Еду к южному морю

   Я выросла в бедности.Мой отец умер в советском трудовом концлагере,где он был осужден пробыть один год,но смог вынести  только полгода...Мама растила нас с братом одна без всякой пенсии.В детстве я ездила только пару раз к дяде в деревню,в областной центр на математическую олимпиаду,в колхозы на уборку урожая и на целину  в Алтайский край.
   Моя "целинная" подруга Алла убедила меня,что мы сможем поехать на море в Сочи,если заработаем деньги  на предстоящей производственной практике,плюс летняя стипендия.Было это в далёком 1959 году,мне 20 лет,а Аллочке 22 года.Она студентка горного факультета работала в шахте на подъемнике. А мне повезло,что родной дядя моей "одногрупницы" был начальником литейного цеха Кузнецкого металлургического комбината,где проходила наша практика,и он устроил нас разнорабочими.Мы выполняли простые работы: помогали укреплять литейные формы в земле,разносили служебные бумаги по службам комбината...Вместе со стипендией наши накопления составили где-то около 2000 руб.Алла купила нам билеты в плацкартный вагон поезда Новосибирск-Адлер,следующий до Адлера более 4-х суток.Провожая нас на вокзале в Новокузнецке моя мама и родная тётя Катя "причитали",что на этакую кучу денег,которую я собираюсь потратить на поездку можно было бы купить  прекрасное зимнее пальто...Я смогла не внять их советам...То пальто я бы уже давно износила...А память о той
 поездке греет душу по сей день....
     Из своего Новокузнецка до Новосибирска мы доехали за одну ночь,наш вагон отцепили, и мы находились в нем около 4-х часов,пока на соседний путь не подали на посадку наш южный экспресс.Прекрасные новенькие вагоны,там даже в туалетах в определенное время можно было помыться душем,очень четко соблюдаемое расписание пути следования.Почти на каждой крупной станции и в крупных городах Омске, Петро-павловске, Челябинске,Волгограде... нас встречали накрытые столы на перроне,где можно было за 15-30 мин покушать качественную горячую  еду: борщ,суп,котлеты,рагу...Больше никогда в жизни я не видела на железной дороге такого сервиса...Мы с Аллой всем увиденным восторгались,совершая впервые такое далекое путешествие.
       Возле Туапсе ,вынырнув из тоннелей,поезд выехал на прибрежную железную дорогу и остановился минут на 40 на каком- то разъезде,пропуская поезда с Кавказа.Мы с Аллой бросились купаться в Чёрное море! Я была в восторге,увидеть бескрайнее,голубое,чудесное море!   
    В Сочи сняли жилье у шофера городского автобуса,он очень удивлялся:" Девочки, как вас таких молодых родители отпустили из Сибири в Сочи..."Тогда Сочи ещё не был большим и роскошным городом...Мы ходили каждый день на   пляжи и в горсад на танцы.Каждый танцевальный вечер начинался с того,что профессиональные  танцоры показывали,как нужно танцевать мазурку,вальс,танго...Периодически по радио призывали моряков  какого-нибудь парохода срочно возвращаться на корабль,который готовился к отплытию...Мы с Аллой сходили конечно же в Дендрарий,съездили с экскурсией на озеро Рица,поездили по городу. В Сочи к нам присоединился наш земляк студент горного факультета Игорь Тресков,он устроил нас всех бесплатно обедать в какой- то санаторий,где работала его родная тётя...У меня был фотоаппарат,мы сделали много снимков.Но часть из них безвозвратно пропала,когда однажды поздно купающегося Игоря застали на пляже погранцы и заставили засветить пленку...Игорь,как выяснилось позднее, оказывается дома дружил с Аллой,но тут с чего-то переключился на меня,мы с ним прекрасно танцевали,гуляли...Это был очень мимолетный курортный роман...,мы о нем вспоминали лет 5 спустя в Кемерово,когда я была там в служебной командировке,а Игорь жил и работал.Алла тоже не скучала, гуляла по вечерам, она очень быстро умела находить себе симпатию...
