Атака Клоунов

                «Единственное, что хуже, чем   когда Вас
                обсуждают- это когда Вас не обсуждают»
                (Оскар Уайльд)



          Напомню вам, что в нашем общем советском прошлом были разные моменты: смешные и грустные, серьезные и трагикомические, всякие…

          А я хотел бы вспомнить о необычном нелепом явлении – ТОВАРИЩЕСКИЙ СУД. Молодые люди, не заставшие эпоху развитого социализма, могут получить общее представлении об этом, так называемом товарищеском суде, по фильму «Афоня». Там в начале кинокартины   главного героя сантехника Афанасия профсоюзные активисты «судят» товарищеским судом прямо в ЖЭКе, где он работает. «Судят» за то, что главный герой, будучи на юге в нетрезвом состоянии искупался в городском фонтане. Я же попал в еще более комичную ситуацию.

          После окончания учебы, по распределению, я попал в научно-исследовательский институт с сокращенным сложным название СФНИКИЭТ. Расшифровывалось это так- Свердловский Филиал Научно- Исследовательский конструкторский … и т.д. Как семейному человеку, мне дали комнату в общежитии и зарплату в 185 рублей. В комитете комсомола предприятия, куда меня выбрали, я занялся тем, чем всегда и любил заниматься- культурно-массовой работой, в том числе  организовывал молодежные танцевальные вечера. За такую активную общественную деятельность мне иногда подкидывали премию.

          В конце декабря 1989 года мне дали комсомольское задание- организовать для молодых сотрудников Новогодний вечер. Кроме того, в комитете комсомола было принято решение прямо в течение вечера провести очень модное мероприятие в то время- конкурс красоты «Мисс СФНИКИЭТ».

          МИСС СФНИКИЭТ!  Сейчас, наверное, даже само это неблагозвучное словосочетание конкурса кажется смешным (а как вам, например, «Мисс Кривой Рог»). Но тогда все это так не казалось и обсуждалось даже очень, так себе, серьезно. На проведение культурного мероприятия профком выделил пять ящиков шампанского и разрешил арендовать институтскую кафе-столовую. Все прекрасно понимали, что конкурс красоты — это, своего рода, ширма для проведения новогодней молодежной вечеринки.

          Но при подготовке к вечеру выяснилось, что поскольку институт был связан с серьезными научными разработками, то количество молодых мужчин, на вечере будет значительно больше количества девушек. Для устранения гендерного дисбаланса,  решили пригласить симпатичных девушек-продавщиц из универмага.

          Начался веселый вечер. 

          С помощью шампанского через пару часов народ уже был готов к проведению конкурса красоты в том виде, в котором это возможно в данной ситуации. Поскольку на приз денег в профкоме мне не выделили, то я объявил, что победительница совершит увлекательное путешествие в «Чехословакию». Так на молодежном слэнге тогда называлось недавно открытое у нас в городе питейное заведение. При этом, в качестве доказательства я помахал пригласительным билетом в этот пивной бар, где на тот момент продавалось дефицитное чешское пиво.

          На конкурс  вызвались участвовать три веселые после шампанского девушки-продавщицы и одна женщина возрастом примерно 50-ти лет, сотрудница нашего института- старшая лаборантка, полноватая и немного косившая на один глаз, Галина Петровна Н. Она всегда была профсоюзной активисткой, а также постоянной участницей Клуба Самодеятельной Песни.

          Начался конкурс красоты в атмосфере приятного веселого возбуждения отдыхающих комсомольцев. Я объявил, что судьями будут все зрители, ну а уж председателем жюри буду, конечно, я. С конкурсами вообще не заморачивались. Вот примерный список заданий, которые соответствовали той обстановке:
-Отгадывание загадок.
-Кто больше вспомнит песен про зиму.
-Бег в мешках.
-Соревнование по переносу вареного яйца столовой ложкой на скорость «Яйценос».
-Творческий конкурс.

          Все было хорошо, пока не дошли до последнего творческого конкурса. Молоденькие участницы так были возбуждены, что толком ничего не могли вспомнить ни стихов, ни песен!
 
          Зато абсолютно трезвая Галина Петровна достала принесенную заранее с собой гитару и начала исполнять собственные песни. Надо сказать, что все песни были очень грустными о неразделенной любви и сыпались, кстати, из нее, как семечки из прохудившегося мешка! Мне, как ведущему, с большим трудом удалось остановить это заунывное мяуканье.

          По итогам конкурса, первое место и звание «Мисс СФНИКИЭТ» досталось невероятно красивой девчушке- продавщице, а Галине Петровне народ, вероятно от безысходности, присудил второе место и утешительное звание вице-мисс "за неслыханное упорство и волю к победе". Я объявил результаты, вручил главной победительнице пригласительный билет в пивной бар «Чехословакия», и на этом вечер закончился.

