Время Гёте. Глава 14. Годы Вильгельма Мейстера

     В ряде художественных произведений в разные времена писатели рисовали образ молодого человека, пытающегося осмыслить окружающую его жизнь и найти путь к счастью. Среди романов, посвящённых этой теме, значительное место занимает роман великого немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте "Вильгельм Мейстер" ("Годы учения" и "Годы странствования"). "Годы учения Вильгельма Мейстера" является вторым по счёту и самым длинным романом Иоганна Вольфганга Гёте. Создавался роман с 1777 до 1796 года. Его публикация в 1795—1796 гг. обозначила появление нового литературного жанра — романа воспитания. В истории происхождения этого произведения необходимо различать две эпохи и соответственно с этими двумя эпохами в самом романе следует различать два отдела. Первые четыре книги были написаны Гёте до путешествия в Италию. При издании романа, Гёте подвергнул их дополнительной доработке, но при этом всё-таки общий характер, направление и колорит остался прежним. Существующий роман в восьми книгах вырос из ранней рукописи "Театральное призвание Вильгельма Мейстера". Последние четыре книги были главным образом написаны начиная с 1794 по 1796 годы. Они уже имеют отпечаток другого времени, другой эпохи. Многолетнее вызревание "Вильгельма Мейстера" в прозе и "Фауста" в стихах происходило параллельно…
     Первоначальный план романа и его четыре книги относятся к концу семидесятых и началу восьмидесятых годов, - то время, когда Гёте для своих художественных произведений черпал материал из самой жизни. Из переписки Гёте, видно как усердно собирал он в то время данные из реальной обстановки, как занимал его процесс восприятия впечатлений, с каким интересом относился к тем деталям действительности, которые могли оживить роман. Например, в 1781 году он познакомился с графом Вертерном и его женой, образы которых послужили ему для личностей графа и графини в "Вильгельме Мейстере". Граф, пишет Гёте, значительно обогатил мои "драматические и эпические магазины". В 1782 году, Гёте пишет из Лейпцига:" …вчера пособирал я прекрасные данные для моего Вильгельма и дополнил ими некоторые пробелы. Я многое слышу и вижу… хорошо было бы остаться здесь месяца на три, потому что здесь скучено невероятно много всякой всячины.".
     В 1785 году, рассказывая в одном из писем о знакомстве своём с одним из чиновников, поэт говорит: «…отношения с ним доставляют мне более удовольствия, чем когда-нибудь. Он помог мне кое в чём для характеристики сословий.». Так рос шаг за шагом роман по мере накопления реальных материалов, по мере группирования художественных впечатлений, получаемых непосредственно из реальной жизненной обстановки.
     Каково же было главное явление, которое легло в основу этих первых четырёх книг «Вильгельма Мейстера», какие стороны реальной жизни Гёте намеревался в них показать. В 1778 году поэт сообщает своему другу Мерку, что он занят романом, основной темой которого будет театр. Действительно по первоначальному плану Гёте предполагал изобразить в «Вильгельме Мейстере» жизнь актёра, закулисный быт и театральную обстановку вообще, и с этим первым планом согласны первые четыре книги. Впоследствии, когда задачи автора значительно изменились, Шиллер указывал своему другу на то, что роман в некоторых местах в связях слишком специфический, - точно написан для актёров. Гёте соглашался с этим и объяснял Шиллеру, что всё это имеет остатки своего первоначального плана. По совету своего друга Шиллера в начале 1790-х гг. Гёте вернулся к истории Вильгельма Мейстера и полностью её пересмотрел. В основном сокращению подверглась театральная часть книги. Автор постарался максимально дистанцироваться от фигуры Мейстера, смягчив свойственное исходной рукописи автобиографическое начало.
     Итак, содержание первых четырёх частей – быт актёров.
