Воспоминания. ХлорНИИ

      В институт я пришел осенью 1967 году. В то время, я учился в заочном институте на последних курсах и мне нужно было работать по специальности, чтобы написать соответствующую дипломную работу, да и учиться легче, когда работаешь по той же специальности, что и учишься. Многое в изучаемых предметах становится ясным и понятным. Особенно когда на последних курсах начинаешь проходить специальные предметы. Я попал в лабораторию, занимавшуюся синтезом хлорорганических соединений. В частности, я занимался синтезом хлорэтана. Лабораторию возглавлял молодой начальник Т.Ю.А. лет 32 (мне тогда было 25 лет). Это был худощавый мужчина высокого роста, с лобастым лицом, в очках, с уже заметной залысиной. Он был подвижным и энергичным. Мне он казался идеальным руководителем. Позднее он возглавил отдел хлорорганики оставив за собой и руководство нашей лабораторией.  Все сотрудники были молодыми, по-моему, самому старшему было года 42. Коллектив был дружный, хотя и не без внутренних проблем. Как всегда бывает в любом коллективе. Мы часто собирались, обсуждали работу, отмечали праздники, ходили на воскресники, ездили на овощную базу, в колхоз. Особенно запомнился засушливый год (1972), когда во всех центральных областях РСФСР была сильная жара, горели леса и болота, Москва была в сплошном смоге, выгорели многие посевы, был сильный неурожай всех культур, и среди них был и картофель. Он просто не уродился. В институте и опытном заводе были свои подъездные пути. И вот на них из Польши в больших грузовых вагонах привозили картофель. Мы разгружали вагоны, загружали его в машины, а те отвозили его на овощную базу, где наши же сотрудники его разгружали с машин. Работа  продолжалась не один день. Сотрудники института, сменяя друг друга, работали на этой разгрузке. Все понимали необходимость такой работы. И работали не ссылаясь на нарушение демократических норм и законов. Сейчас такое организовать невозможно.
      Еще запомнилось дружное посещение всеми сотрудниками лекций известного тогда лектора ЦК КПСС Германа Михайловича Свердлова. Г.Свердлов был младшим братом Я.М. Свердлова бывшего в первые годы советской власти Председателем ВЦИК. Лектор был известен и своими лекциями и своей близостью к первому главе Советской республики. Небольшого роста, очень похожий на своего старшего брата, и манерами и голосом. Говорил энергично и внятно. А самое главное, он не повторял радиопередачи и газеты, а давал свое, хотя и марксистское, понимание происходящих событий. Его было очень интересно слушать. Он прочитал у нас несколько лекций. И всегда зал нашего клуба был набит до отказа. Все стремились попасть на его лекции.  В общем, жили обычной жизнью тогдашних научных коллективов.
      Лаборатория занимала несколько комнат в научном корпусе. Я работал в комнате в которой старшим была С.В. Она в то время готовила кандидатскую диссертацию. А я в 1970 году под ее руководством выполнял дипломную работу. У меня была тема по изучению кинетики гидрохлорирования этилена в жидкой среде. В качестве жидкой среды был избран дихлорэтан. Работа была успешной и я в этом же 1970 году защитил диплом и окончил институт. Еще я помню работу по гидрохлорированию бутадиена. Какой то организации потребовалось быстро наработать продукт гидрохлорирования бутадиена. И руководитель нашей лаборатории решил наработать этот продукт. В нашей комнате мы смонтировали две установки из стекла и начали круглосуточно нарабатывать этот продукт. Работали посменно, по два человека. Я помню, что у меня была одна ночная смена. Сидели пили чай, перекусывали, активно болтали о том, о сем. Лишь бы не заснуть. И при этом надо было следить за работой установок, поддерживать необходимую температуру и давление. За неделю мы справились с этой работой. Продукт сдали. Но какая была его дальнейшая судьба я не знаю.
      В лаборатории регулярно проводились обсуждения работ наших сотрудников. Кто-либо из сотрудников делал доклад о своей работе, а потом начинались обсуждения проведенной работы. Сотрудники разбирали ход работы и обсуждали результаты. Часто в ходе этих обсуждений появлялись какие то новые идеи и предложения.
      Я на этой работе познакомился вплотную с физико-химическими методами анализа, в частности, с хроматографией. Кстати, в институте я сдал курс по физико-химическим методам анализа на отлично. Еще преподаватель была очень удивлен этим. Но когда она узнала, что на работе я тоже пользовался этими методами и соответствующими приборами, была очень довольна, что у нее есть знающий студент. Вплотную же я познакомился с методами органического синтеза. Когда я в институте проходил курс технологии органического синтеза, мне почти ничего не надо было учить, все это я знал, да и не только знал, но и видел на производстве. И также использовал свои знания при изучении в институте технологии органического синтеза. Рисовать и объяснять схемы производства органических соединений для меня не составляло труда.
      На любом химическом предприятии, в любой химической лаборатории бывают происшествия, порою не очень положительные. В частности, в нашей лаборатории тоже был такой случай. В одной из комнат сорвало шланг с баллона с хлористым водородом. Комната мигом наполнилась этим газом, стало ничего не видно, работники схватили противогазы, которые были в каждой комнате для каждого сотрудника, выбежали из комнаты, и быстро надели их и вернулись обратно в комнату, чтобы закрыть газящий баллон. Тут же прибежали и другие сотрудники в противогазах и помогли закрыть несчастный баллон. Все отделались легким испугом, а  для окружающих никакого вреда не было.   
      Наверное, нужно сказать о заводских строениях и вообще о самом опытном заводе. Государственный научно-исслдовательский институт хлорной промышленности (ГНИИХП) с КБ и опытным заводом или просто ХлорНИИ был создан в 1936 году на базе Угрешского химического завода и первоначально именовался "Научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт по хлору". Он не раз переименовывался. Был ГНИИЭЗ № 93 (1947 г.); Затем ГНИИХП с опытным заводом и КБ (1964 г.);  МНПО "Хлор" (1989 г.); МНПО "Синтез" (1980 г.); НИИ "Синтез" с КБ (1991 г.);  наконец ФГУП НИИ "Синтез" с КБ ( 1998 г.). Институт был головной научно-исследовательской и проектной организаций, решавшей задачи создания и развития отечественной хлорной подотрасли. Угрешский же химзавод начал свое существование в 1926 году. Он строился как завод по производству хлорсодержащих химических соединений. Там выпускались многие неорганические и органические соединения содержащие хлор. Когда я пришел в институт я увидел старые здания из красного и серого кирпича не очень презентабельного вида. Старые кирпичные корпуса, порой были начинены и старым оборудованием. Были и новые корпуса, но и они были построены из красного или серого кирпича и тоже не отличались красотой и оригинальностью. Но это не мешало работе нашего коллектива.
       Это только поверхностные воспоминания в работе в институте. Так сказать наброски. Многое, наверное, можно еще вспомнить.      
      Проработал я там до мая 1975 года. Далеко ездить. Небольшая зарплата. Вот причины моего ухода из института.


Рецензии