Я и моя умная сестра Алька

С Алькой, моей сестрой, мы не очень дружили… Она ведь умница, красавица, любимица мамы. А я… Что я? Алька часто говорила о моей внешности:

-У тебя глаза, как тормоза! Нос-картошкой! А рот?- тут Алька похохатывала,-как у курицы …опа! К тому же ноги кривые!

Ноги у меня и в самом деле скривились… Я донашивала её старые ботинки, которые изрядно обносились и прохудились оба с внутренней стороны. При ходьбе я старалась ставить ноги так, чтобы вода, или снег не попадали вовнутрь. Растущий организм подстраивался под предложенную схему и ноги начали искривляться.

Так во мне вырабатывался комплекс неполноценности. Я просто вынуждена была осознавать себя уродливой, глупой, забытой всеми…

Ко всему прочему, я не знала, что такое новая одежда… Мне доставались только Алькины обноски. По пальцам могу перечислить новые вещи: однажды тётка, папина сестра, приехав из Москвы, подарила нам обеим чудесные шелковые платья, одинаковые. В этом платье я могла час вертеться перед зеркалом, не узнавая себя!

Была кофточка, купленная папой, простенькая, но ведь новая! И однажды, придя со школы, я увидела на стуле зеленый спортивный костюмчик. Теплый, уютный, красивый!!! Алька пока не пришла со школы и я подумала, что это ей, как всегда. Не удержалась, померила и поняла: мне! Алька на три года старше и выше меня на голову! Боже, какое счастье! Я думала, что на радостях просто с ума сойду!

И еще одна роскошь, которую мама позволяла мне носить: каждый год новые сандалии. Просто иначе было никак: свои Алька за сезон снашивала подчистую!

Но сказать, что я совсем была лишена детства не могу. Мы жили в частном доме, полно соседской детворы и, конечно же, во что только не играли!

В летнее время мама, уходя на работу, требовала:

-Уберете дом, перемоете посуду, подметете двор! И смотрите: не дай Бог узнаю, что вы ходили на речку, или на гору-приду, три шкуры спущу!
Конечно, первое, что мы делали, это вместе с соседской детворой взбирались на гору. Ах, какие там росли цветы!!! Печально было то, что самые красивые росли в недоступных местах! И как же мы их срывали, скажете вы? Да просто! Алька держала меня за ногу, а я тянулась изо всех сил, но цветок сорвать надо было обязательно! Однажды так случилось, что спуститься я спустилась, а вот подняться не могла… Так и зависли мы с Алькой, пока мимо не прошел пастух и не вытащил меня! Ох и попало нам от него, а потом и от мамы!
А вторая слабость-это речка! Ах, это была страшная горная река, которая дико пенилась от сильного течения! Слава у реки страшная до сих пор… Каждый год она собирает жертвы только в нашем городе три-пять человек. Но никого это ничему не учит: река тянет и тянет к себе и детей и взрослых.
Однажды мама взяла меня с собой на речку полоскать белье. Мы стояли на огромной каменной плите. Мама набирала воду,выливала в тазик и полоскала. В какой-то момент мне пришло в голову маме помочь набрать воды. Взяла ведро и окунула его в воду.
 Течение быстро наполнила ведро и потянуло его за собой. Конечно, мне бы отпустить это ведро, но… Всё произошло так быстро! Мама в этот момент развернулась и подхватила меня вместе с ведром, чудом сама не упав в воду! Ещё буквально секунда и вы бы не читали эти строки! Вытащить меня из этого водоворота совершенно нереально!
Забегая вперед скажу: наверное, в каждой семье в нашем городке река просто обязана была забрать кого-то… Спустя годы пятилетний сын моей младшей сестры увязался за соседкой, которая пошла полоскать белье… И вот на этом самом месте моя история повторилась один в один… Он тоже хотел помочь ей набрать воду! Только соседка не успела подхватить мальчика. Дикая трагедия!
Пишу сейчас и не могу понять: как нас родители оставляли одних без присмотра? Я ни своих детей, ни внуков ни на минуту от себя не отпускаю! Но в те годы не только мы, но и все соседские дети точно так же проводили время…

Прошли годы...
Теперь Аля была довольно интересная девушка. По крайней мере сама она так считала, это точно. Её постоянное кривляние перед зеркалом меня безумно раздражало… Я не понимала: зачем это она так любуется собой? На тот момент Алька заканчивала школу и, казалось, должна была бы все силы отдавать учебе.

Что касается мамы, то она, конечно, доверяла Але на все 100! Ей и в голову не приходило, что ребенок 5 лет и 17-ти уже совершенно разные люди. Она работала, с увлечением доказывая всем вокруг свою незаменимость и очень быстро поднималась по карьерной лестнице, нами занимался только папа, человек очень добрый и несколько безвольный.

