Герои и жертвы снайперской войны. Январь 1942

    На снимке: Лучший снайпер Ленинградского фронта Ф. А. Смолячков

    Зимой 1941-1942 годов после наступления небывало сильных морозов и выпадение большого количества снега, вести боевые действия стало крайне затруднительно. Попытки наступать приводили к огромным потерям, обе враждующие стороны постепенно прекратили бесполезные атаки и в январе 1942 года перешли к позиционной войне почти по всему фронту. В этих условиях особенно возросла роль снайперов. Здесь надо заметить, что ещё глубокой осенью 1941 года во время оборонительных боев под Ленинградом в стрелковых частях и соединениях развернулось снайперское движение. Как это ни странно, инициатором создания отрядов снайперов в каждом воинском подразделении было не командование, а совсем юный снайпер 18-летний красноармеец Феодосий Смолячков из 14-й отдельной мотострелковой разведывательной роты 13-й стрелковой дивизии 42-й армии. Он также стал зачинателем снайперского движения за открытие личного счета уничтоженных фашистов. Почин Смолячкова был с энтузиазмом подхвачен и широко распространился на Ленинградском фронте и на других фронтах. Только за период с 1 по 20 января 1942 года 4.200 снайперов и так называемых «истребителей» Ленинградского фронта уничтожили, по их докладам, более 7.000 вражеских солдат и офицеров. Однако надо честно признать - эти поражающие воображение цифры очень далеки от действительности. По документальным данным, потери немецкой 18-й армии под Ленинградом за весь январь 1942 года по различным причинам составили 2.006 человек убитыми, 7.093 ранеными и 375 пропавшими без вести. При этом потери от снайперов составляли примерно 5% всех потерь…   

     Несмотря на то, что снайперы рапортовали о многочисленных успехах, в своих сообщениях за январь 1942 года Совинформбюро ни разу не упомянуло о них. Всё же в документах противника встречаются данные о потерях военнослужащих в результате действий советских снайперов:
     Так, 4 января в Смоленском военном лазарете от смертельного пулевого ранения в голову умер 25-летний унтер-офицер Генрих Ронсгаузен из 4-го пехотного полка 6-й танковой дивизии.
     29-летний фельдфебель 6-го танкового полка Йоганнес (Ганс) Вернер был сражен снайпером выстрелом в голову 11 января в районе Кирейково.
     Ефрейтор саперной роты 21-летний Максимилиан Эберл получил пулю в голову в бою на Украине 19 января.
     В бою в районе Крюково северо-восточнее Юхнова 28 января снайпером был застрелен выстрелом в голову 21-летний пулеметчик ефрейтор Антон Розенштиль…

     Были потери и среди советских снайперов:
     В ночь с 22 на 23 января, выполняя боевое задание в тылу немецких войск в районе деревни Хлуднево Думиничского района юго-западнее Калуги полностью погиб отряд из 25 лыжников 2-го мотострелкового полка отдельной мотострелковой бригады особого назначения войск НКВД. Среди погибших был один снайпер - 23-летний красноармеец Лазарь Хаймович Паперник, который, как считается, взорвал себя гранатой, чтобы не быть взятым в плен. Посмертно ему 21 июля 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза…               

     В условиях сильных морозов, метелей и снегопадов существенно ухудшились условия применения винтовок с оптикой. К тому же, в отличие от советских снайперов, обуреваемых чувством ненависти и желанием убить как можно больше врагов, мало кто из немецких снайперов имел желание покидать теплые блиндажи ради сомнительного удовольствия поохотиться на таких же замерзающих, как и они, русских солдат. Лишь в крайних случаях, например, чтобы избавиться от чересчур опасных русских снайперов, немцам приходилось выставлять против них своих снайперов. Именно так они ликвидировали знаменитого снайпера Ленинградского фронта красноармейца Феодосия Артемьевича Смолячкова: 15 января во время своей обычной «охоты» в районе Ленинграда, уничтожив своих последних четырех врагов и доведя свой счет до 125 убитых захватчиков, он был выслежен и застрелен немецким снайпером. Посмертно 6 февраля 1942 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
     А вот прирожденным охотникам финнам, выросшим в суровых природных условия Финляндии, морозы и сугробы не были помехой. Они всегда были готовы охотиться на русских, к которым у них была давняя неприязнь. Например, в районе Сестрорецка, при проверке боевого охранения старшина Фионин был убит финским снайпером. На следующий день этот же снайпер застрелил старшего политрука Харькова. От финских снайперов погибли и многие другие наши солдаты и офицеры…            

     Продолжение следует


Рецензии
Страшная вещь война. Погибали молодые, полные сил.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   09.07.2021 13:25     Заявить о нарушении
"Война — дело молодых, лекарство против морщин" - как пел Виктор Цой...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   09.07.2021 20:23   Заявить о нарушении