          После праздника 4 января я вышел на работу и увидел на доске объявления моего института огромный плакат, на котором было написано:
«4 января в 16-00 в Актовом зале состоится заседание ТОВАРИЩЕСКОГО СУДА.
               
                Повестка:
1.О возврате в семью коммуниста Селиванова И.М.
2.О несправедливом распределении мест на конкурсе красоты «Мисс СФНИКИЭТ» и присуждение этого звания старшей лаборантке Галине Петровне Н.(Заявитель-Галина Петровна Н.)
В качестве подсудимого Товарищеского суда вызывается руководитель культурно-массового сектора комитета комсомола Занков А.Н.»

          Я несколько раз прочитал объявление и долго не мог поверить в реальность происходящего.

          В 16-00 в актовом зале собрались научные светилы нашего института. На сцене, за огромным столом покрытым алым кумачом, восседал Товарищеский Суд, состоящий из наших же сотрудников:
-слесаря-сантехника,
-лаборанта из моей лаборатории 
-токаря с механического участка.
 
          Кстати, в обычной жизни  , я думаю , они были приличными людьми!

          С первым вопросом быстро разобрались. Инженер и по совместительству коммунист Селиванов, в присутствии своих товарищей пообещал, что немедленно вернется от любовницы в семью и просил не исключать его из партии. Решение быстро записали в протокол и все с облегчением вздохнули. Важнейшая ячейка коммунистического общества –семья, была сохранена!

          Мой вопрос оказался намного сложнее.
Меня вызвали на сцену актового зала и началось судебное заседание.
- Расскажите, пожалуйста, как так получилось, что конкурс красоты «Мисс СФНИКИЭТ» выиграла не сотрудница нашего предприятия, а совершенно посторонний человек? - строго глядя на меня, спросил Председатель товарищеского суда, а по совместительству слесарь-сантехник.
- Вы знаете,- еще не веря в серьезность всего происходящего, отвечал я, – конкурс красоты был открытым мероприятием и в нем могла участвовать любая девушка!
-Но ведь в заявлении Галины Петровны Н. указано, что только она выполнила все условия конкурса: отгадала 3 загадки про зиму, прыгала в мешках, быстрее всех перенесла яйца в конкурсе «Яйценос», а кроме того, в творческом конкурсе спела 5 песен собственного сочинения!
-Да. Это так.

        Я украдкой посмотрел на зал, а там от смеха все уже чуть  не залезли под стулья!

-Но позвольте,- продолжил свою речь я,- условием конкурса «Мисс СФНИКИЭТ» было то, что участницей могла стать только незамужняя девушка.  Галина Петровна же три раза была замужем, а последний она развод, вообще, не до конца оформила. Об этом она сама сообщила на конкурсе.
-И Вы ее допустили? Почему?
-Потому что она пришла с гитарой и в начале вечера пообещала всех ознакомить с ее гениальным творчеством. Да и зачем под Новый год людям портить настроение! Это же волшебный праздник! Может она на конкурс красоты пришла за четвертым мужем!
-Значит, творческий конкурс она выиграла! - торжествующе заключил Председатель Суда.
-Можно сказать и так. Ведь остальные, к сожалению, из-за волнения и шампанского, себя проявить никак не смогли или не захотели,- пытаясь быстрее закончить этот допрос, ответил я.
-А кому досталась туристическая путевка в Чехословакию, выделенная комитетом Комсомола? Мы считаем, что именно Галина Петровна должна поехать в путешествие, поскольку она сотрудница нашего института,- не унимались товарищи из суда.

Мне пришлось долго объяснять Суду о главном призе конкурса: что это был просто пригласительный билет в пивной бар с чешским пивом.

       Так называемые, «Судьи» посовещались, и Председатель торжественным голосом зачитал:

          «РЕШЕНИЕ ТОВАРИЩЕСКОГО СУДА
1.Присвоить почетное звание «МИСС СФНИКИЭТ» старшей лаборантке Галине Петровне Н, 51-год, как победительнице конкурса красоты.
2.Главный приз, Пригласительный билет в пивной бар, передать победительнице -Галине Петровне Н.»
 
          Все это время торжествующим взглядом из первого ряда на меня смотрела Галина Петровна.

          И вот что я думаю, что во всем огромном Советском Союзе это точно был единственный и уникальный случай, когда судьба первого места на конкурсе красоты решалась таким самым демократичным образом, а именно, ТОВАРИЩЕСКИМ СУДОМ!

      2021 г.


Рецензии
Фантастический, Волшебный,Превосходный Рассказ! Браво!

Андрей Павлов 7   23.10.2021 17:35     Заявить о нарушении