Квартира

Почти детективная история


Широка страна моя родная встречала Новый 1971 год. Наступал он и на старинный исторический город Пудож. Пудожане торопились приобрести новогодние ёлки. Естественно, ярмарка располагалась у Пудожского лесничества, лесничим которого был В.В.Кузнецов.

Мы с ним очень хорошо знакомы ещё по школе рабочей молодёжи. Учились в параллельных классах. И закончили школу через три года, в 1966 г. Кстати, с ним вместе, в одном девятом классе, учился мой старший брат.
Я учился в одном классе с Ниной Хариной, племянницей А. Ф. Кораблёва. Он преподавал у нас историю. Не часто встретишь такого учителя, который не только преподавал историю, но и сам творил её своими руками. А.Ф.Кораблёв дошёл до Берлина. Потом начал создавать музей истории былинного Пудожского края. Тогда, разумеется, я ещё не знал, что Нина Харина станет моей невесткой. К сожалению, недавно она умерла

Здесь же, в школе рабочей молодёжи, вместе со мной, училась и другая моя невестка, которая и сегодня живёт в Сегеже.

1970 год для нас женой был особенный. Накануне, в конце 1969 года, у нас родился первый сын Виктор. И жили мы все дружной семьёй… на служебной площади Пудожского лесничества. До этого её занимала, как молодой специалист, моя жена Л.И.Арефьева. Она в 1967 году закончила Калашниковский планово-учётный техникум и была направлена на работу в Пудожский мехлесхоз экономистом.

В какой-то очередной хлопотный предновогодний день за ёлкой в Пудожское лесничество пришёл А.Н.Логинов. На тот момент он был первым секретарём Пудожского райкома партии. И ошибся дверью. Вместо лесничества он попал к нам в квартиру. Увидев жилое помещение и нас, он несколько смутился. Тут же извинился. Мы были знакомы с ним шапочным знакомством. От такой неожиданности я тоже растерялся. Согласитесь, не каждый день, пусть и по ошибке, к тебе на квартиру приходит сам первый секретарь райкома партии. И только потом я сообразил, что надо было пригласить Анатолия Николаевича в гости и показать в каких стеснённых условиях живёт молодая семья. Но не случайно в народе говорится, что хорошая мысля всегда приходит апосля.

Тогда ни я, ни А.Н.Логинов ещё не знали и предположить даже не могли, что уже в следующем году судьба нам с ним уготовила новую встречу по поводу этой же самой служебной квартиры, которую мы получили благодаря директору Пудожского мехлесхоза С. П. Громцову. В 2020 году ему исполнилось бы 100 лет.

Положение с жильём в нашей стране всегда было тяжёлым. Чего стоят, например, одни только коммунальные квартиры и исход из них в так называемые «хрущёвки». Кто не жил в то время, не пережил это, тому никогда это не понять. Посмотрите советский фильм на данную животрепещущую тему «Дом, в котором я живу».

Естественно, были серьёзные проблемы с жильём и в Пудоже. А жизнь не стояла на месте. Рождались новые молодые семьи и тоже требовали жильё. Кто как выходил из трудного жилищного положения. Кто-то жил с родителями, кто-то снимал жильё, кто-то, как мы, жили на служебной площади. А кто-то сам строился, если была возможность. Появилась перспектива получить полдома и у нашей семьи. И это тоже благодаря инициативе и поддержке С.П.Громцова. Мехлесхоз на паях с ПМК-4 строил двухквартирный дом напротив здания конторы мехлесхоза. Потом, видимо, учитывая стаж работы и заслуги перед лесхозом лесничего В.В.Кузнецова, решение переиграли. и полдома выделили ему, а мы должны были переехать в его двухкомнатную квартиру в первом микрорайоне города. В принципе, нас устраивал и этот вариант. Всё-таки своё отдельное и неплохое жильё по тем советско-коммунистическим временам.

И вот здесь, вдруг неожиданно для всех, разыгралась почти детективная история, достойная для сюжета детективной киноповести. А может быть, и мелодрамы. И даже трагедии. По крайней мере, нашей молодой семье было не до смеха. Не до шуток. Пришлось сильно поволноваться.Да я думаю, и не только нам одним.

Словом, поздно вечером врывается к нам, тогда ещё на служебную площадь, встревоженный и обеспокоенный лесничий В.В.Кузнецов и трагическим голосом сообщает пренеприятнейшую новость…Нет не ту, что приезжает ревизор, а ту, что нашу будущую квартиру самовольно занимают соседи. Они жили в соседнем щитовом доме. И тоже мечтали улучшить свои жилищные условия. Невольно нам с ними пришлось познакомиться и мы даже потом здоровались. Конечно, их тоже можно было понять. Но закон есть закон и нарушать его никому не должно быть позволено! Ни под какими благовидными причинами.

Испортил всё-таки людей квартирный вопрос,в том числе москвичей и пудожан.

К несчастью советских людей, существовало и такое, если его можно назвать, жильё в советско-коммунистическое время. Кстати, рядом В.В.Кузнецова в подобном доме жила и моя тётя по матери. Поэтому я не по словам и не понаслышке очень хорошо знаю, что такое щитовой дом. Не случайно об этой серьёзной жилищной проблеме для лесных жителей страны Советов я пишу в своей художественной повести «Доверие».

