О фамилии Шевченко. Моя версия

Шевченко

На сегодняшний день фамилия Шевченко распространена не только на Украине, но и в России. Однако все корни этой фамилии ведут именно туда, в Украину. А как же она появилась там? Когда и где была распространена? Давайте попробуем разобраться в этом.

Фамилия — это имя семьи. Свою масштабность они получили после присоединения к Московскому государству в 1654 году . Образовывались они от прозвищ которые, в большинстве своём, закреплялись за людьми, занимающимся определённым ремесло. Самые первые упоминания о фамилии с суффиксом «-енко» относятся к XVI веку. Их локализация была характерна для Подолья, чуть реже для Киевщины, Житомирщины и Галиции.

Так самое распространённое мнение, что фамилия "Шевченко" имеет так называемую "цеховую" фамилию. Она образовалась от мастеров сапожных дел, которыми называли "швец", а окончание «- енко» добавлялось к людям, которые проживали на восточной Украине. Таким образом и получилась "Швеценко" - "Шевченко".

Так же бытует мнение, что она имеет Адыгское (Черкесское) происхождение. В конце 16 - начале 17 века, на нынешнюю территорию Украины, была эмиграция черкесов, среди которых были христианские священники. Их называли "Шоуджены". На мой взгляд именно они были нашими предками. Теперь давайте разбираться, почему я пришёл к такому выводу. Начнём с небольшой истории.

В 12 - 13 веке, после татарских и половецких погромов, земли нынешней Украины стремительно пустеют. Живущие там «Русы», по возможности перемещаются на север, спасаясь от кочевой степи за леса. Эти  Земли заселяется тюркскими военными колонистами. Начинается новый процесс этногенеза, между остатками полян и северян, которые не смогли покинуть своих земель, и  многочисленными тюркскими уже полуоседлыми племенами — остатками печенегов, половцами, торками, берендеями. Позже добавляются татары, ногаи. Возникает смешанный славянско-тюрский этнос.
Позже начинается миграция и Адыго – Черкесов. Примерно в это же время начинает зарождаться и так называемое казачество.

В.Н. Татищева, считает, что сами же запорожцы — потомки «черкас от Бештау», поселившихся в 1282 г. под Курском, а затем перешедших на Днепр и построивших город Черкасы.

Автор «Кавказской рукописи» И. Бларамберг, ссылаясь на архивы Коллегии по иностранным делам, описывает одну из версий происхождения казаков: «В 1282 году хан Баскак привел черкесов из района Пятигорья и Бештау к Курску и поселил их там, назвав казаками. Потом их оттуда потеснили и часть черкесов переселилась и обосновалась в нижнем течении Днепра, где они построили поселение Черкасск. Затем они обосновали там разбойничью территорию, которая впоследствии получила известность как Запорожская сечь».

Г. Вернадский считал, что черкесские общины в Поднепровье были сформированы как результат привлечения их на службу сначала русскими князьями, затем монгольскими династиями. Это имеет прямое подтверждение в материалах русских летописей.
Ещё одним поводом для миграции Черкасов из территорий Кавказа, может носить религиозный характер. Христианство проникло на Кавказ ещё в первом веке нашей эры. По преданию, святой апостол Андрей ещё в 40-м году н.э. проповедовал христианство среди предков черкесов и абхазов: алан, абазгов и зихов. А во времена расцвета Византии христианство становится основной верой на черкесских землях.

Однако в VII – VIII веке начинается исламизация народов Северного кавказа. За годы татарских и турецких набегов христианская вера у черкесов начала переживать глубокий кризис и вытесняться исламом, насильно насаждаемым османами. В связи с этим, некоторые племена Черкасс, желавшие сохранить христианскую веру, переселялись на новые земли. Среди них были и жители племени «Бжедугов». Именно к этому племени относится род «Шоудженов».

Шоуджен - это фамилия древних адыгских священников, которую адыгам пытались привить генуэзцы в 13-14 веках. Так же фамилия имеет перевод - Щэ (три), Джэн (звать), суммарно означает - "трижды призвать к молитве". Фамильное окончание “КО” происходит от адыгского “къо” (“къуэ”) означающее сын. Таким образом получается, что «Шевченко», это «сын священника».  (кстати «Шоуджены» имеют тамгу – родовой фамильный знак у кочевников).

Теперь переходим к тому, почему, на мой взгляд, они являются предками Шевченко, живущих в нынешнее время.

Во-первых. «Шоудженко» звучит более созвучно с современым произношением фамилии, чем «Швеценко». Да и судя по окончанию, это должна быть фамилия «Швецко». Если мы посмотрим «Реестр войска запорожского 1649 года», то увидим, что «Шевченко» там присутствуют не зависимо от места их проживания. Это к тому, что окончание «– енко» добавляется к тем фамилиям, которые проживают на территориях восточной Украины. Даже если это так и было, то такое окончание могли добавлять лишь в 1861 году, во времена паспортизации России.

Во-вторых. Изучая фотографии своих предков и нынешних родственников (начиная от детей Шевченко Егора Даниловича и до наших дней), я заметил, что некоторые из них имеют смуглую кожу, чёрный цвет волос, миндалевидный разрез глаз и массивные широкие скулы (реже всё это встречается у одного человека). Такой тип антропологии более характерен для тюркоязычного населения, нежели для европейского русского населения (у русских более овальное лицо, светлая кожа и волосы, круглые глаза и т.д).

В-третьих, это сильный характер, нетерпеливость и вспыльчивость. У всех он проявляется по-разному. Хотя возможно это зависит от времени проживания и методов воспитания.

В заключении я бы хотел отметить, что здесь речь идёт не обо всех без исключений «Шевченко». В создании семьи участвуют двое, и на то, каким родится ребёнок влияют так же и гены матери. Что-то может достаться от матери, что-то от отца.


Рецензии