Дзеновская притча об аде и рае
Начну с вопроса в лоб, поставив его на ребро, а там уж куда попаду, хоть в бровь, хоть в глаз – кто ты?
А кто ты? Ты инструмент Пространства или ты кто-то, являешься кем-то, и потому являешься рабом того, чем себя считаешь? Если ты кто-то, то кем бы ты ни был и как бы себя не называл, ты являешься рабом образа себя и всего того содержания, которое поддерживает образ себя. Рабом желаний, воли, страсти, представлений, мнений, принципов, амбиций, гордыни, зависти, страха. Быть кем-то, казаться, выглядеть, соответствовать, сравнивать и бороться вынуждает нас «эго», из которого формируется личность – набор образов и ролей в одном персонаже.
Тяжёлые жизненные ситуации. Или непростые отношения. Сложность принятия решений. Ответственность за свои мысли, слова, поступки. Обязанности перед другими и обществом. А у кого этого нет? Кому легко и просто? Существует множество ответов и советов у специалистов разного профиля и уровня, которые могут помочь тебе в конструктивных особенностях твоей личности и её взаимоотношений с миром. Но все эти ответы неудовлетворительны для пытливого ума и пронзительного взгляда духовного искателя. Ответ с духовного уровня: легко тому, у кого нет личности, человеку, освободившемуся от личности и самости.
А сложности и проблемы, страдания и горести есть у всех, случаются со всеми. Никому из эгоистичных людей не легче и не проще. Всем тяжело и сложно, пусть по-разному и в разное время. Кому суп жидкий, а кому бисер мелкий. Но проходят люди через случающиеся с ними жизненные ситуации по-разному и выносят из них разное. И хорошо, если выживают. Хорошо, если учатся, обретают опыт и мудреют. Многие ведь и гибнут, не успев толком пожить, вкусив удовольствий, хлебнув страданий, накопив знания и опыт.
Ну, это всё присказка, а сказка ждёт вас впереди, насыщенная моими комментариями. Не «Бхагават-Гита», конечно, а одна из дзэновских притч, которую я постарался разобрать, чтобы отыскать суть. Покопаться не только в плоти и костях дзэн, но и унюхать дух, ощутить вкус дзэн.
Приходит однажды самурай Нобусиге к Хакуину, мастеру дзен. И задаёт вопрос: - "Объясните мне, что такое ад и рай?" Мастер говорит ему: - "Что толку объяснять это, давай покажу, и ты сам увидишь. Но для начала представься, кто ты?" "- Я самурай, доблестный и известный воин, состою на службе у императора, моё имя Нобусиге". "- Не слышал о таком. Кто?! Ты самурай?! Да не смеши меня и не позорь самураев. Выдаёшь себя за самурая. Ты ничтожество, возомнившее себя воином. Не верю!"
Увидел мастер, какие струны нужно зацепить в самурае, чтобы вывести из равновесия и покоя, и на чём можно сыграть. "- Какой правитель мог нанять тебя на службу, слабака и труса?".
И Нобусиге молниеносно выхватил меч из ножен. Он был в гневе и ярости от таких слов, и готов был тотчас убить обидчика одним взмахом меча. "- О, так у тебя настоящий меч, а не бутафорский! И ты можешь с ним обращаться?»
Меч был занесён над головой мастера. Мастер, видя, что самурай на грани, чтобы совершить удар, и внутри него начался ядерный синтез гнева, продолжает дерзить и провоцировать его. Он ведь видел и понимал, что играет со смертью, не мог не отдавать отчёта своим словам. И, всё-таки, зная об опасности и чувствуя опасность он берёт воина "на слабо", проходится катком по его ЧСВ. Это как поднести искру к сухой соломе. Риск пожара чрезвычайно велик.
И опережая удар мечом самурая, мастер наносит удар словами: "- Вот это и есть Врата ада, так открываются двери в ад".