Я была предоставлена сама себе, изредка учительница на меня жаловалалась, настаивая на том, что потенциал во мне есть, но я просто ничего не делаю. И тогда меня жестко наказывали. Способ воспитания один: избиения вперемежку с нравоучениями.

Скажем так. Моё отношение к побоям было такое: надо потерпеть. Не убьют же! А что касается нравоучений, то, как правило, я слышала первые слова, и потом только ж-ж-ж и потом:

— Ты меня поняла?

При этом надо было кивнуть головой. В глаза маме смотреть нельзя: это-наглость, которая пресекалась дополнительными оплеухами..

Очень рано я узнала о том, что совершенно не привлекательна. Об этом я постоянно слышала от Али… Именно она часто говорила, вздыхая:

— И кто тебя, такую, замуж возьмет? Уродка! Нос картошкой, глаза, как тормоза, рот-как у курицы …опа!

И, конечно же, мама часто повторяла:

— Господи, что ты за лентяйка такая? Вот Аля! Бери с неё пример! Господи, кто тебя, бездельницу, замуж возьмет? Никакого от тебя толку!

В моей голове, таким образом, формировалась единственно возможная и верная цель: выйти замуж. Воображение не рисовало абсолютно никакого образа, к примеру врача, или учительницы, нет! Просто и тупо: замуж! Предел мечтаний! Но вопрос собственной никчемности и невыразительности зависал в воздухе, подавляя все другие мечты. Кто меня возьмёт?

Впрочем, была у меня одна особенность. Я много, очень много читала. Чтение книг отнимало значительную часть времени, которую надо было бы посвящать учебе. В чтении я совершенно забывала о действительности вокруг. Я жила вместе с героями, страдала, влюблялась, выходила замуж, презирала…

Не имея собственной жизни, никому не нужная, я больше ценила в себе ту, другую. Другая чаще всего была героиней какого-то романа. А настоящая жизнь была тоскливой, бесполезной, грубой. Возвращение к ней раздражало, утомляло…

Переломным днем своей жизни и нашей семьи могу назвать 8 Марта. Засыпала я в предвкушении подарка, который папа неизменно дарил в этот день нам всем своим четырем девочка: маме и нам, троим дочерям.

Однако пробуждение было кошмаром, который наложил на всю мою жизнь печать определенного рода табу, которое стало чуть ли не девизом…

Разбудил меня дикий, раздирающий душу, сердце, крик из спальни родителей… Вбежав туда, я увидела маму, распластанную на кровати лицом вниз, пытающуюся заглушить те отчаянные вопли, которые рвались из неё…

Онемевшая от неожиданности, я стояла, не зная, что делать… Обезумевшая от горя мама не сразу заметила моё присутствие, а когда, приподняв голову, в изнеможении, увидела меня рядом с собой, прокричала:

— Позор!!!! Позор на вас на всех троих! Никто никогда не возьмет вас замуж! Никому вы не будете нужны! Никому!!!
И опять она рыдала, не имея сил остановиться.

Откуда-то пришел папа, кинулся в спальню, а меня отправил в свою комнату. О чём они говорили, не знаю. Говорили долго, я не прислушивалась к их голосам. Тихо плача, я сознавала только одно: случилось нечто настолько страшное, что вся моя жизнь теперь будет сплошным адом.

Родители, не обращая внимания на нас, младших, собрались и куда-то ушли. Али в доме не было, только младшая пятилетняя Мила…

Вернулись они уже после обеда вместе с Алей.

Потихоньку ситуация прояснилась:

Моя образцово-показательная сестра беременна. Уже на шестом месяце. Отца будущего ребенка забрали в армию, но как раз в эти дни ему дали отпуск на неделю, он приехал, находился здесь, в городе. Аля сунулась к нему с сообщением о том, что ждет ребенка, но тот сказал, что любит он другую, и что не хочет иметь с ней ничего общего. Моя сестра не нашла ничего лучшего, чем уехать с соседний городок к тетке своей подруги, оставив родителям записку, где призналась в своей беременности, что и стало причиной маминого отчаяния…

Вопрос денег она решила просто: у нас с ней была общая копилка, которую она разбила и забрала на расходы. Конечно же, там не было крупной суммы, но на первый момент достаточно. Сейчас я понимаю: Аля всё рассчитала верно! Родители перебесятся, конечно, придут с допросом к подруге и та, по обстоятельствам, должна была либо дать адрес, либо сказать, что ничего не знает.

Вероятно, мама нашла убедительные слова, потому что адрес подруга дала, родители сели в автобус и привезли Алю домой. Вечером они вместе с ней пошли в дом Андрея, виновника «торжества».