     Герой Вильгельм Мейстер — талантливый юноша из третьего сословия — считает своим подлинным призванием не продолжение торговых дел отца (зажиточного бюргера), а пылающий самою горячею страстью к драматическому искусству и намеревающийся посвятить себя сцене. Окрылённый любовью к идеализируемой им актрисе, он пишет стихи и мечтает о богемном мире театра. Таково было явление, которое Гёте воспроизводил в своём романе, и если взглянуть на немецкий быт того времени, то без труда заметно, что явление было в нём типичным, общим, что поэт не даром не по одной личной прихоти своей взял его из внешней обстановки для своей литературы.
     С семидесятых годов 18 века страсть к театру с особенной силой овладела немецкой молодёжью и образованными кружками того времени. Это была та же литературная и художественная мания, и страстное отношение к сцене и сценической деятельности возникало главным образом в подвижных, активных личностях, которые не могли быть удовлетворены сидячей работой в тиши комнат и кабинетов. Театр восполнял для них недостатки самой жизни, которая не позволяла в поставленных задачах раскрыться имеющейся энергии, они стремились по крайней мере разыгрывать жизнь на сцене и на театральных подмостках искали то, чего не находили в окружающей жизни, здесь они могли переживать искусственно создавая ситуации и переноситься в самый сложный и затейливый мир отношений.
     К 70-м и 80-м годам 18 века относится деятельность знаменитого немецкого актёра и театрального писателя, театрального директора, драматурга, великого мастера Великой ложи Гамбурга – Фридриха Людвига Шрёдера, который познакомил немецкую публику с постановками трагедий Шекспира на сцене и после этого становится особенно известным. Его мать — София Шарлотта Шрёдер (урождённая Бирейхль и вдова органиста Шрёдера) вышла в 1749 году в Москве замуж за актёра Конрада Эрнста Акерманна. Фридриху пришлось переехать в Курляндию, а затем в Пруссию и Польшу, где он неоднократно выступал в детских ролях в спектаклях. В 1756 году родители всё же оставляют его в «колледже Фридриха» в Кёнигсберге, во время учёбы в котором он проживает у сапожника, а затем у канатоходца. В 1759 году он возвращается к родителям, в Швейцарию, где и получает образование, как актёр и танцор. В 1764 году он вступает в «Акермановское общество» в Гамбурге, где в начале проявил себя как замечательный балетмейстер и комик, затем сменив амплуа на трагические роли, где и был признан, как один из лучших мастеров. Путь Шекспиру на немецкие подмостки был проложен «Гамлетом», представление которого увенчались необыкновенным успехом в Гамбурге и Берлине. Таковы были отношения немецкого общества к театру в конце 18 столетия и начале 19-го. Это была золотая эпоха немецкой сцены. Восторженное отношение к театру вообще, а затем к Шекспиру и к его Гамлету в частности, составляет главное содержание первых книг «Вильгельма Мейстера».
     Наполненный идеальными желаниями юноша Вильгельм, из тесных бытовых условий убегает в мир драматического искусства. Новые краски образу придаёт история загадочного Арфиста и его дочери Миньон, обаятельной и талантливой девочки, трогательной детской любовью, любящей Вильгельма М., который в свою очередь чутко и бережно относится к своей маленькой подружке. В истории отношений Вильгельма М. с актёрами, Арфистом, Миньон его образ приобретает сходство с персонажами романтической литературы. Он сближается с труппой странствующих актёров, принимает участие в их похождениях и наконец вступает на сцену в излюбленной им роли Гамлета. Отношение Вильгельма к сцене и его приключения со странствующей труппой исчерпывают первый раздел романа.
     Образ Вильгельма Мейстера очень важен в творчестве Гёте: история героя должна была стать примером становления личности, образцом выбора жизненного пути. От романа к роману личность Вильгельма М. претерпевает изменения, хотя некоторые черты характера остаются неизменными: интерес к жизни, доброта, умение обращаться с людьми, честность и непосредственность, любовь к искусству. Образ Вильгельма М. связан с двумя жанрами европейской романистики 18 в. — «романом путешествия» и «романом воспитания». Герой Гёте — интеллигентный молодой бюргер, ищущий своё место в жизни, старающийся определить жизненную цель, избрав для этого наиболее соответствующую его устремлениям и полезную людям профессию.