В этот момент у Нобусиге происходит раскрытие и взрыв сознания. Он ясно видит, чувствует и понимает процесс входа в ад. Самурай замирает в паузе, в немом изумлении, сражённый не словами мастера, а вызванной этими словами вспышкой Понимания в своём сознании.
Видимо у этого самурая была великая нужда в том, чтобы понять, что есть ад и рай, и им была озвучена заявка в Пространство. И Пространство послало ему встречу с мастером дзэн. Он и сам пытался размышлять об этом, и представлять различные картинки, но всё как-то безуспешно, не хватало непосредственного переживания, которое смогло бы его убедить. Ведь озвучил свою нужду он не в лесу, не на рыночной площади, не в беседе с братьями по оружию, а почему-то придя к мастеру дзен. И получил ответ. Не умственный, а чувственный, не информационный, а огненный. Ему ничего не оставалось, как замереть в паузе. И вернуть меч в ножны. Да, он был на пороге ада. Но это была лишь половина ответа на его вопрос.
Когда же Нобусиге опустил меч, будучи сражённым Пониманием, остановленный вспышкой света, то мастер дзен так же спокойно и невозмутимо произнёс: "- А вот это Врата рая, так открываются двери в рай".
«- Японский городовой!» Снова вспышка света. И Понимание обрело целостность. Это было великое потрясение - переворот в сознании. Исполняющий всеобъемлющий ответ был получен, пережит, усвоен. Случилась трансформация. Воин превратился в духовного искателя.
Проиграл ли Нобусиге или победил в этом поединке? Ведь можно считать это поединком?
Случилось то, что случилось. Но почему это стало возможным? Ведь подобные ситуации в мире с людьми происходят постоянно - стычки, оскорбления, споры, борьба, выяснение отношений. Каждый день для каждого человека раскрываются Двери ада и рая, и мы входим в эти состояния и измерения. Мы пребываем там постоянно или путешествуем туда, но ничего не понимаем и не вспыхивает в нас осознание. Наоборот, возникают вспышки гнева, страсти, страха, гордыни, жадности, жалости к себе, обид, или вспышки мести, желаний, волевых усилий, энтузиазма, мужества, доброты. Для людей это смена состояний и настроений, но оно не приводит людей к полному Пониманию. Почему с Нобусиге случилось, а с нами не случается?
Каждый день выхватывается кем-то меч или пистолет, и совершаются убийства, постоянно мы сражаемся при помощи слов и эмоций, но не каждый день и не с каждым происходит трансформация. Почему же с большинством людей, тоже являющихся искателями ясного понимания и острых переживаний, не происходит того, что произошло с Нобусиге? Может, потому что рядом с нами нет в шаговой доступности мастера дзен? Но к каждому человеку не приставишь по полицейскому и мастеру дзен, чтобы люди могли контролировать свои реакции и поведение. Полицейские и психоаналитики тоже люди, и к ним, в свою очередь, тоже придётся кого-нибудь приставить. Иногда священники, учителя, воспитатели, моралисты, пытаются каждый в свой способ, по своим умениям и разумению пробуждать в людях разумное, доброе, прекрасное, вечное, взывать к совести, но с переменным успехом. Совесть как внутренний надсмотрщик и цензор – это инструмент социума. Совесть помогает человеку контролировать себя и помогает обществу контролировать человека, ибо такая совесть - это продукт определённой морали, набор концепций, идеалов, предписаний, ритуалов и страшилок-пугал. Но совесть никоим образом не способствует освобождению сознания и трансформации человека.
Обычные люди редко ищут встреч с мастерами дзен, не все устремляются с вопросами из внутренней жизни к священникам и гуру. Есть сомнения и прочие помехи. А если и приходят, то не каждого пришедшего и вопрошающего удовлетворяют получаемые ответы. Не с каждым за его жизнь случаются хотя бы мини трансформации.
