Отважная опричница часть 20

В то самое время, когда Стефан Баторий заканчивал свои последние приготовления к третьему походу на Русь, Усолка сидела  в приёмной главного дворца Московского Кремля и ждала, когда её вызовет сам царь. Делать было нечего, и она вспоминала своё прошлое. Разгром банды Кудеяра, штурм челяднинской усадьбы, захват Старицы, поединок с мурзой…
После битвы при Молодях её имя стало легендарным. Когда она приехала в только что пожалованную ей деревню, её встретила огромная толпа крестьян из всех окрестных деревень, и она десять часов кряду рассказывала им о своих подвигах. Да и потом, в течение целой недели, каждое утро к её терему всё приходили и приходили ходоки.
А на ярмарках и народных праздниках слепые певцы пели песни о ней. В них Усолка была родной племянницей Ильи Муромца, могла одним ударом сабли убить сто врагов. Не далее, как три дня назад, она слышала своими ушами:

Усолка – из славнейших самая славная!
Усолка – из храбрейших самая храбрая!
Она скалу разваливает саблей,
Разом войско целое сечёт,
Её и мечь булатный не берёт!
Пусть не меркнет Усолкина слава!
Пусть рука могучая крепчает!
И врага повсюду поражает!

Но за всё в этой жизни надо платить. Вот и Усолка заплатила тем, что вся её жизнь прошла в седле да у походного костра, а в пожалованной ей деревне она почти и не жила. Наша героиня взглянула в дорогое венецианское зеркало и ужаснулась. Усолка помнила, какой она была в день первой встречи с покойным Григорием Лукьяновичем: румяная круглолицая деревенская девчушка с русой косой до пят. А теперь на неё глядела какая-то ведьма с грубым лицом и неопрятными лохмами начинающих седеть волос, торчащих из-под платка. Лошади испугаются!
На мгновение Усолка заплакала, а затем задумалась: а если бы мне сейчас снова было шестнадцать лет, захотела бы я прожить свою жизнь по-другому? Нет! Ей есть чем гордиться, она нужна людям, о ней при жизни поют песни. И она будет жить вечно – в памяти людей!
А кому были нужны все эти князья и бояре, заслуженно казнённые за измену? Она бывала в палатах этих знатных господ. Да, они ломились от всякого барахла, в том числе и от заморских диковин. Но зачем всем этим Челядниным и Старицким нужно было это барахло, для чего они жили? Чтобы есть, пить, развлекаться, лапать сговорчивых баб, да пускать пыль в глаза точно таким же как они? И всё?! Но ведь это – для бездушной скотины, а не для человека!
Наконец Усолку вызвали в царскую палату. Увидев государя, наша героиня была потрясена. Она прекрасно помнила ту первую встречу с Иваном Васильевичем в августе 1556 года, когда она увидела молодого красивого мужчину. Теперь же перед ней был сгорбленный еле двигавшийся старик. Да, сильно помотала жизнь царя московского! И только глаза у него были точно такие же, как и в 1556 году – живые и умные.
- Ну чего испугалась?! Все мы стареем. Да и ты уже не молодёшенька. О твоих подвигах премного наслышан. Садись. Догадываешься, зачем я тебя пригласил?
- Воевать с ляхами?
- Именно так! Баторий рвётся к Пскову, а там его надо удержать во чтобы то ни стало. Удержим – начнётся затяжная война, и ляхи споткнутся, обязательно споткнутся. Не удержим – всё пропало.
- И командовать в Пскове будет, конечно, Дмитрий Иванович Хворостинин?
- Нет, он сейчас под Смоленском – кому-то же надо воевать и там! Ты  не беспокойся, ратников и пушек в Пскове более чем достаточно, и командует ими нормальный человек – Иван Петрович Шуйский. Да, этот род очень гнусно прославился во времена моего малолетства, но об Иване Петровиче ничего дурного сказать не могу – настоящий воевода! Под его началом брат Дмитрия Ивановича – Андрей Иванович Хворостинин. В отличие от Дмитрия, звёзд с неба не хватает, но служака отменный. И тем не менее доверяй, но проверяй. Ты, прошедшая замечательную школу под началом самого Малюты Скуратова, будешь моим оком в Пскове! И помни, Усолка, бой с Баторием предстоит страшный, это тебе не малые дружины изменников – бояр да княжат! Задание ясно? Вот и отлично! Тебя сейчас накормят до отвала, писец выправит все необходимые грамоты, и тогда, не теряя ни минуты времени – в Псков!   

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или  2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.


Рецензии