         Сам поэт уже оставил свой первоначальный план романа, его привлекают уже другие интересы, витает в других отвлечённых сферах идеального искусства. Начинает мудрить и чудить в своём романе, появляются на сцене абстрактные фигуры и изображаются непонятные комбинации событий. То сначала в Вильгельме М. обнаруживается актёрский талант, «театральное призвание», то он оказывается неспособным к деятельности артиста и постепенно отдаляется от театра. Вильгельм М. пишет пьесы, режиссирует, рассуждает о Шекспире: Гёте вкладывает в уста героя свои собственные мысли об английском драматурге. Особое внимание Вильгельма М. привлекает шекспировский «Гамлет». Сыграв роль Гамлета, Вильгельм М. приходит к мысли, что не наделён большим актёрским даром, так как преимущественно играет самого себя. После колебаний Вильгельм М. решает бросить театр и заняться иным родом деятельности, он замечает, что за ним постоянно наблюдает некий таинственный незнакомец: символично, что этот незнакомец играет роль Призрака в «Гамлете». Это аббат, член тайного «Общества башни». Члены общества наблюдают за ним и, видя его незаурядность, стремятся обратить юношу на путь служения людям.
         Теперь у автора уже другие задачи. Вильгельм М. должен постепенно оставить свои юношеские беспокойные фантастические планы и приблизиться к тому спокойному, идеальному мировоззрению, которое проповедовали в 90 – х годах 18 века Гёте и Шиллер. Годы ученья Вильгельма М. должны завершиться приобретением тех ценностей, к которым стремились оба поэта, к идеалам чистой гуманности. Задачей Вильгельма М. становится личное нравственное и эстетическое совершенствование, свобода от страстей, внутренняя душевная гармония. Обрести себя Вильгельму М. помогает встреченная случайно неизвестная девушка — воплощение чистой гуманности, «прекрасная душа» Наталья, с которой тот связывает свою судьбу.
     Затем Гёте продолжает писать роман, довольно медленно с продолжительными перерывами.
     Итогом жизненных исканий Вильгельма М. становится приобщение к «Педагогической провинции», более таинственному и масштабному объединению, чем «Общество башни». Он решает стать хирургом, врачевателем людей. Утопической картиной обретения цели завершается история Вильгельма М., согласившегося на отречение от суетности жизни ради служения людям, ради помощи каждому отдельному человеку. В финале герой осознает также, что нет смысла стремиться к бесконечному — цель должна быть обретена на земле, среди людей.
     Последние книги «Вильгельм Мейстер», выглядят довольно бледно и непонятно, как и те идеалы, которые носились в немецком обществе в то время перед веймаровскими поэтами. Роман, в котором сначала Гёте предполагал представить театральный быт своего времени, сползал в довольно вялое и не выраженное изображение желаний героя к личному совершенствованию. Поэтом были введены в роман сомнительные эпизоды, которые разваливают общий представленный склад произведения, происшествия и таинственная интрига в виде, какого-то мистического союза на подобие масонского. В романе изображена нравственная атмосфера Германии 18 столетия и всё, что к ней относилось находилось в пренебрежении, жизнь сосредоточивалась на частных интересах и стремились к образованию, к благоприятной, весёлой, обеспеченной жизни. Единства не было ни в церкви, ни в государстве, зло если не врывалось в мирную обстановку частной жизни, то старались относиться к этому как можно равнодушнее, его не чувствовали.
     Продолжение «Годы странствий Вильгельма Мейстера», которое Гёте писал в глубокой старости, первый раз он издал вторую часть романа в 1821 году, а затем, уже в последние годы своей жизни, он снова обработал.