Это потому что люди разные. Разные дзен мастера и разные посетители с разными вопросами. И разные у людей запросы, интересы, потребности. И разные ценности. И разная таковость. Разная нужда, а у многих и отсутствие нужды. Ими может руководить любопытство или желания, или ожидания. Время, место, люди.
Нобусиге пришёл к мастеру с нуждой, и задал вопрос из нужды. В этом была и просьба, и запрос, и желание, и интерес, и потребность в понимании, и зов. Он созрел и был готов. Как это определить? Его привела нужда, а не любопытство. Как это различать? А по тому, что с человеком в результате случается и как оно случается. Если не случилось чудо раскрытия, то и не готов человек к открытости.
Он был готов, это самое главное. И ему нужно было только посодействовать - подтолкнуть к Пониманию. Нужен был пинок из Вертикали, Импульс. И кто же ему помог? Другой самурай? Друг? Враг? Нет, не друг, брат, сват, враг, не кто-то из советчиков, доброжелателей, умников, а мастер. Не болтун, называющий себя Учителем, а настоящий мастер. Самурай был готов, он был великим воином, и мастер тоже был готов, был на своём месте. Всё совпало и сложилось. И в нужное время они встретились. Произошёл Контакт.
Часть 2.
А в чём задача мастера?
Если бы те слова, которые Хакуин произнёс, сказал бы Нобусиге кто-нибудь другой, задев тем самым его честь, достоинство и гордость, то тут же и поплатился бы за это своей головой. Такие слова, жесты, отношение люди не прощают. Особенно те, кто дорожит своим именем, репутацией, авторитетом, званием, положением, те, у кого есть честолюбие и доблесть, отвага и сила. Они не случайно укрепляли, закаляли своё тело, волю и дух, они тренировали себя именно для способности атаковать и защищаться в бою. А к бою они должны быть готовы постоянно, к любой опасности с любой стороны. С такими воинами разговаривают уважительно и осторожно, с ними шутки не шутят, и дерзить не позволительно никому, даже мастерам дзен. У каждого человека, каждой касты, каждого народа свои представления о добре и зле, нормах поведения, о героизме и трусости, свой кодекс чести. Можно легко поплатиться здоровьем и жизнью за незнание чужих традиций, верований, обычаев. А уж что говорить о личных оскорблениях! Людям свойственно отстаивать свои права, если говорить современным языком. Раньше постоянно случались поединки рыцарей и дуэли. Таковы были правила. И мастер не мог не знать правил, или о кодексе самураев, не мог не отдавать себе отчёт - насколько велик риск смерти от меча воина. Но он пошёл на это и спровоцировал бесстрашного и умелого воина. Любой другой на месте мастера, поведи он себя так, остался бы без головы. "За базар ответишь".
Что же чудесного в этом? В чём соль притчи?
Разжуём ещё раз. Если бы другой человек сказал подобное, то в нём бы говорила личность, и он бы самоутверждался за счёт другого. И мигом потерял бы голову. С самураями так не разговаривают. И понятное ведь дело, что так вести себя любому человеку некрасиво, некультурно, глупо и опасно. И духовные люди так себя вести не должны. Наоборот, все прекрасно знают, как должны вести себя духовные люди и святые - тихо, спокойно, блаженно улыбаться, милосердно, величаво и благородно. Есть каноны, образцы, идеалы, представления о совершенных людях.
А если кто-то позволяет себе дерзить с самураем, лезть на рожон, то он явно сумасшедший, выдававший себя за мудреца. Это же был явный вызов! Брошенные слова как брошенная перчатка. Мастер явно вызывал огонь на себя. Но зачем?! Это было расценено самураем как вызов на бой.
Мы подходим всё ближе к видению и ощущению мистичности, чудесности произошедшего события.
