О чтении святых отцов

    Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши» . (Пс.17:26–27).

    Святитель Игнатий Брянчанинов в своих "Аскетических опытах " писал : "Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми.

--------------------------------------
Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, – они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга (Лк.16:9).
--------------------------------------

     Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели .

Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели.

    Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.

    Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, – писания Отцов.

    Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.

    Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие.

    Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие.

    Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.

    Многие, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.

    Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству.

    Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства15.

     Книги святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

    Опять – эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.


    Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, «ненавидящий глас утверждения» , ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых Отцов.

   Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтоб отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью.

    Из этой брани против чтения святых Отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтоб исторгнуть его из рук наших".





* * *

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Аскетические опыты. Т.1


Рецензии
А как Вы относитесь к профессору Осипову? Я его иногда слушаю,но не вдохновляет пока

Николай Иванович Кирсанов   11.07.2021 15:52     Заявить о нарушении
Почему? Одно время, года два-три, я слушала его запоем. Очень умный, образованный, начитанный человек. И о духовной жизни он знает не из книг, а из собственного опыта. Человек, вступивший на путь спасения, придёт к тому же, о чем говорит профессор в своих лекциях. Чтобы победить в себе ветхого человека, всем советую слушать его лекции. Получите большую пользу для своей души и пойдете правильной дорогой. Всего хорошего. Татьяна

Георгиевна   11.07.2021 18:39   Заявить о нарушении
Спасибо!
Буду продолжать слушать )

Николай Иванович Кирсанов   11.07.2021 18:50   Заявить о нарушении
И Феофана Затворника буду читать, по Вашему совету ) У меня приглашаю почитать
"Разговор с батюшкой"


Николай Иванович Кирсанов   11.07.2021 19:01   Заявить о нарушении
По Вашему совету Тубакину

Николай Иванович Кирсанов   11.07.2021 19:03   Заявить о нарушении
Обязательно загляну.)) Всего хорошего. Татьяна

Георгиевна   11.07.2021 21:58   Заявить о нарушении
Игнатий Бренчанинов совершенно прав. А я вот такую ошибку совершил, о которой он предупреждает. Евангелие читал без толкований. Потом ознакомился с Троицкими листками и понял как трудно всё понять с позиций наших современных реалий. Теперь вот ещё одна ошибка. Решил написать Евангельские рассказы, в которых в жанре рассказа объяснить читателям реалии того времени. Вот и думаю. А может зря?

Осипова уважал, пока не услышал от него, что он, подобно Господу, выгнал бы всех свечной из зданий церкви, как Он изгнал из храма торговцев. Ещё он заявил, что крестить людей нужно в зрелом возрасте. Странно всё это слышать от православного богослова. Он бы должен знать, что церковь отлучена от государства.

Юрий Лазин   17.07.2021 23:02   Заявить о нарушении
Если в жанре художественного рассказа, то, думаю, можно. Если Вы хорошо знаете историю еврейского народа...

Георгиевна   18.07.2021 00:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.