Он жил со своей матерью и сестрой. Подробностей переговоров не знаю до сих пор. Знаю только, что мать Андрея, спокойно выслушав мою маму, спросила Андрея:

— Сын! Я не могу поверить… Скажи честно, это всё правда?

В отказ Андрей не пошёл, только головой кивнул.

В те годы ещё о тестах ДНК никто и не помышлял, но мать Андрея, будучи врачом, на слово не поверила, попросила принести справку от гинеколога о сроке беременности. Сроки подтвердились, поэтому она благосклонно приняла решение о регистрации молодых.
Зачем-то мои родители сыграли свадьбу (видимо, исключительно, чтобы прикрыть позор), на которую мама взяла деньги в долг и выплачивала потом года два…

Жили молодые в нашем доме, где им выделили отдельную комнату.

Андрей оказался очень красивым парнем. Как говорила Аля, похож на актера Тихонова. Атлетически сложенный, статный, выглядел чисто внешне наш зять великолепно. Самоуверенный, нагловатый, избалованный, он делал всё возможное, чтобы показать свое превосходство перед всеми вокруг.

От армии его мать, будучи руководящим работником, каким-то образом, отмазала, работать Андрюша не хотел, валяясь весь день около телевизора, занимая единственный в зале диван. Если кому-то тоже хотелось смотреть телевизор, то только на стульях: Андрей не заморачивался о том, что на диване можно сесть, освободив место кому-то еще…

Жить в нашем доме ему совсем не нравилось. Зажатые долгами в тиски мои родители экономили на всем и, в первую очередь, на питании. Основное блюдо в доме-картошка и засолки. Картошка вареная, картошка жареная, постные супы. Как-то Андрей заметил:

-У меня от вашей картошки скоро воротнички стоять будут (в смысле от крахмала), —и громко расхохотался собственной шуточке.

Маму уже на тот момент его хамство достало:

— Как только начнешь работать, будет и мясо, рыбка, и курочка, не переживай!

На следующий день, возвращаясь со школы, у калитки я встретила Андрея с его сестрой. Они уходили. В руках Андрея была авоська, в которой были его нехитрые пожитки: три-четыре книги, трикотажные штаны, в которых он валялся на диване и кеды. Хорошо запомнила этот момент: в огромной авоське где-то внизу болтаются эти  вещи. Его сестра, завидев меня, обронила (явно для моих ушей), обращаясь к своему брату:

-Нечего тебе здесь делать. Тоже мне, дурака нашли!

Случилось это за неделю до родов Али. На сей раз истерик в доме не было… Чувствовалось, что родители даже вздохнули с облегчением: кому нужен этот дармоед, спрашивается? Что касается Али, она терпеливо изображала безразличие.

Однако, не могу не сказать о своих чувствах… В школе, на улице, я не смела поднять глаз… Мне всё казалось, что за моей спиной шепчутся, склоняют на всех углах нашу семью, наш позор…

Иногда меня останавливали соседи, задавая очень неудобные вопросы, пытаясь выудить информацию. Это было просто ужасно!

Я заканчивала восьмой класс. Успехи были неважными, так скажем. Единственные твердые пятерки-это русский язык и литература. Сказать честно и эти пятерки я не заслуживала. Правила русского языка никогда не учила и моя грамотность была всего лишь следствием чтения, нет, не чтения, поглощения огромного количества книг, зрительная память. Но учительница, завороженная моими сочинениями, ставила меня в пример и, без тени сомнений, пятёрки.

Что касается точных наук, то здесь точно было не моё: сидеть и учить формулы, решать задачи? Нет, конечно!

Поэтому я тянула до конца лета, решив пойти в какое-то училище. Родительский дом стал местом, где меня раздражало всё: сестра с её недовольным видом, родители, которые теперь ходили с поникшим видом и почти перестали общаться между собой…

И вот Аля родила. Моя мама пошла навестить её и ожидала в очереди у окошка: в те годы не было никакой возможности зайти вовнутрь роддома. Очередь была большая. Мама сидела на лавочке, когда откуда-то появился Андрей. Мама не удержалась от язвительного замечания:

— А ты ничего здесь не перепутал?

— У меня родилась дочь и я пришел проведать!

— Да кто ты такой, скажи, пожалуйста? Нечего тебе здесь делать! Ты меня понял? Иди домой к своей мамочке!

— Ну и свинья же вы, мама!

Мама пожала плечами:

-У мамы свиньи и сын-свин!

Очередь, делавшая вид, что не прислушивается к перепалке, не сдерживаясь, прыснула…

Андрей, весь красный, как рак, ретировался…


Рецензии