И вот, вызов брошен и принят. Но вызов брошен не личностью мастера, а его сущностью. Нобусиге отреагировал на слова как личность реагирует на личное оскорбление, но оказалось, что за словами никого не было. Он увидел лишь призрак мастера. Не драться же с призраком доблестному воину! Мастер вызвал огонь на себя, но будучи прозрачным, отразил Нобусиге не тень личности, а свет сущности. Энергия воина провалилась в пустоту ещё при замахе меча - рубить было некого! Зато слова мастера осветили ум самурая, и он увидел себя - и это была Дверь в ад. Он смотрел в себя и видел ад! Живое переживание, а не отстранённая информация. И он не ожидал этого! Настолько это было внезапно. Его меч против вспышки молнии! И воин был поражён молнией.
Начальные слова мастера ввели самурая в состояние гнева. Но это был не обычный солдафон и дуэлянт, это был действительно Воин, готовый умереть, а значит, готовый открыться. И он открылся. Личность была поражена и остолбенела, а Сущность вышла на передний план. Никого против него не было, он был один на один с адом, на пороге ада. Это было зрелище не для слабонервных! Самурай ожидал увидеть противника, ему был нужен противник, которого нужно было убить, победить. Но он был один, борьба была внутри него, и эта борьба была адом. Стоя на пороге в ад, как и перед лицом смерти, Нобусиге был честен и отважен. И он осознал, что сам ведь пришёл сюда за тем, чтобы увидеть ад. Вот он его и видит! Осуществилось! Так что, всё предельно честно. Он забыл про обидные слова и про мастера, его захватило и унесло переживание. Было только Переживание, Видение. И это потрясает его душу.
А потом его попустило, и он снова вернулся в тело-ум, и снова увидел перед собой сидящего мастера. Нобусиге вернулся в себя и в заданную ситуацию. Но вернулся уже другим, будучи озарённый светом адского огня. И мастер увидел случившееся изменение, и снова произнёс слова, только теперь это были слова, указывающие на рай. Слова как указатели. Меч покоящийся в ножнах, ум и сердце в состоянии безмятежности и созерцании момента - это Двери в рай. Двери снова распахнулись, но там уже не было адского пламени, а сиял божественный свет.
А ведь всё это произошло за одно мгновение!
Нобусиге увидел пружину, открывающую Двери ада и рая. Он постиг.
Переживание прожито. Опыт получен. Постижение случилось. Освобождение свершилось. На этом заканчивается дзеновская притча. Но на этом не заканчивается история самого Нобусиге. Ведь было и продолжение, и последующие опыты постижений и освобождений. Разве заканчивается духовный поиск пониманием и переживанием ада и рая? Нет же, он только начался для Нобусиге с этого толчка.
И мой комментарий на этом не заканчивается.
Часть 3.
Если была бы личность, она бы боролась и самоутверждалась, не было бы покоя, ясности и невозмутимости в человеке, тогда всё произошло бы не так, как написано в притче, а по тем сценариям, которые ежедневно происходят в мире. Конфликты, борьба, выяснение отношений, споры, перепалки, перестрелки, поножовщина – вот ежедневные новости. Поначалу и здесь всё шло вроде как по мирскому сценарию и режиссуре «эго». А потом выяснилось, что это было творчество Бога. Мастер спровоцировал и дожимал вопрошающего. Но действие пошло не по сценарию, а по нужде. Разница с обычными выяснениями отношений и этой ситуацией в том, что это был настоящий воин и настоящий мастер дзен. Это был не обычный самурай, а воин плюс духовный искатель. О том, что он воин Нобусиге знал и был в себе уверен, а вот с духовным искателем в себе не был знаком - это был незнакомец в нём. Обычные самураи такими вопросами не задаются и с ними к духовным мастерам не приходят. И повторюсь, его привела нужда в Понимании. Мастер способен отличить нужду от любых других поводырей и стимулов. Но и мастер оказался не пальцем деланый - это был мастер плюс воин. Они оба были бесстрашны и отважны, и легко могли проститься с жизнью. Оба были к этому готовы.
