Добромила Иванова. 257 Жемчужина

…- Духовность – это такое состояние ума, которое помогает человеку понять, что он является частью единого целого, в таком состоянии он поднимается над своими личными интересами и начинает мыслить интересами этого целого, которые более высшие и значимые, чем его собственные интересы. Духовность человека выражается в служении им таким ценностям, которые стоят над его личными ценностями. То есть, он думает уже не о своих интересах и желаниях, а об интересах и целях целого, частью которого он является. И еще можно сказать, что духовность – это явление, отражающее интересы целого через интересы каждого из нас. Быть духовно развитым человеком, значит подняться над своей животной сущностью и начать служить высшим ценностям и преследовать более значимые цели. Эти цели носят созидательный и развивающий характер.
Духовно развитые люди – это люди, придерживающиеся и распространяющие в обществе идеи, основанные на нематериальных высших ценностях, на духовных ценностях, которые носят созидательный характер. То есть, такие люди призывают к добру, милосердию, любви, свободе, справедливости, взаимоуважению, развитию, терпению и тому подобным вещам. Ценность этих ценностей становится тем очевиднее, чем сильнее человек страдает от их отсутствия в его жизни. Скажем, людям порой надо сравнить жизнь, в которой есть милосердие с жизнью, в которой его нет, чтобы понять, насколько это важная ценность, которую стоит пропагандировать и которой стоит придерживаться ради всеобщего блага.
Духовные люди не эгоисты и не материалисты, им богатство и роскошь не нужны, потому что такое вещи отвлекают их от духовного, а значит и высшего блага. Для них важны такие вещи как любовь, свобода, справедливость, доброта, истина, знания, словом, все то, что обладает ценностью для человека, но при этом не имеет непосредственного материального воплощения. Эти люди служат таким ценностям, так как считают, что это отвечает замыслам высших сил, замыслам целого, частью которого они являются. Они и сами этих ценностей придерживаются, и других людей учат их ценить. В этом и заключается польза духовно развитых людей, они учат общество жить по новым, боле человечным законам, а не по звериным, не по законам природы, которые достаточно суровы и беспощадны к любой слабости. Взять, к примеру, то же милосердие, которое делает жизнь людей намного комфортнее, ведь благодаря ему мы всегда можем рассчитывать на помощь других, когда у нас возникнут какие-то трудности, и сами такую помощь можем оказать, когда у нас есть такая возможность. Если бы мы так не делали, то многие из нас могли бы не выжить, случись с нами какая беда. Но ведь милосердию нужно учить, от рождения оно нам если и дается, то в совсем неразвитом виде и если человека не научить помогать другим людям, не объяснить ему, зачем это нужно, что такая помощь дает обществу и почему это важно, он не сможет и не захочет никому помогать. Духовные ценности нужно прививать людям, можно сказать, что и насаждать их иногда надо, долго и старательно, пока люди не осознают их важность и не начнут жить по новым правилам, призывающих их подняться над своей природой. Такое по силам сделать только духовно развитым людям, которые сами в совершенстве постигли ценность высших идей и могут донести важные мысли до большинства других людей. Та же религия яркий тому пример. Когда-то она очень хорошо помогла сделать людей более человечными, научив их помогать друг другу и быть друг к другу терпимее. Хотя, конечно, и темные стороны у нее всегда были и есть, но без этого ни что не может существовать. У всякой медали две стороны.
