Жилище средневековых монголов и алан осетин

Гильом Рубрук: «Дом, в котором они спят, они ставят на колесах из плетеных прутьев; бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы; ее они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок. И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину»  . А это около 9 метров. И в этих домах монголы жили, их снимали с повозок и устанавливали на земле. Несмотря на большой внешний объем, такой передвижной дом разбирали и собирали женщины. Следовательно, используемый материал должен был быть достаточно легким и прочным.

Иосафат Барбаро, путешественник середины XV в., так описывал юрты монголов: «Они устланы сверху камышовыми циновками и покрыты одни войлоком, другие сукнами, если принадлежат именитым людям. На некоторых повозках помещаются дома, которые они строят следующим образом: берут деревянный обруч, диаметром в полтора шага, и на нем устанавливают несколько полуобручей, пересекающихся в центре; промежутки застилают камышовыми циновками, которые застилают войлоком» 26. Персидский автор Шереф-ад-дин Али Йезди (XV в.) писал: «Жилищем степняков в той безграничной пустыне являются шатры кутарме»27. А осетинское слово «къутар» обозначает кустарник и объясняет основную составляющую, из которой был сделан съемный дом. Путешественник Сюй Тин прямо говорил о материале дома-юрты: «Этот  шатер покрыт войлоком сверху донизу. Посередине купола сверху в связанных ивовых прутьях,  на которых держится войлок, оставлено отверстие для света. Войлок на каркасе из ивы затягивается более чем тысячью веревок. Однако  у татар  куполообразные хижины бывают двух видов. В тех, которые изготовляются в Янъцзине, каркас, сделанный из ивовых прутьев, совершенно похож на дно бамбукового сита, которое делается из плетеного бамбука на юге Китая и сворачивается и разворачивается. В тех шатрах, которые изготовляются в степях, круглые стены сплетаются из ивовых прутьев и закрепляются волосяными веревками. Они не сворачиваются и не разворачиваются, а перевозятся на повозках» 28. Следует заметить, что ива считалась сакральным растением у всего скифо-сарматского этноса.

Очаг у монголов находился в центре жилища. Левая сторона от входа, расположенного с юга, была мужская, правая  ;  женская.  «Когда они поставят дома, обратив ворота к югу, то помещают постель господина на северную сторону. Место женщин всегда с восточной стороны, то есть налево от хозяина дома,  когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, то есть направо»  .

О таком же расположении внутри жилища хуннов указывает Бичурин. Левая сторона жилища хуннов была мужской, правая  ;  женской. Шаньюй в своей юрте сидел на левой стороне, лицом к северу. Такое расположение может быть потому, что очаг помещался в северо-восточной стороне жилища ближе к женской половине. На мужской половине находились мужские принадлежности. У средневековых монголов над изголовьем хозяина была войлочная фигурка, которую Рубрук называл «братом хозяина», на женской половине фигурка «брат хозяйки», а возле ее кровати  на высоком месте помещали набитую шерстью козлиную шкуру. Почему именно козлиную шкуру, никто не объясняет. Но ответ кроется в совершенно идентичном строительстве, внутреннем устройстве и сакральных зонах осетинского дома (хадзара).

Традиционно осетинский хадзар, иногда называемый сакля, делился  очагом на две половины: левая мужская, правая женская. «Первая с деревянной или каменной лавочкой вдоль стены, а вторая без всяких приспособлений для сидения. Пол очага выложен большими плитами, на которых, недалеко от центрального столба, параллельно задней стене, лежит длинный камень, замыкающий очаг со стороны входа. От дымового отверстия к очагу спускается железная цепь с плоской скобкой на конце. Огонь в очаге поддерживается неугасаемо, пылающие угли на ночь зарываются в золу, и этим сохраняется в них горение до следующего утра. Очаг и цепь на нем составляют величайшую святыню каждого осетина» .
«Вся стена, замыкающая женскую половину, увешана мелкою утварью: деревянные чашки, блюда, ковши, ложки, воловьи рога, столик о трех низеньких ножках, каменная тонкая плита в железной оправе в виде стремени, небольшое с крышечкой деревянное ведерко и т. п. На полу вдоль той же стены расположены разной формы и размера медные котлы, глиняные кувшины, плетушки, выдолбленные из обрубков ясеня и березы корыта, ведра, кадушки и пр. На стене мужской половины вы найдете шашку, пистолет или ружье в старом чехле, турьи рога, а иногда и фандыр — музыкальный инструмент».

НО ПОЧЕМУ ЖЕ ШКУРА КОЗЛА БЫЛА В ИЗНОЖЬЕ КРОВАТИ У МОНГОЛОВ НА ЖЕНСКОЙ СТОРОНЕ?


Рецензии