Почему мастер Хакуин повёл себя так безрассудно и вызывающе? Потому что в нём не было личности, и он никем не считал себя, он ощущал себя инструментом Пространства. У него было состояние покоя, безмятежность и отсутствие страха, поэтому его ум был тихим и ясным, а чувство опасности способствовало крайней ясности, проницательности и чувствительности. Это балансировка канатоходца над пропастью без страховки, когда всё предельно обострено. Мастер дзен пребывал в дзен, а не говорил про дзен. Он мог дожимать самурая сколько нужно, чтобы запустить ракету и вывести её на орбиту, а потом в открытый космос. Потому что и внутри него, и вокруг него был космос, а воину было куда лететь - в пустоту. Мастер видел перед собой не только тело воина с мечом, картинку, не только яростную сильную личность льва, но и сущность человека, стоявшего перед ним. Сущность Нобусиге взывала об освобождении. Мастер видел и чувствовал нужду и зов, и, будучи инструментом по освобождению сознания, он не мог не откликнуться и не прийти на помощь душе воина. Он не самоутверждался в своих словах и действиях, а шёл исключительно на зов. Для него зов души был вызовом проявить всё своё мастерство. Вот в чём тонкое отличие этой истории от тысяч горизонтальных историй, внешне похожих на эту.
Сущность мастера двигалась навстречу сущности воина, а всё остальное не имело большого значения. "Иду на Контакт".
Что касается личности самурая, то ей было обидно от презрительных слов Хакуина, и она негодовала, что её отодвигают в сторону, указывая на её бессилие и иллюзорность. Она хотела привычно защищаться, и лучшим средством защиты было нападение. Всё было бы плачевно и трагично, но что-то изнутри подсказывало мастеру, что Контакт возможен и указывало на неизбежность Контакта. Нобусиге тоже был инструментом Пространства. Так что назрела неотвратимость встречи для обоих в Моменте Здесь и Сейчас. Это событие не мирового уровня, а Бытийного Объёма.
Мастер видел в этом направляющую их двоих Руку Бога и слышал Голос Бога. Здесь всё творил и решал Бог, а не мастер и самурай.
Мастер видел, что Нобусиге готов, что он на грани пробуждения и освобождения, чувствовал, что его нужда выплёскивалась из берегов тела-ума, а если бы этого не было, то он бы и не рискнул цеплять воина. Он же не дурак, он мастер.
Часть 4.
Вот это и чудесно. Такие тонкие движения, ощущения, вибрации чудесны. И ими наполнена притча. В ней чувствуется простор для мыслей и чувств, в ней голубая даль неба без горизонта и тёмная глубь земных недр без дна.
Здесь есть всё для того, чтобы нам пробудиться прямо сейчас. Это ведь для нас рассказано. И если не сработало с нами, значит, мы не готовы, не Час Бога для нас. Тогда это просто очередное прекрасное художественное произведение с моралью, сказка, пример дзеновского искусства из дзеновской традиции. Только откройся и впитывай. Но чтобы открыться, и воспринять форму и суть дзен, нужно присутствие дзена и нужда в нём.
Это Объём Пространства и иллюстрация Процесса пробуждения. Мастер в Объёме и в Процессе. И когда ум Нобусиге на одно мгновение был пуст, мастер втянул самурая в Объём и Процесс, как воронка водоворота втягивает в себя щепку. И почему это случилось? Воин в критическом состоянии сознания, на пике своих способностей и восприятия (не экзальтированном, не депрессивном, не романтическом) подошёл критически близко к бездне Сознания.
Когда ум настоящего самурая пуст? Когда самурай теряет личность в совершаемом им совершенном Действии, когда теряет себя в Действии, когда его тело сливается воедино с мечом и движением меча. В какой-то момент времени личность Нобусиге исчезла в Действии, это уже было наработано, и он превратился в чистый инструмент и в чистое действие. Вот тут они и встретились - два инструмента. И в этот момент Хакуин перехватил оружие, перехватил инициативу и направил внимание Нобусиге внутрь. Энергия на поражение противника была перенаправлена в постижение, и стала энергией на преображение.
