Образование и духовный путь апостола Павла

Учитывая то, что путь становления апостола Павла и его реализации как апостола, в особенности его образования, был весьма любопытным, стоит, все же, обратить внимание на некоторые интересные факты. Павел скорее всего отлично владел греческим языком. Скорее всего с самого детства он был для него разговорным, хотя сам он уведомил своих читателей, что он, будучи, «еврей от евреев», был достойным носителем своей раввинистской культуры и иврита(Фил., 3:5). Апостол язычников был исключительно хорошо знаком с Танахом — причем по его аутентичным посланиям можно утверждать, что Танах на иврите был для него родным, даже первым книжным основанием перед Септуагинтой, в этом нет сомнения. То предположение некоторых серьезных ученых, что он знал Священное Писание иудеев наизусть, вполне может быть принято, однако утверждать это полностью нецелесообразно. Савл несомненно был евреем и, как и другие современные ему евреи, без лишних преград посещал иерусалимский храм, как писатель-филолог выдумывал иудео-греческие неологизмы, уделял время занятию  таким отделом филологии как семантика и, как соапостол двенадцати, создавал, если выражаться языком нового времени, свой новый стартап - реальность для своих последователей в культе Машиаха, но из числа новообращенных язычников, несомненно столкнувшись с негодованием  со стороны апостолов-свидетелей Воскресшего и с феноменом прозелитства.
 
Павел был знаком с религиозной литературной традицией иудеев — он, как богослов и фарисей, заимствовал  из Писаний настороженное, или даже ксенофобное, восприятие языческого мира. Вероятность его литературного знакомства с со шрифтом Дидахе под сомнением, но отражения его теологии в самой Дидахе есть. Это может быть связано с мощной устной традицией, культивированной в античном мире, основанной на жанре диалога из греческой философии. В отличие от других иудейских авторов того периода, таких как Филон и Иосиф Флавий, с точки зрения своего образования Павел выглядит очень консервативным иудеем. Теологи до сих пор пытаются искать происхождение учения Павла о заместительной жертве в эллинистическом мире культов-мистерий и предполагают его в родном городе Савла Тарсе. Весь конструкт аргументации писателя Павла пронизан платонизмом, так что становится ясно, что Павел был не просто хорошо знаком с мыслью, литературой и религией греко-римского мира, но и жил в нем, не скрывал ни своих корней, ни духовной почвы, в которую с детства был посажен. Уже та его цитата-афоризм из Менандра в 1-м Послании к Коринфянам (15:33): «Дурное общество развращает добрые нравы» - не свойственна раввинистской культуре, так как об обществе язычников среди Иудеев давно была созревшая ксенофобная позиция, хотя это и не всегда было так. Данная цитата, как и литературный стиль доказывают, что Павел непременно читал эллинистских литераторов — подобную «мудрость» он не мог услышать в прихрамовом традиционном обществе того времени, но только в более светском формате, а следовательно в эллинистско-римском. Павел, знакомый с различными идеями и учениями античного мира, проповедуемыми как уличными «философами», так и в философских школах, не мог не общаться с духовными учителями того времени, которые непосредственно выпускались из гимнасий и школ.
 
Подход Павла к толкованию Танаха, несомненно, экзегетический и, хотя и относится к более поздней раввинистической экзегезе и к кумранским произведениям, также имеет под собой серьёзное научное основание эллинистских школ. Это позволяет предположить, что Павел, кроме образования при фарисее Гамалиэле, также получил немалую долю своего образования в гимнасиальной системе. На его воззрения сильно повлияло небесное откровение, в мледствии которого он пережил как духовный, так и моральный подъём. Это слияние духовных школ иудаизма и эллинизма чётко выражается во многих аспектах его мировоззрения, например, в его взглядах на антропологию, языческие культы или номинальный подход к Закону. Однако корни Павла, естественным образом, прикреплены к палестинскому иудаизму и отображают ключевую архаичную парадигму палестинского иудаизма, стоящую на незыблемой вере в святую избранность народа Израиля, его особом предназначении и союзе Бога с этим народом.


Рецензии
Бред сивой кобылы. Не Савл, а Шауль. Никаких сраных язычников Савлов у евреев не было никогда, сроду. Никаким апостолом он не был и в помине, ибо у евреев учение передавалось исключительно от учителя к ученику. А Шауль помазанника Йешуа в глаза не видел. Вообще, и никогда. Так что хорош пороть херню, пора начинать учить историю, языки и имена. И заканчивать вводить читателей в заблуждение.

Денис Фоменко   11.07.2021 12:28     Заявить о нарушении