Русско-татарское, или начало семейного предания

– Сабля татарская к шее летит,
Земного пути предвещая конец.
Боль во всем теле вот-вот ослепит,
Ад меня ждет иль венец?
***
Столько врагов не видали в степи:
В броне и на низких конях;
Только шепчу: «Господь, укрепи»,
Но чую: в город мой труп повезут на санях.
***
– Сколько, Сульдэ, уже я прошел
Под бунчуком Субудэ,
Гибель свою я пока не нашел:
Небо не только хранит Угэдэ.
***
Но в этих краях сильны колдуны
И  биться нам здесь нелегко,
Крепости тут как в степи валуны
Столь воинов храбрых не видал я давно.
***
– Под пасмурным небом моя рубит сталь,
Враг с силой наносит удар,
Уж  устлана павшими пронская даль
И видится смерть в бою словно дар.
***
С разбитым щитом повисла рука
И темная кровь на снегу,
От боли лицо бело как мука,
Свой меч я с трудом держать уж могу.
*** 
– Вот раненый враг предо мною стоит
С разбитым на двое щитом
И к шее его моя сабля летит,
О бое не раз я вспомню потом.
***
– Не вовремя шлем слетел с головы
И сабля у шеи моей замерла;
Ударить самой пока враг мой открыт?
– Сульдэ, этот воин – она!
***
–  Сейчас его сердце мой меч поразит,
Но дрогнула в миг тот рука…


Преданье семейное мне говорит:
Так первая в нем появилась  строка.
Июнь – июль 2021. Никитино – Чкаловский
Глоссарий
Сульдэ – в представлении монгольских племен: их дух-хранитель; находил свое воплощение в знамени чингизидов.
Угэдэ, или более точно – Угэдэй – третий сын Чнгиз хана и его любимой жены Бортэ; великий хан Монгольской империи с 1229 по 1241 годы. К слову сказать, в наших учебниках, равно как и в литературе, в том числе и научно-популярной и собственно научной, постоянно повторяют одну и ту же ошибку, называя внука Чингиз хана и сына его старшего сына Джучи – Бату, ханом. Однако покоритель Руси жил при четырех ханах: собственно Чингизе и Угэдэе, а также Гуюке и Мункэ. Личности Бату посвящено добротное исследование Романа Почекаева «Батый. Хан, который не был ханом».
Субудэ – монгольский полководец Чингиз хана, разгромивший русские войска на Калке в 1223-м, а также спланировавший и осуществивший все монгольские походы на Русь в период с 1237 по 1242 годы. Его по праву можно назвать одним из лучших полководцев Средневековья. Наряду с Тамерланом. 
Пронская даль. Вообще первая битва войск великого князя рязанского Юрия Ингваревича  с монголами состоялась в ноябре или декабре 1237 года на реке Воронеж. Точное ее место до сих пор не найдено. По одной из версий, в войско Юрия входила и дружина пронского князя. В той битве поражение объединенных муромо-рязанско-пронских войск,  численность которых вряд ли превышала полторы тысячи конных воинов, было предопределено. Ибо хорошо организованные войска Бату насчитывали порядка тридцати тысяч воинов.  И Субудэ, помимо военных дарований, имел прекрасный опыт управления такой массой войск. После сражения монголы взяли Пронск, входивший в состав Муромо-Рязанского княжества. Соответственно, битва могла произойти и у его стен, на берегу Прони.
На сдлеанной автором фотографии – местечко Толпино, расположенное на берегу Прони, в Кораблинском районе Рязанской области. Когда-то там располагалась пограничная крепость Муромо-Рязанского княжества, взятая монголами в декабре 1237 года. До сих пор на ее месте сохранились вал и ров.


Рецензии