Слова и действия мастера внешне выглядели обычными, но по своей сути были чудесными, и потому привели самурая к Пониманию.
Мы не должны упускать из внимания, что у мастера в тот момент отсутствовала личность, но была тень личности, которая и создавала образ мастера. И что эта тень личности не самоутверждалась, не наслаждалась своими проявлениями, не выстраивала отношений, не торговалась, а потому мастер не был в напряжении и в ожидании какого-то результата, не преследовал какую-то цель. А если не было цели, то не было желания и средств для её достижения, не было манипуляции чужим сознанием, поведением, человеком. Без личности нет нападения и защиты, а есть взаимообмен энергий. Хотя, глядя на его поведение глазами личности, можно расценивать такие слова как нападки.
Мастер был Проводником Пространства, чистым Инструментом и чистым Действием. Если бы в мастере попадались вкрапления личности, то она бы думала в той ситуации о своей заднице и сохранности своей головы, об имидже, об отношениях, о чём угодно. В таком случае мастер бы пострадал и понёс ущерб. Ум находился бы в беспокойстве и волнении, высчитывал варианты действий, торговался бы о том, что можно себе позволить, а что нельзя. Если бы мастер думал о себе, о том, что он мастер и как должен выглядеть и вести себя мастер дзен, что ему нужно умного сказать, чтобы не уронить лицо и повысить статус, что подумают и скажут люди об их беседе или в ситуации, если воин отсечёт ему голову, то ничего бы чудесного не произошло. Он мог бы пытаться уйти от неудобного разговора, не создавать напряжение, избавиться от опасного самурая, который "на взводе", думать о сохранении авторитета и жизни, ведь ему ещё нужно пожить и поучить своих учеников правилам и знаниям дзен.
А что люди скажут обо мне, если пришедший воин отрубит мне голову? Это недопустимо! Может некрасиво получиться и глупо выглядеть такая ситуация, и тогда она не войдёт в анналы истории, и вместо дзеновской притчи будет анальной историей. Тут уж не до шуток, нападок, провокаций, тут нужно 7 раз подумать и один раз ответить. Нужно высчитывать, соизмерять, выгадывать, предусматривать, держать дистанцию. Нужно быть поосторожней, это очень известный и крутой воин, а я ещё не настолько крутой мастер, и я сильно рискую, провоцируя его на действие. Могло бы быть и так. Но не с этим мастером и воином.
Если бы он занимался всей этой хернёй, обычной для среднестатистического ума, то он при таких словах остался бы без головы, но скорее всего такие слова и не слетели бы с его языка. Он руководствовался тогда бы не Гласом и не Глазом Бога, а популярной народной мудростью, что молчание - это золото. А в данной ситуации показан истинный мастер. И слова, слетавшие с его языка, были не из ума, не от личности, а ответом Пространства на духовную нужду человека.
Произошло чудо Контакта. Возникло прозрение и постижение.
Это шикарная дзеновская притча. Это конец истории, но это не конец постижения, а его начало.
И насчёт Дверей. Что это за Дверь? Это две Двери - одна в ад, другая в рай? Или есть много Дверей? Или Дверь одна, но меняется что-то другое, а не сама Дверь? Что такое ад и рай проиллюстрировано и указано как туда попасть, но так и не указано, где они находятся. Это внешние области, куда попадает человек, или это внутри человека? Нобусиге пошёл дальше и глубже. Но это уже совсем другие истории.
Свидетельство о публикации №221071100677
Потрясающая информация об этом и многом другом - в книгах Секлитовой Л.А. Стрельниковой Л.Л. Сайт "Золотая Раса". Печатный вариант лучше для уяснения.
Желаю успехов в познании и творчестве. С уважением.
Аркадьевич 2 11.07.2021 16:47 Заявить о нарушении