Образование и духовный путь апостола Павла
Павел был знаком с религиозной литературной традицией иудеев — он, как богослов и фарисей, заимствовал из Писаний настороженное, или даже ксенофобное, восприятие языческого мира. Вероятность его литературного знакомства с со шрифтом Дидахе под сомнением, но отражения его теологии в самой Дидахе есть. Это может быть связано с мощной устной традицией, культивированной в античном мире, основанной на жанре диалога из греческой философии. В отличие от других иудейских авторов того периода, таких как Филон и Иосиф Флавий, с точки зрения своего образования Павел выглядит очень консервативным иудеем. Теологи до сих пор пытаются искать происхождение учения Павла о заместительной жертве в эллинистическом мире культов-мистерий и предполагают его в родном городе Савла Тарсе. Весь конструкт аргументации писателя Павла пронизан платонизмом, так что становится ясно, что Павел был не просто хорошо знаком с мыслью, литературой и религией греко-римского мира, но и жил в нем, не скрывал ни своих корней, ни духовной почвы, в которую с детства был посажен. Уже та его цитата-афоризм из Менандра в 1-м Послании к Коринфянам (15:33): «Дурное общество развращает добрые нравы» - не свойственна раввинистской культуре, так как об обществе язычников среди Иудеев давно была созревшая ксенофобная позиция, хотя это и не всегда было так. Данная цитата, как и литературный стиль доказывают, что Павел непременно читал эллинистских литераторов — подобную «мудрость» он не мог услышать в прихрамовом традиционном обществе того времени, но только в более светском формате, а следовательно в эллинистско-римском. Павел, знакомый с различными идеями и учениями античного мира, проповедуемыми как уличными «философами», так и в философских школах, не мог не общаться с духовными учителями того времени, которые непосредственно выпускались из гимнасий и школ.
Подход Павла к толкованию Танаха, несомненно, экзегетический и, хотя и относится к более поздней раввинистической экзегезе и к кумранским произведениям, также имеет под собой серьёзное научное основание эллинистских школ. Это позволяет предположить, что Павел, кроме образования при фарисее Гамалиэле, также получил немалую долю своего образования в гимнасиальной системе. На его воззрения сильно повлияло небесное откровение, в мледствии которого он пережил как духовный, так и моральный подъём. Это слияние духовных школ иудаизма и эллинизма чётко выражается во многих аспектах его мировоззрения, например, в его взглядах на антропологию, языческие культы или номинальный подход к Закону. Однако корни Павла, естественным образом, прикреплены к палестинскому иудаизму и отображают ключевую архаичную парадигму палестинского иудаизма, стоящую на незыблемой вере в святую избранность народа Израиля, его особом предназначении и союзе Бога с этим народом.
Свидетельство о публикации №221071000456
Денис Фоменко 11.07.2021 12:28 Заявить о нарушении