       В этой части произведения, которое не имеет между собой строгой художественной связи, целостности, образы ещё более отвлечённые, есть однако нечто новое, оригинальное, что невольно привлекает к себе внимание. Здесь можно встретится с новой идеей, с новыми возникающими вопросами от старческого великого мужа, стоящего на пороге двух веков, двух мировоззрений. Удивление вызывает прозорливость поэта, который в преклонном возрасте сумел уловить новую идею, только что зарождавшуюся в общественном сознании. Это есть пророческие чаяния гениального старца.
       Снова встречаясь с Вильгельмом, видим, что это уже не тот артист, проникнутый общими гуманитарными идеями 18 века, с которыми мы встречались в «Годах ученья». Теперь преследуются другие цели и задачи. Вильгельм теперь принадлежит к ассоциации людей, где цель каждого из них, - это отречься от прежних туманных идеалов и посвятить себя определённой общеполезной деятельности и достичь совершенства в каком-нибудь ремесле. В «Годах ученья» на первом плане – это художник, личность. В «Годах странствий» на сцену выходит союз, ассоциация, общество, и отдельная личность начинает ему подчиняться. Сам Вильгельм – врач, хирург, другой член союза – Ярно, посвящает себя горному делу, третье лицо, аббат, - деятельности педагогической. Каждый должен развивать данную ему от природы предназначение и довести его ремесло до совершенства для того, чтоб быть полезным членом общества и служить ему.
        Много курьёзного и комического в расписанной Гёте картине, где молодому поколению, представителем которого является Феликс, сын Вильгельма, облегчена задача самим воспитанием в крупном педагогическом учреждении, педагогической провинции, которая построена на принципах развитие чувства почтения. Воспитанникам должны внушать уважение к старшим, к равным себе и к самой жизни. У Гёте в этой теории, обставлено довольно странными подробностями, воспитанники провинции упражняются в различных видах почтения принимая различные позы, которые должны выражать это чувство. Так, например, в знак поклонения к божеству и старшим, они держат руки скрестивши на груди и радостно смотрят на небо и т.п. Понятно, что нам рассказывает это старец, которому на восьмом десятке лет, естественно могли приходить в голову самые странные образы и который в течение своей жизни находился далеко от реальных общественных проблем. Тем не менее, в этом принципе уважения, на котором построено воспитание в педагогической провинции, есть важное значение – это реакция против беспардонного индивидуализма. Возможно, следует отдать стремлениям старца справедливости ради - этот принцип почтения был изображён в комических и странных формах для того, что бы всё-таки предупредить своей педагогической системой те абсурдные, болезненные, противообщественные проявления индивидуализма.
     Гёте один из первых коснулся тех идей, которые начинали носится в воздухе в 19 столетии, затронул вопросы общества и зачатки этих течений выложил их в романе. На знамени наступающей новой эпохи определён не принцип безграничного, свободного, распущенного индивидуализма, а девиз солидарности. Наступает время масс и служения интересам общества. В общество всё больше и больше приходит убеждение объединятся в организованные союзы с общими интересами, задачами и целями. Признаки такого сознания зарождаются в тех местах цивилизации, где исторически население увеличивалось за счёт мануфактур, заводов, промышленных центров – в городах Европы. Одним из главных так сказать проводником этого сознания был голод. Гёте не раз указывает в своём романе на нищету и голодание рабочих из густонаселённых местностей, и на тот переворот, происходящий в экономических отношениях с введением машинного производства. Он тогда уже высказывал опасение за будущее. Гёте не проводил резких, строго обозначенных линий, да и не мог проводить, но указывал на новый социальный вопрос возникающий в массах и их благосостояние.
     Цикл романов Гёте и образ Вильгельма М. по-разному оценивались в разные эпохи. Философ Ф.Шлегель считал, что в герое проявились «величайшие тенденции эпохи». В 40-е годы 19 века на волне антигётевских настроений фигуру Вильгельма М. расценили как слабую копию персонажей Руссо. Филологическая мысль 20 века видит в образе Вильгельма М. вполне реалистический портрет человека 18 века, стремящегося обрести своё место в мире.         


Рецензии