Некоторое время я находился в трансе от известия В.В. Кузнецова. При всей трагедийности положения мне не давала покоя одна мысль: неужели можно покушаться на святое святых -закон? Как же после этого жить? Кому можно тогда верить? Доверять? И вдруг вспомнил, что рядом с нами живёт мой бывший классный руководитель Д.А.Логинова, жена Анатолия Николаевича Логинова. Я тут же помчался к ней на квартиру. Она меня очень радушно встретила и как могла успокаивала. Я как будто опять вернулся в школьную жизнь. А.Н.Логинов в это время находился на общественном мероприятии в районном Доме культуры. Дина Алексеевна заверила меня, что как только придёт Анатолий Николаевич, они обязательно что-нибудь предпримут. Я хорошо знал также родного брата Д.А.Логиновой. Мы с ним общались некоторое время.

Утром я всё же пошёл в Пудожскую районную прокуратуру. Теперь этого старого деревянного здания уже нет. Оно сгорело после того, когда прокуратура переехала в новое здание. Прокурором тогда был Иван Ильич Макаров. Он сразу меня принял. После беседы со мной вызвал в прокуратуру В.В. Кузнецова.

Красное колесо жизненной истории закрутилось.

В то же утро мне на работу позвонила заведующая общим отделом Пудожского райкома КПСС Татьяна Михайловна Конжиева. Я последние годы работал художником-оформителем в кинотеатре «Октябрь», где служили мои родители. Татьяна Михайловна сообщила мне, что меня приглашает первый секретарь Пудожского райкома КПСС А. Н. Логинов. В здании райкома партии меня встретила Т. М. Конжиева. В ту пору мы были не знакомы с ней, но она приняла живейшее участие в моем деле. Проводила меня до кабинета первого секретаря райкома партии. Я хорошо знал отца Т.М.Конжиевой. Мы играли с ним вместе в Пудожском народном театре в «Мещанах» А.М.Горького у режиссёра А.А.Полозовой.

Анатолий Николаевич Логинов внимательно выслушал мою трагическую историю. Задал мне несколько уточняющих вопросов. При мне он тут же позвонил директору Пудожского мехлесхоза С.П.Громцову. В заключение твёрдо заверил меня, что справедливость будет восстановлена. И слова первого секретаря Пудожского райкома КПСС действительно не разошлись с делом.

Мы с нескрываемой радостью переехали в новую для нас квартиру в дом на улице Красноармейской и прожили здесь 12 лет. Я перешёл на работу в редакцию Пудожской районной газеты «Знамя труда», за что благодарен редактору В.А.Лашинину. Заочно поступил в Ленинградский государственный университет на факультет журналистики. Здесь у нас родился второй сын Алексей. Соседи были замечательные. Многих сегодня, к сожалению, нет в живых. С другими поддерживаем отношения до сих пор. Недавно одна бывшая соседка написала письмо из Санкт-Петербурга. С грустью вспомнили наш бывший дом. В нашу квартиру въехали врачи Жижмановы, а после них - наш бывший участковый врач-терапевт Татьяна Михайловна Чиркова. Она сама нам сказала об этом. Другого такого замечательного и душевного врача, как Т.М.Чиркова, я больше не встречал.

Я бы никогда не написал этот материал личного характера для публикации, если бы не одно НО. Сегодня только ленивый не бросит камень в огород Советского Союза, Советской власти, Коммунистической партии, советского народа. И часто это делается с подачи западных русофобов, западников-русофобов. И понятно почему. И нам нужно гордиться своим советско-коммунистическим прошлым, а не плевать в историю своей Родины-матери.Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться, гласит на этот счёт русская народная мудрость. А я больше доверяю в своей жизни народной мудрости, чем конъюнктурщикам — приспособленцам, которые нещадно эксплуатируют образ жизни пофигистов. Сегодня очень много пишут о пофигизме, но мало кто понимает в чём его истинная суть. Так вот знайте, если вы слышите: нет, нет, я хочу сегодня, нет, нет, я хочу сейчас и сию минуту как можно больше от жизни взять, урвать, а там, хоть трава не расти, то имейте в виду, что это чистой воды пофигизм. Голое потребительство .Это только в детской сказке всё даётся очень легко и просто, по мановению одной лишь волшебной палочки и золотого ключика. А жизнь есть жизнь, она бьёт ключом. Иногда очень и очень больно. Только вот готовы ли мы к такому её нежелательному исходу? Вот в чём вопрос.

Прошло время. По воле судьбы, мне уже самому пришлось работать в Пудожском райкоме КПСС, который когда-то принял самое горячее и непосредственное участие в моей жизни, в жизни нашей молодой советской семьи и восстановил справедливость, остановил покушение на Закон. На веру в Закон. А теперь вот мы с женой вдвоём продолжаем ещё и жить в райкомовском доме. В квартире, где жил Ф.М.Мартемьянов. Во втором кирпичном жилом здании города Пудожа после купца Базегского. Райкомовский дом стоит именно на том самом месте, где когда-то стоял сарай, построенный ещё моим дедом по линии отца в 1920 годы…А само административное здание Пудожского райкома КПСС, которое строилось на моих глазах, стоит на месте нашего сада.


P.S.Источником воспоминаний стал материал о династии педагогов Пудожского района Республика Карелия Логиновых


Рецензии