Жуть на кавказской свадьбе

Памяти Даниила Хармса! За его абсурдистские рассказы!

Привелось как-то быть в глубинке на Северном Кавказе. Позвали на свадьбу одной немногочисленной народности. Я всегда интересовался традициями, обычаями и это было моей всепоглощающей страстью, поэтому с радостью принял приглашение. Меня предупредили:
– Не обессудь, но у всех народов есть свои замечательные обычаи, если увидишь что-то неожиданное, не шокируйся, восприми это спокойно, – и добавили: – Просто вам, русским, надо уметь вовремя давать происходящему правильную оценку.
Сижу на свадьбе поглядываю на новобрачных. Не буду подробно описывать наряды молодых в национальных свадебных костюмах, головные уборы. Всё в старинном стиле. Понятное дело, свадебное платье невесты украшено ручной вышивкой и камнями.
С самого начала танцы. Ни одна кавказская свадьба не обходится без них, гости образовали полукруг из мужчин и полукруг из женщин, а в центре танцевали пары. А я подмечал все подробности.
Тамада тем временем вовлекал гостей.
– Кавказская свадьба отнюдь не развлечение! – тормошил он всех. – Народ не столько веселится, сколько соблюдает традиции. Если на свадьбе гости мало танцуют, – напирал он, – свадьба считается скучной.
Ближе к концу вечера Музыка стала решительной. Тамада выхватил кинжал и поднял его вверх.
– Уважаемые гости! – вспыхнул он красноречием. – Теперь вишенка на торте! Сейчас перед вашими глазами молодая пара пройдет интересную проверку любви друг к другу. Это будет незабываемое зрелище, освященное многовековой практикой.
Вышли на видное место жених и невеста. Гости ждали этой минуты с нетерпением и разразились бодрыми криками.
Тамада продолжал:
– Так давайте подадим кинжал молодым и проверим истинные чувства жениха и невесты на этой свадьбе, наберемся терпения лицезреть уникальный процесс до конца, подведем итоги, а потом поднимем бокалы за победителя!
Кавказцы горячие люди, и вот оно началось, то самое шокирующее, своеобразное. Кинжал оказался в руках девушки.
Видимо гости знали правила и приветствовали молодых, как гладиаторов, идущих на смерть, а началось с того, что невеста подала жениху кинжал и попросила:
– Докажи настоящую любовь к своей избраннице. Убей меня!
Юноша в свою очередь передал кинжал ей со словами:
– Нет, это ты докажи, если любишь! Убей меня! – Глаза его не столько просили, сколько требовали.
Я смекнул, очень торжественный и ответственный момент, и здесь немаловажна роль того, кто способен взять на себя высокую миссию вложить кинжал в руки молодым. Я бы не смог, а тамада справился с этим, вероятно, ему было такое не впервой.
Кинжал переходил из рук в руки, а тамада комментировал:
– Есть еще вариант. Если кто-то из молодых убивает не предмет обожания и вожделения, а себя, значит, его любовь оказывается на порядок выше, глубже и сильнее.
Похоже, “обмен любезностями” вызывал у зрителей эмоций не меньше. Они одобрительно подзадоривали молодых и требовали быстрее начать и кончить. Мне даже послышалось, что в это время вовсю принимались ставки баранами на победителя.
Это продолжалось уже два часа, гости не расходились, наоборот, их набилось еще больше. Я чувствовал, что у молодых затекли ноги, но они с настойчивостью бодающихся баранов держались молодцами.
“Точно гладиаторы, идущие на смерть! – подумал я. – Жизнь – это бой ради любви! А чего они тянут? Когда же наступит кульминационный момент?” – Я посмотрел на часы.
А вот и ответ тамады:
– Свадьба на Кавказе может продолжаться один день, а может неделю, как только… не будем торопить события… не будем забегать вперед… пока молодые не выяснят свои отношения. Дайте им время.
Кинжал продолжал переходить из рук в руки. Ажиотаж возрастал. Жертвовать себя ради любви – на Кавказе это ли не доказательство верх проявления достоинства, заботы, уважения, чувствования.
“Когда-то же у кого-то из них не дрогнет рука? – испугался я и отметил: – А зрители, не в пример мне, способны на ликование в такой ужасающий момент!”
Я сам не из слабонервных, но сразу понял, что мое сердце не выдержит стресса с беспокойством в глазах смотреть, как упадет один из поверженных молодоженов, но не окажется посрамленной стороной, будь то девушка или юноша, доказав всем свою силу любви. “Минута славы” могла произойти в любую минуту. Следовать словам тамады: “проверить истинные чувства жениха и невесты на этой свадьбе, набраться терпения лицезреть уникальный процесс до конца, ждать подведения итога, а потом поднять бокал за победителя”, я не мог из-за душевного опустошения. И я незаметно сделал ноги подальше от жуткой свадьбы.


Рецензии