в тени вавилонской башни

[...]

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. (Быт. 11, 4)

...и все-таки замечательно, что история всякой рациональной системы повторяет судьбу вавилонской башни. с одной стороны, это, конечно, повод для необъятной печали и говорит, что человек в принципе неизлечим и не обучаем, и мир его лежит во зле. однако, несмотря на это, - и даже благодаря этому лежанию - и торжествует истина, попирая, можно сказать, как архангел в судный день, демона рационализма, в руинах которого - весь ХХ-й век, ГУЛАГ и Освенцим, обломки имперских амбиций и серая пыль всеохватывающего хаоса - то есть удручающего торжества индивидуализма и пестрой мерзости общества потребления, с неизбежной утратой смысла, деморализацией и обесценкой всех ценностей. воистину, как ни велик мир с его царствами и массовыми психозами, а за тысячи лет своей "эволюции" он так и не вышел из тени библейского мифа. и это, как ни странно, - вселяет надежду. запредельно, немыслимо, абсурдно, но тем не менее: глубина корней греха и непреодолимость порочного круга вселяет надежду. credo quia absurdum.

***
сюда же. трудно вспомнить менее совместимые вещи, чем священная история и происхождение видов. однако. динозавры - биологическая иллюстрация закономерности падения сильных: путь диктатора Нимрода, строителя башни. отселе надежда на слабость, на болезнь, на отклонение, на бедность. радуйтесь, больные, слабые и увечные. радуйтесь, обделенные: вы - истинный смысл, свет и шанс спасения миру.

____________

"...Для Библии обычны такие выражения, как «помыслил в сердце своем», «сказал в своем сердце». Слово же «сердце», ;;; ‹лева;в›, представляет собой прочитанное наоборот ;;; ‹Баве;ль› — «Вавилон». А это значит, что «перевернулось сердце», «пере- вернулся разум» людей, замысливших строить башню, и получилось «смешение» — город Вавилон. Внешние события, согласно Библии, суть проекции и образы внутренних процессов, совершающихся в духовном мире человека.

…В «Божественной комедии» Данте описаны мучающиеся в аду гиганты, которые произносят «невразумительные слова» на «смешанных языках»,— это те, кто участвовали в строительстве Вавилонской башни. Между ними находится и царь Нимрод…"

2012 г.


Рецензии