Техника племенных ковров лезгин

На фото: Сумах «Дракон». Лезгины. 1911 год.

Известный в ковровом мире термин «сумах» происходит от названия традиционного лезгинского коврового плетения особого вида («сумаг»), которая зародилась у лезгин. Соседние народы Востока, такие как таты, персы, курды, турки, также перенимали эту технику и приспосабливали её к привычному себе плетению, но при этом она менялась и мало что оставалось от оригинальной техники. Существуют вариации плетения «сумах» у персов, курдов, турков, и других народов, имитирующие оригинальную технику «сумаг».  Например, одна из вариаций, когда для получения рисунков ковра, ткань килимов, сотканная ранее, оборачивалась шерстью разных цветов. Получалась имитация «сумаха» и не более того. Не было ни у кого точного воспроизведения техники «сумах». В частности, в советское время только благодаря технологам коврового производства из числа самих лезгин, обучающих в ковровых артелях по всему Дагестану других начинающих мастеров, эта техника стала воспроизводиться у табасаранских, татских и терекеменских мастеров, до советского времени не выделывавших «сумахи».

Старинные лезгинские сумахи легко узнаваемы по компактной консистенции и по разным цветным тканям, которые свободно бегают на оборотной стороне ковра. По этой причине оригинальные лезгинские сумаги, особенно дореволюционные и первой половины XX века, со сложными художественными узорами, узнаваемы ковровыми экспертами мира и высоко оцениваются  повсеместно. Ковровые антиквары с середины XX века через своих агентов на Кавказе охотились за аутентичными сумахами, выкупая их у горных и равнинных лезгин, и вывозили зарубеж.

Огромное количество лезгинских сумагов вывезено в США и в Европу. Охотились за лезгинскими коврами (что продолжается и по сей день) и представители некоторых соседних республик, которые, пользуясь тем, что в советском Дагестане лезгинские ковры не были паспортизированы, используют их для музейных коллекций своих стран, выставляя как собственные традиционные. Это явление зашло так далеко, что выявление и идентификация лезгинского ковра (место производство) становится почти что невозможным. Тем более, что сами лезгины не имели привычку маркировать свои ковры, как армяне и другие народы. Расхищению лезгинского культурно-этнографического наследия способствовала и сама политика в Дагестане, начиная с 1950-х годов (и по сей день).

Лезгинское ковроделие, которое очень отличалось от ковроделия всех остальных народов и ещё в досоветское время носило торгово-коммерческий характер и экспортный характер, должно было иметь отдельное искусствоведческое исследование, представлено как отдельное направление в истории кавказского кустарного промысла. Но, напротив, не было изучено и были созданы все условия для его утраты. Таким отношением к материальной культуре лезгинского народа в Дагестане был нанесён, помимо прочего, и колоссальный урон старинной ковровой традиции лезгин. Множество оригинальных лезгинских ковров в музее ИЗО республики Дагестан на всероссийских выставках маркируются обобщённо и обезличено. Например, ковер «Лезгинская звезда», экспонат музея ИЗО РД в сине-бело-красных тонах, сотканный когда-то в селе Микрах, которую возят с выставки на выставку в Россит, не обозначен как лезгинский ковёр. Он идёт как «Дагестан». В то время, практически все  до единого произведения материальной культуры других народов Дагестана обозначаются по месту своего происхождения и даже с этническими названиями своих народов.

Представленный на фото лезгинский сумах по технико-художественным показателям можно считать произведением искусства. Сотканный в 1911 году, очень красивый и выразительный, и прекрасно сохранившийся. В представленном сумахе кирпично-красная основа преобладает с зеленым  (натуральный зелёный цвет здесь имеет мягкий пастельный оттенок) центральным медальоном и густо украшена сложными многоцветными узорами. Отметим рамку с чередованием восьмиугольников в основной кайме с волнообразным рисунком по внешнему краю: опознавательные знаки лезгинского ковра где бы то он ни было. Как и техника плетения, так и происхождение сумашного орнамента очень древнее: геометрические узоры, иногда вообще неизвестные, иногда стилизованные драконы и птицы, медальоны  - символы, полные значений, до сих пор не расшифрованные искусствоведами.



Техника: Сумах.
Происхождение: Лезгины.
Основа: Шерсть.
Натуральные цвета.
Орнамент: Драконовый мотив
Ширина: 255 см (100 дюймов).
Длина: 360 см (142 дюйма).

Владелец данного экземпляра сумаха - Берсанетти Джованни (Италия).


Рецензии