, а затем наваливался на него всей своей сорокатонной  и пятисотсильной мощью и с легкостью вырывал его с корнем.
Всего за два месяца (сентябрь и октябрь) моему взводу удалось раскорчевать изрядный участок (около 12 гектаров) бывшего леса на пересеченной оврагами местности и насыпать около километра дорог, причем высота насыпей в некоторых местах была до 10 метров.
В ноябре я пошел на "повышение", получив учебный взвод в разворачиваемом из кадрированного  193м гвардейском учебном мотострелковом полку.
В моем пятом взводе третьей роты без меня было 50 человек (три сержанта и 47 курсантов). Во взводе был настоящий "интернационал", замкомвзвода, Сергей Юзефович был поляк из Кемеровской области, сержанты Андрощук и Присяжнюк были украинцами с Житомирщины,  были во взводе туркмены, эстонцы, венгры, Кавказ, Украина  и Молдавия были представлены многочисленными представителями, один немец и даже "чалдоны", это такие "закоренелые" сибиряки, что писали они с большими ошибками, в общем 17 национальностей, больше чем республик было в СССР.
Насчет свободного времени на таком "беспокойном хозяйстве" поначалу нельзя было и мечтать. Дело в том, что и форсированное строительство директрисы БМП и развертывание 193 полка, как и многое другое, было приурочено к вводу Ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Наша учебная дивизия готовила сержантов и специалистов для войск Прикарпатского и Закавказского военных округов, а также Северной (Польша), Центральной (Чехословакия) и Южной (Венгрия) групп войск. Как бы отреагировал блок НАТО на такую мощную военную «миссию в Кабуле»  неизвестно, поэтому уже в январе 1980 года в дивизию приехала высокая московская комиссия, которая "все проверила" и "конкретные задачи поставила", как ни странно, но мой взвод, проучившийся всего два месяца, единственным в полку  отстрелялся на «отлично», выполнив второе упражнение учебных стрельб (Стрельба из ручного пулемета с борта БТР с ходу и с коротких остановок), чем вселил надежду в то, что 193 гвардейский полк, прошедший Сталинград, Курскую дугу и дотопавший пешком от Волги до Австрийских Альп, не сдается и умирать не собирается .
В должности командира учебного взводя а я прослужил до ноября 1982 года, правда летом того года я дважды попал в госпиталь, где в общей сложности провалялся  почти три месяца. Предлагали мне комиссоваться, но я решил продолжить службу. Нашлась для меня в полку  подходящая должность, пост  помощника начальника штаба батальона. Работа на первый взгляд "пустяковая", но на самом деле незаменимая, дело в том, что планирование боевой подготовки это то, что делает ее осмысленной и эффективной и кто то должен этим планированием владеть, причем не только на короткий срок (неделя), но и на полгода и даже год. В подчинении у меня вместо полусотни «юношей»,  оказалась  всего одна девушка,  делопроизводитель Кульчицкая Виктория Евгеньевна или просто Вика из села Врхние Станивцы Вижницкого района, которую пришлось русскому языку немного подучить, с устной речью у нее все было в порядке, а вот письмо хромало, но учитывая небольшой объем текстов и их постоянную повторяемость, эта  недоработка сельской школы быстро устранена.
В штабе батальона планировали не только расписание занятий на неделю, но и расчет моторесурсов и боеприпасов на учебный период (полгода) и на целый год.
В общем, первое свое расписание  на батальон я составлял сутки, но потом я это дело "срационализировал", создав нечто вроде "бумажного компьютера", при помощи которого расписание можно было составить за 30-40 минут, причем ошибки или накладки исключались полностью. Всего через несколько месяцев подобные "ЭВМ" были абсолютно без "нажима сверху" внедрены во всей дивизии.

Так у меня появилось свободное время, которого я не имел три года.
Впрочем и на мое свободное время нашлось у начальства "ценное указание". В мае 1983 года, вызвал меня замкомандира полка Головатюк и "озадачил", сообщив, что из дивизии пришла телефонограмма, в которой было указание, в течение трех дней привести в порядок всю документацию по рацработе и представить на дивизионную выставку три экспоната.

Полковая документация представляла собой журнал регистрации рацпредложений, последняя запись в котором была датирована серединой 60х годов, стало быть на выставке показывать на тот момент было нечего.
Но я задачу все же выполнил. Черновцы не зря называют "маленьким Парижем", помимо уникальных памятников архитектуры, в основном австрийского периода, авторами которых были известные в Европе зодчие, Черновцы в 70-80е годы были центром советской микроэлектроники, там в огромных количествах выпускались не только радиодетали, но и целые ЭВМ.
Вот и направился я в БРИЗ (бюро по рационализации и изобретательству) производственного объединения где эти самые ЭВМ и выпускали. Там я не только получил дельные советы по организации рацработы, но и набрал целую кучу бланков и инструкций. С экспонатами пришлось повозиться, но опыт, приобретенный в училище помог, поэтому честь полка на дивизионной, а потом и на окружной выставках защищали  два моих экспоната: "Приспособление для стрельбы из снайперской винтовки в горах" и "Прибор для тактических расчетов на базе микрокалькулятора", третий экспонат - "Светодиодную насадку для ночной стрельбы" спаял начальник ПВО полка.
После окружной выставки, которая состоялась в ноябре 1983 года, я стал постоянным "экспонентом" на разного рода показах.
На очередном показе я добавил в свою "экспозицию", весьма "весомый", причем действующий экспонат - электронный лазерный тир ЭЛТ-2 приспособленный для обучения стрельбе ночью с использованием прибора ночного видения.

В общем, когда началось развертывание учебного разведбата меня туда, как "крупного специалиста в решении сложно решаемых задач", туда пригласили на должность заместителя командира первой учебной разведывательной роты по технической подготовке.