Развиваться духовно нужно для того, чтобы раскрыть для себя новые горизонты этого мира, познать такие вещи, которые при обычной жизни просто непостижимы и таким образом прийти к умиротворению и гармонии, а может быть и к новому смыслу жизни, отказавшись от всего того, чем мы все это время жили. Откуда каждому из нас знать, что та жизнь, которой мы живем, правильная или что она является лучшим вариантом для нас? Ну да, есть какое-то удовлетворение, которое мы можем испытывать от своих дел, от различных достижений, от тех радостей, которое нам доступны, от того удовольствия, о котором нам известно. Но почему бы не узнать что-то новое, что может дополнить жизнь новыми радостями, новым удовольствием, сделать ее более интересной, показать нам новые цели, к которым можно стремиться, чтобы прожить жизнь со смыслом? Если ты сыт, одет, обут, у тебя есть крыша над головой, какая-никакая стабильность в делах и уверенность в завтрашнем дне, и у тебя к тому же появилось свободное время от всей той суеты, которая позволила тебе ко всему перечисленному прийти, то тебе ничего не мешает попробовать узнать что-то новое, открыть для себя другие стороны жизни, которые могут оказаться более интересными и значимыми, чем то, что тебе в настоящий момент известно. Иначе, что, ты по одному только сценарию всю жизнь жить собрался, будешь работать, накапливать материальные блага, чтобы потом передать их по наследству? Или как? А если наследники окажутся непутевыми, если из-за отсутствия у них нужных представлений о жизни они не будут видеть никакого смысла в продолжении твоего дела и просто растранжирят все, что ты всю жизнь создавал и копил, то стоит ли оно того, чтобы именно так все сделать? Да хоть даже если ты только для себя будешь жить, то как долго ты можешь это делать и какой в этом смысл? Тут может быть много вопросов, призывающих человека задуматься над необходимостью что-то как-то в своей жизни поменять или чем-то ее дополнить, чтобы в ней стало больше смысла, чтобы появился новый интерес к чему-то, к какой-то идее, какая-то цель значимая появилась. В том числе и в духовность можно податься, о которой мы здесь говорим. Люди подаются в духовность по разным причинам, и она из них – желание жить более интересной, насыщенной и полной жизнью.
Чтобы развиваться духовно, человеку необходимо отказаться от привычного для большинства людей образа жизни. И чем большего совершенства он хочет в этом достичь, тем от большего ему придется отказаться. Если же он просто хочет дополнить свою жизнь духовными ценностями, тогда ему необходимо для начала проявить интерес к духовности, пообщаться с духовно развитыми людьми, понять, какие ценности они исповедуют, какие цели преследуют, какие идея предлагают. У духовности может быть много обликов, в зависимости от того, кто ее распространяет в обществе и какое учение он предлагает. Главным признаком духовности является всеобщее благо, а не интересы отдельно взятого человека или группы людей. Для того, чтобы встать на путь духовного развития нужно также начать соблюдать определенные ограничения, быть умеренным во многом, делать добрые дела, помогать людям и таким образом приобщаться к духовной жизни. Повторю, полностью отказываться от своего образа жизни, в котором преобладают материальные ценности и корыстные интересы необязательно. Духовностью можно дополнить свою жизнь, но ею необязательно свою жизнь заменять. Понятно, что условно плохих и злых поступков нужно совершать меньше, иначе ни о каком духовном развитии и речи не будет. Служа высшим идеалам нельзя вредить обществу и конкретным людям, которые являются воплощением целого, частью которого мы все являемся. От плохих поступков лучше вообще отказаться, заменив их такими делами, которые должны основываться на любви к ближнему и заботе о нем. Не во всех случаях можно решить проблемы с помощью добра и любви, тогда духовный человек уступает место тем, кто умеет разговариваться на языке силы. Его же миссия состоит в том, чтобы разбудить в каждом человеке человечность, а разговаривать с людьми на языке насилия не его задача. Для этого есть другие люди.
Тем, кто хочет достичь высокого уровня духовности обязательно нужно отказаться от мирских благ и начать довольствоваться только самым необходимым, углубляясь в постижение духовных ценностей, не отвлекаясь на ценности материальные. И, разумеется, такому человеку нужно следовать избранным духовным идеалам, а не просто о них узнавать и говорить. И только потом, когда он поднимется над своей природой, когда научится жить очень простой жизнью, без всякой роскоши и изобилия, совершая полезные для общества дела, он может начать распространять высокие идеалы в виде практичных идей в обществе, показывая другим людям, как они могут жить, придерживаясь высших ценностей. Другими словами, нужно начать отходить от своей природной натуры, от своей животной психики, от своих инстинктивных позывов, чтобы принимать решения, исходя из высоких идеалов и здравого смысла, и показать на личном примере всем, как такой разумной и умеренной жизнью жить. Личный пример здесь очень важен, потому что у нас в обществе очень много людей, которые называют себя духовными, а сами при этом живут мирскими ценностями, гонятся за материальным успехом, не соблюдают никакие, в том числе и собственные правила духовного поведения, подразумевающие ограничение человека в его желаниях, вызванных природными инстинктами. Такие люди призывают к высшим ценностям, а сами живут низшими радостями. Они могут призывать к добру, а сами при этом творят время от времени зло. Они пропагандируют ненасилие, а сами при этом позволяют себе его совершать в отношении тех, кто беззащитен перед ними. Тогда это или лицемерие с их стороны, или просто не понимание того, что такое истинная духовность и для чего она нужна.