       Из Сочи  31 августа 1959 года мы выбыли на чудесном океанском пароходе "Адмирал Нахимов" (9-этажном,судя по иллюминаторам...).Там был бассейн, волейбольная площадка,несколько ресторанов,музыкальная гостиная с белым роялем, буфеты,кинозал...Мы с Аллой обошли почти все помещения на пароходе,даже в трюм спускались,всё это было чрезвычайно интересно...За пароходом с криками летели чайки,подбирая всё съестное выброшенное в море.Утром 1 сентября мы прибыли в Новороссийск,нарядные дети с букетами цветов шли в школы. Мы с Аллой съездили на такси на рынок и купили баснословно ( по сравнению с курортным Сочи)дешёвых фруктов слив,винограда... Помощник капитана по пассажирской части,посадивший нас в такси сказал:" Девочки,кроме вас больше никто из пассажиров не додумался ехать на рынок,такая "махина" ждать вас одних не будет..." Мы управились конечно же во время...
      Очень жалко сознавать,что эта чудесная "махина" "Адмирал Нахимов" затонула в Цемесской бухте у Новороссийска 31 августа 1986 года,столкнувшись с балкером 1981 года выпуска "Петр Васёв",везшим зерно из Канады.Ровно 27 лет спустя после нашего путешествия за 8 минут утонул этот грандиозный пароход,спущенный на воду в 1925 году под названием"Берлин" и ходивший когда-то из Германии до Нью-Йорка. В тот трагический день на пароходе было 1246 человек туристов и команды,утонули 423 человека,в том числе несколько человек из Омска,где я живу более 50 лет.. 
      К вечеру 1 сентября мы прибыли в Ялту,где разыгрался шторм,летели крыши и ломались деревья на Ялтинской набережной,но мы с Аллой всё же немножко погуляли   по ней...Пароход стоял в бухте несколько часов ,пока не успокоился ветер и море...К вечеру следующего дня мы прибыли в Одессу.
       Сразу же из порта мы отправились на такси с 2-мя молдаванами в Тирасполь,до которого от Одессы 90 км,где жили тогда мои родные:младший брат моего отца,дядя Федя,его жена Катя,его мать (мачеха моего отца...) Екатерина Ивановна,дети Оля и Миша.Мы жили в Тирасполе почти полмесяца ,осматривали Молдавию, "объедались" фруктами из дядиного сада.Помню,что далеко не всё ещё было восстановлено после войны.На городском театре "торчали" обломки разрушенной крыши...Из Тирасполя поехали на поезде в Москву,но решили высадится в Виннице,где жил дядя Аллы,там мы пробыли 3 дня, несколько еврейских юношей показали нам город и место ,где был бункер Гитлера... 
      Из Винницы мы поехали в Москву,полюбовавшись из вагонных окон панорамой Киева со множеством куполов его церквей,жаль,что в Киеве у нас родственников не случилось...В Москве остановились недалеко от парка Сокольники,в квартире у двоюродной сестры моего отца Татьяны Федоровны и её сына Кости. Была жива ещё родная сестра моей рано умершей бабушки Устиньи Ильиничны,бабушка Наталья Ильинична ,жившая со своей младшей дочерью Александрой Федоровной в соседней с Татьяной квартире.Адрес московских родных вместе с письмом к ним мне дала в Новокузнецке родная старшая сестра моего отца,тетя Катя.Московская бабушка Наташа сразу сказала,что именно я её внучка,хотя до этого никогда не видела меня, поскольку оказалось,что я очень похожа на свою родную бабушку Устинью , её родную сестру...Встретили они нас с Аллой очень по-родственному,сердечно и доброжелательно. Я потом в течении жизни несколько раз у них бывала,очень дружна была и перезванивалась с братом Костей.Не так давно он,к сожалению, умер.Так я впервые попала в Москву,была она в те времена не такая громаднейшая и народ был очень отзывчивый...Побывала я на Красной Площади,в Третьяковской галерее,на ВДНХ,в парке Горького и в Сокольниках,послушала в Большом театре оперу В.Шабалина "Укрощение строптивой" с Кибкало (тенор) и Милашкиной (сопрано).Затем мы с Аллой отправились домой,имея только по 10 рублей на постель в вагоне, колбасой и хлебом на дорогу нас снабдили мои московские родные...Так свершилось это грандиозное, незабываемое путешествие,продлившееся почти 2 месяца...


Рецензии
Лидия! Ваше "Грандиозное" путешествие и у меня оставило чувство восхищение и
радость за Вас с подругой! Спасибо за такой интересный рассказ, который оставил
воспоминания на всю жизнь!
С теплом,

Галина Поливанова   05.01.2024 10:59     Заявить о нарушении
Спасибо,Галина за вашу оценку моего рассказа. Вам удачи во всём и здоровья.

Лидия Нарицына   05.01.2024 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.