Два сна

В последнее время в мои сны зачастили люди, с которыми в прошлом мне доводилось немало общаться, но на каком-то этапе наши пути разошлись, и мы не виделись долго. Приведу два характерных примера.

В моей квартире планируется капитальный ремонт. В спешке я упаковываю вещи и распихиваю мебель по разным углам, подготавливая к ремонту большую комнату, с которой предполагается начать. Но стоило мне только ее освободить, как комната стала стремительно разрастаться, достигнув размеров спортзала. На это зрелище я взираю в немом оцепенении, и тут появляется распорядитель работ, который принимается мне втолковывать, что мне не следует бояться изменений, произошедших с моею квартирой, ибо увеличение ее площади не скажется ни на сроках ремонта, ни на его качестве. Я смотрю на молодого прораба в недоумении: где я его видел раньше? Ба, да это же Виктор! Но почему он, инженер-машиностроитель из «ящика», вдруг превратился в прораба?
Лет тридцать пять тому назад, - во времена перестройки – мы с Виктором,  как заядлые книжники, каждую субботу совершали многочасовые походы по московским книжным магазинам в поисках дефицита. Во время этих длительных прогулок мы не ограничивались беседами на темы литературы, но обменивались взглядами по всем вопросам, представлявшим для нас интерес, а в то переходное время интересным было решительно все: от философии до бытовых вопросов. Поскольку нас ничто, кроме нашего хобби не связывало, мы могли быть предельно откровенны, и, в порядке эксперимента, мы за несколько лет общения раскрыли друг перед другом души, до конца поняв друг друга, несмотря на пятнадцатилетнюю разницу в возрасте. В результате, как это ни странно, между нами не возникло никакой  неприязни; просто со временем мы перестали быть друг для друга интересны, и незаметно «по-английски» разошлись.
И вот мы встретились снова, дружелюбно обсуждая перспективы предстоящего ремонта. Смирившись с вызванными им неудобствами, я приступаю к уборке огромного, сильно замусоренного пола…

Действие второго сна происходит в Новой Третьяковке. Идя по ее вестибюлю, я вдруг в высоком, одетом в свитер  седогривом мужчине  узнаю Мезенцева, который смотрит на меня без удивления; его взгляд не выражает никаких эмоций. «Вот так встреча!» - говорю я, подходя к нему; «Да уж!» - отвечает Мезенцев. После «ковидного» приветствия мы задаем друг другу вопросы, какими обмениваются старые знакомые, не видевшиеся от силы полгода, хотя в последний раз мы с ним разговаривали лет, эдак, пятнадцать тому назад.
С Мезенцевым мы знакомы с тех пор, как в начале 60-х я поступил на «Цикламен»; сначала мы оба были там молодыми специалистами, затем он стал начальником отделения, и под его руководством я выполнил свое жизненное предназначение, создав уникальное техническое устройство, до сих пор не имеющее аналогов в мире, которое, однако  не было востребовано в Новой России; под конец, Мезенцев стал заместителем директора «Цикламена» по науке, и наше сотрудничество продолжалось. Однако, после того, как он, покинув «Цикламен», возглавил собственную фирму, по причинам, известным только ему, используя все свое влияние на «Цикламене», Мезенцев методично принялся за мое уничтожение, превратив меня в своего худшего  врага, каковым я долго оставался даже после моего изгнания на пенсию, произошедшего десять лет назад. Однако, продумав за последние годы всю свою жизнь, и тщательно взвесив соотношение позитива и негатива, внесенных  Мезенцевым в мою жизни, вдруг понял, что нахожусь в преобладающем плюсе, и почувствовал сильное желание ему об этом сказать.
Оказалось, что Мезенцев с женой, как и я, только что пришли, и в выставочных залах нам предстоит находиться одновременно; время от времени, встретившись у какой-либо картины, и, обменявшись впечатлениями о ней, мы попутно задаем друг другу вопросы о каких-то деталях нашей текущей жизни. В один из таких моментов я говорю Мезенцеву:
- Подводя итоги, я пришел к следующему выводу: как бы ни складывались личные отношения, встреча со значительной личностью всегда благотворна; время нашего взаимодействия, взятое в целом, составило светлый период моей жизни. Спасибо!
Мезенцев с пониманием кивает. Я чувствую удовлетворение от того, что счастливый случай позволил донести до него сообщение, ставшее для меня столь важным, учитывая всю неоднозначность истории наших отношений. Вскоре после этого образы Мезенцева и его жены постепенно растворяются в просторах выставочного зала; вслед за тем рассеивается и выставочный зал…

Такие вот сны; правда, что касается Виктора, то его я точно видел во сне, а вот встреча с Мезенцевым вполне могла оказаться былью, очень похожей на сон.
                Февраль 2021 г.


Рецензии