Вы не можете быть заядлым материалистом и одновременно духовно развитым человеком, вам надо выбрать что-то одно, если вы хотите в этом достичь действительно высоких результатов. Точнее, вы можете сочетать в себе и те, и другие ценности, вы можете дополнить свою жизнь духовными ценностями, расширив таким образом свое представление о мире. Но если вы хотите достичь высокой духовности, то от материальных благ, засоряющих рассудок вам придется отказаться. Необязательно для этого исповедовать аскетизм, это крайняя мера, как я считаю, без нее можно обойтись. Но минималистом вам стать точно нужно, чтобы иметь только все самое необходимое для жизни, без всяких излишек. Иначе вы не сможете оценить духовное, чтобы понять всю его красоту, если при этом будете наслаждаться имеющимся у вас комфортом и материальным благополучием. Невозможно осознать высшие ценности, радуя себя ценностями низшими, по крайней мере во всей их полноте. Для духовного развития нужно начать отходить от своей животной сущности, от всех тех позывов, которые заложены в нас природой. А это значит, что никакого стремления к богатству, при котором человек превращается в автомат по добычи денег и прочих материальных ценностей и о высоком ему думать некогда, быть не должно. Нельзя идти на поводу у своих инстинктов, нельзя быть тем, кем природа нас сделала, нужно стать тем, кто поднимется над своей природой, благодаря высоким идеалам и голосу разума. Избавиться от врожденных качеств невозможно, но можно взять их под контроль. Только в таком случае человеку откроется новое представление о жизни, когда он от непосредственного восприятия реальности перейдет к такому ее восприятию, при котором его сознание будет им руководить, а не его инстинкты. Это тяжело, поэтому в нашем обществе так мало духовно развитых людей. Кто-то отказывается от духовности из-за всевозможных соблазнов, кто-то из-за страха перед ограничениями, а кто-то просто думает, что он духовная личность, но при этом хочет всего того, чего хотят обычные люди и тянется к этому. Поэтому, этот путь не для всех.
Идеальный вариант существования духовно развитого человека – это жизнь за счет даров и пожертвований, благодаря чему он будет иметь необходимый для жизни минимум и сможет изучать высшие ценности, размышлять над ними, предаваться им, чтобы потом дать обществу новые идеи, которые помогут людям построить более совершенный человечный и гуманный мир. Такой человек не должен зарабатывать обычным образом, тем более много, поскольку и обычная работа, и большие деньги изменят его ум, возвратив его из духовного мира в материальный, в котором надо постоянно крутиться, считать деньги, решать бытовые вопросы, конкурировать с людьми и так далее. Такая жизнь может поглотить человека полностью и у него просто не останется сил и времени на духовное развитие. Если сознания отвлекается на такие вещи, как быт, то человек просто не сможет изучить что-то большее, что есть в этом мире. Поэтому, духовное развитие требует, если уж не абсолютного аскетизма, то во всяком случае очень скромной жизни, для которой вполне хватит небольших пожертвований и даров со стороны благодарных и понимающих важность духовного развития людей. Люди дарят духовному человеку необходимые для жизни материальные ресурсы, а он взамен этого просвещает их в вопросе высших ценностей и дарит этому миру новые идеи, которые помогут изменить его к лучшему. Поэтому, никакого богатства и роскоши у по истине духовного человека быть не может, потому что и не должно. Даже если люди его завалят материальными ценностями, в том числе и пожертвованиями в виде денег, от лишнего он должен отказаться. Все лишнее такой человек может пожертвовать тем, кто в этом нуждается, в особенности детям.