Первая задача, которую мне пришлось решать, это планирование с нуля боевой подготовки в отдельном батальоне, это гораздо сложнее чем рутинное планирование в обычном учебном батальоне полка, но за пару недель задача была выполнена.

Следующая задача была гораздо сложнее первой, собственно именно для ее решения и был прикомандирован из Москвы полковник.

Дело в том, что первая рота готовила уникальных для своего времени специалистов - командиров боевой разведывательной машины БРМ-1К "Коршун", машина, созданная на базе БМП-1, из за установленной в ней спецтехники, как то, радиолокационная станция, квантовый дальномер, навигационная аппаратура, станция радиотехнической разведки, нескольких радиостанций а также "мелочей" вроде прибора ночного видения и миноискателя, стоила в четыре раза дороже чем обычная боевая машина пехоты.

Сложность в освоении БРМ заключалась в том, что эта машина, хоть и поступала в войска довольно давно, не менее десяти лет, долго была секретной, поэтому никаких методических пособий на нее не было, зато техническая документация, которая шла в комплекте с каждой машиной, занимала два чемодана весом около двух пудов.
Кроме того, писали всю эту документацию гражданские, "очень узкие" инженеры, которые знали только свой прибор, поэтому, чтобы простой выпускник советской школы или профтехучилища, мог что то в ней понять, нужен был грамотный "перевод" на понятный ему русский язык.

Чем собственно я и занялся. Поначалу было сложновато, так как в училище "мы такое не проходили", но в итоге дело пошло.

В 1986 году я решил наконец заняться наукой, для чего по совету  кадровика, получив очередной отпуск, направился со своими "идеями" в области "внешней баллистики" в Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище имени Главного маршала Артиллерии Н.Н. Воронова, где прикрепился в качестве соискателя для сдачи кандидатского минимума.

Часть кандидатских экзаменов, а именно информатику и философию я сдал в Черновицком государственном университете, а вот остальные экзамены, иностранный язык и специальность, я сдавал через год  в Пензе, одновременно со сдачей вступительных экзаменов в адъюнктуру.

Экзамены я сдал успешно и в 1987 году был принят в заочную адъюнктуру по специальности 20.00.14 с темой диссертации "Баллистическое и приборное обеспечение для повышения эффективности стрельбы стрелкового оружия и средств ближнего боя в горах".

Сложность в работе над диссертацией заключалась в том, что литературы по внешней баллистике, применительно к стрелковому оружию и средствам ближнего боя нет до сих пор, потому как артиллеристы, считают ниже собственного достоинства заниматься какими то там "пехотными заморочками", им подавай что то "гиперзвуковое", в результате пехота в горах вынуждена таскать на себе тонны боеприпасов и расходовать их на пристрелку, неся при этом реальные потери.

Побочным эффектом моей адъюнктской подготовки было то, что в дивизии появился собственный "вычислительный центр". Случилось это в результате сдачи мной кандидатского экзамена по информатике. Имея возможность некоторое время работать на ЭВМ, я попробовал ввести в память машины простейшую учебно-тренировочную карту - условия выполнения начального упражнения учебных стрельб из автомата. ЭВМ с задачей "справилась" напечатав на листе бумаги все то, что нужно было вложить в голову курсанту учебного подразделения еще до принятия им военной присяги.
С полученным результатом я пошел в учебный отдел дивизии и изложил свою идею начальнику учебного отдела полковнику Тавровскому Леониду Хацковичу.  Всего через месяц в учебном корпусе появилась ЭВМ с полным комплектом периферии, а вся дивизия была "озадачена" написанием учебно-тренировочных карт по всем предметам обучения, было это в далеком 1986 году.
В 1988 году, после очередной выставки, приуроченной к Первому съезду изобретателей и рационализаторов Армии и флота, я получил медаль лауреата ВДНХ СССР.
Можно только гадать, что могло бы быть, если бы Союз не развалили...
В октябре 1990 года, за год до ликвидации СССР, я, по сокращению штатов стал "сугубо штатским свободным инженером". На тот момент я имел за душой авторское свидетельство на изобретение "Прицел для ручного оружия и средств ближнего боя".
Через год я получил диплом патентоведа окончив в Москве Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы.
В марте 1994 года я обосновался в Беларуси.

Свободного времени у меня стало очень много, поэтому я стал использовать его максимально рационально подавая заявки. На сегодняшний день, один только список  моих инноваций занимает 13 листов. В начала этого 2021 года, я подал три заявки на изобретение из 204 зарегистрированных.

За прошедшие полтора года, в связи с известными событиями проблема рационального использования свободного времени приобрела небывалую ранее остроту.

Вот я и думаю, если бы люди, вместо того, чтобы "греть пузо" на зарубежных курортах, вкладывали свои "кровные" и свободное время на развитие отечественной науки и техники, занимались самообразованием, то не было бы у нас никаких "цветных революций"...

Что касается меня лично, то мое физическое время не бесконечно и пока я живой, я мог бы передать свои знания белорусскому государству и народам Союзного государства, правда до настоящего времени я не вижу интереса к моим предложениям, даже со стороны должностных лиц.

Андрей Владимирович Бухаров, изобретатель, лауреат ВДНХ СССР, капитан запаса


Рецензии
Мечты, если они подкреплены делами, сбываются всегда...

Андрей Бухаров   20.09.2021 14:19     Заявить о нарушении
Пожалуй соглашусь, лишь с небольшой поправкой: Сбываются, если они подкреплены ещё и материальным благополучием, как это ни банально.
С уважением,

Юрий Воякин   05.09.2023 22:32   Заявить о нарушении