У поистине духовных людей жизнь должна быть простой с материальной точки зрения. Подобно тому, как нельзя мыслить чисто и остро с полным желудком, невозможно постигать и нести духовные ценности, живя в роскоши и изобилии. Вот это очень важно понимать. Также нельзя постоянно думать, как заработать деньги на жизнь, деньгами и прочими ресурсами духовно развитому человеку должны помогать, позволяя ему таким образом делать свою работу, которую не всякий готов делать и не всякий в силах сделать. Ум должен быть в каком-то одном состоянии, либо в мирском, либо в духовном, чтобы человек преуспел в той или другой деятельности. Повторю, эти вещи можно совмещать для полноты жизни, но чтобы сильно преуспеть в этом деле, нужно только ему себя посвятить.
Духовным людям нужно помогать и поддерживать их. Это нужно обществу и каждому отдельно взятом его члену. Подобно тому, как общество поддерживает науку, искусство, философию, оно должно поддерживать и духовность. Подносить дары духовно развитым людям, значит служить Богу, обществу, миру и в конечном счете самому себе. Ведь каждый из нас хочет жить в таком обществе, в котором всем будет хорошо, потому что в таком обществе добра будет во много раз больше, чем зла, от которого может пострадать каждый. И кто, как не духовно развитые люди могут научить людей жить в мире и согласии, быть довольными жизнью и радоваться ей, независимо от того, достаточно ли у них материальных благ или нет. Получается, вы кормите тело таких людей, чтобы оно жило, а они взамен будут кормить вашу душу и разум, чтобы вы жили хорошо и счастливо. Совершенно нормальное, разумное, необходимое разделение труда, при котором каждый делает то, что ему ближе.
Думать о высшем, о вечном, о светлом, а значит и о духовном – думать о будущем. А ради него мы многое делаем в настоящем. В том будущем, которое мы строим сегодня будут жить наши дети. Духовное существует не просто так, а в качестве награды людям за то, что они постигают высшие ценности. Все эти ценности требуют от человека жертв в виде отказа от доступных мирских благ, ради которых мы готовы многое уничтожить здесь и сейчас. Но если мы отойдем от своего эгоизма, то сможем построить просто сказочное будущее для наших детей. Сегодня люди врут, воруют, убивают, грабят, используют друг друга, манипулируют друг другом, а завтра может появиться какой-то духовный человек, у которого нет ничего кроме его учения и изменит с помощью этого учения общество так, что всех этих мерзких вещей, вызывающих боль и страдания станет во много раз меньше. И каждый из нас сможет жить в таком мире, в котором можно верить другим людям, в котором у тебя никто ничего не будет красть, в котором ты не подвергнешься насилию только потому, что кто-то имеет возможность его применить к тебе, в котором тебе протянут руку, если ты оступишься, а не будут тебя добивать, ради корыстных целей, считая, что так оно и должно быть. Ну может быть не мы будем жить в таком мире, а наши дети, но такое возможно. Скажете, это утопия? А разве та же религия не сделала людей добрее и терпимее друг к другу, разве пропагандируемые ею духовные ценности не сделали многих из нас более человечными? И пусть никакое религиозное учение не идеально, все же мы от каждого из таких учений получили что-то хорошее, благодаря чему жизнь в обществе стала лучше, а люди стали добрее. Так ведь? Ну вот вам и проявление духовных ценностей. И их может быть еще очень много, таких проявлений, потому идей, основанных на высоких духовных идеалах, может быть великие множество. Мир никогда не станет идеальным, совершенным, безупречным во всех смыслах, но он может стать лучше. Он у нас уже лучше, по сравнению с тем диким миром, в котором когда-то жили люди, не имевшие представления о каких-то там нематериальных духовных ценностях. Выживал тот, кто просто был сильнее, хитрее, быстрее, ловчее других. Но потом люди с помощью идей, проповедующих добрые дела сделали мир чуточку лучше.
Все, чего мы достигли в духовном, нравственном, культурном развитии – это не предел. Существует много идей, концепций, учений, направленных на то, чтобы помочь человеку подняться над своей природной сущностью и жить не по законам джунглей, а по законам высших идеалов, по законам справедливости, свободы, любви, уважения и других великих по своему смыслу ценностей. Пусть пока мы с вами живем в не самом лучшем обществе, с точки зрения отношения людей друг к другу. Пусть проблема войн не решена, не решена проблема социального неравенства, при котором люди подавляют и используют друг друга, имея такие возможности, много что еще не так устроено в нашем обществе, чтобы мы были им полностью довольны. Но наши дети могут жить в лучшем мире, чем наш, они могут прийти к большим успехам в этом вопросе, если мы сегодня сделаем свой вклад в развитие духовности, как своей собственной, так общественной. Мы же вкладываемся в материальное благополучие, как ради себя, так и своих детей, мы же хотим передать по наследству какие-то материальные ценности, чтобы жизнь наших потомков была, как минимум не хуже нашей. Ну а что будут значить все эти ценности в мире, где человек человеку волк, где каждый готов обмануть, предать, убить ради каких-то вещей, ресурсов? Все это может быть утеряно одними из-за агрессии других. Но если все всем будут довольны, то людям не о чем будет беспокоиться, они будут жить в мире и согласии друг с другом. Если мы думаем о будущем наших детей, передавая им свои материальные ценности, мы должны подумать и о той оболочке, в которой все эти ценности будут существовать и приносить им радость. А это идеологическая оболочка, основанная на духовных ценностях.
В конечном счете все люди хотят быть счастливыми. То есть, постоянно испытывать радость, удовлетворение и умиротворение. Нам только нужно создать условия, чтобы такое состояние у нас возникло и не исчезало. К примеру, одним из таких условий является свобода, а точнее, ощущение человеком своей свободы, без которой истинное счастье невозможно. А свобода – это духовная ценность, которая нуждается в распространении в обществе в виде разумной и реализуемой идеи, которая позволит людям чувствовать себя свободными и при этом не скатиться к вседозволенности и анархии, которые уже не будут благом для людей. И духовно развитые люди придумывают идеи, которые помогают такие ценности правильно привить людям, создавая важное условие для счастья и исключая возможность злоупотребления такими ценностями.
И материалист, и духовно развитый человек могут быть счастливыми. Но у каждого будет свое счастье. Каждый будет испытывать его по-своему. Как я считаю, учитывая свой жизненный опыт, в котором было место и материальному успеху, а потом и в духовном развитии были определенные достижения, духовность дает более стойкое ощущение счастья, чем материальные успехи. Потому что в этом случае счастье зависит от гораздо меньшего количества условий. Я не назову такое счастье безусловным, ибо все-таки какие-то условия должны соблюдаться, чтобы духовность приносила удовлетворение. Скажем, та же возможность себя кормить необходима всем, человек живет в физическом мире и одной только духовностью в нем сыт не будешь. Но все же такое счастье требует от людей гораздо меньше для своего существования, оно, скажем так, менее требовательное к человеку, чем-то счастье, которое испытывает человек, добившийся материального успеха. Человеку лишь необходимо задуматься о высших ценностях, осознать их, придерживаться этих ценностей, служить им и у него появится великий смысл жизни, благодаря которому он будет чувствовать свою значимость независимо от того, сколько у него будет всевозможных материальных благ.
Духовность и духовное развитие – это не развлечение, не игра, не какое-то занятие для тех, кому скучно – это служение высшим ценностям, это работа на благо всего человечества, это вклад в будущее наших детей, это в отдельных случаях и спасение для человека, который запутался в жизни не знает, ради чего ему жить. Духовность предлагает нам всем жить ради интересов целого, ради интересов бытия, а не только ради своих личных интересов. Посвящать себя этому занятию или нет, и как посвящать, полностью отдавшись духовности или частично уделив ей свое внимание, каждый человек решает для себя сам. В этом вопрос у людей должна быть полная свобода выбора. Духовных ценностей можно придерживаться, а можно служить им. И в том, и в другом случае человек многое обретет. Но во втором случае он должен будет и от многого, что ценно для большинства людей, отказаться. Только тогда он сможет добиться в духовном развитии наивысших результатов.
Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.
Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.
Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.
Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, не закомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.
Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.
Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.


Рецензии