Записки Оттуда - И вновь о снах

***

То, что со снами всё не так просто, я впервые понял лет, эдак, пятнадцать-двадцать назад. - В моих снах я нередко оказывался в одном и том же месте, причём приходя к нему разными путями или ведомый разными обстоятельствами.
Особенно мне запомнились два таких места.

Храм.
Очень древний и непонятно какой конфессии, стоящий в лесу и к нему уже очень давно не вело никаких человеческих следов, тропинок или дорожек... От него веяло тишиной, покоем и тайной. По-любому этому Храму был несколько тысяч лет. Никак не меньше. И что интересно, неважно с кем я начинал своё путешествие и сколько нас было - к этому Храму я всегда выходил один, а все попутчики куда-то исчезали, растерявшись по дороге...

Ничего подобного этому Храму я в реальной жизни не встречал. Но тот - из снов - помню очень хорошо - и визуально, и по внутренним ощущениям. А его Загадку я так и не разгадал до сих пор - откуда этот образ? Почему никогда и никого не было рядом? О чём говорили мне его вечные своды и меняющиеся, как в ускоренном кино, пейзажи на горизонте?..

А ещё был

Дом.
Обычный, деревенский, каких по русскому Северу тысячи и тысячи...
Дом стоял на берегу Реки, которая как раз в этом месте делала плавный поворот...

Моя лодка причаливает к мосткам, которые одновременно - и бельё прополоскать, и лодку привязать, и, разбежавшись, со всего маха ухнуть в прозрачную и холодную воду...
Мне до боли знакомо здесь всё - и сам Дом, и скошенная трава вокруг, и заросли камышей вдоль берега напротив... и воздух, который я вдыхаю всей грудью, и излучина Реки, и шум её перекатов на мелководье.. - В общем, я ТАМ всё знаю.
И есть только одна проблема - проснувшись, я не могу вспомнить, где этот дом находится в реальности - не во сне, а где-то там, где я совершенно точно был, но не могу вспомнить, где и когда. И если от Храма веяло Тайной и вечностью, то от Дома веяло Домом - "...это всё моё - родное..."
У Дома была ещё одна странная особенность - я всегда приплывал к Нему на лодке. И ни разу пешком или как-то иначе.

***

"...меняющиеся, как в ускоренном кино, пейзажи на горизонте..."

И это не аллегория. - В одно из своих посещений Храма, я поднялся наверх - туда, где сходились все его своды. И вот тогда я увидел горизонт и всё, что было вокруг.

Сказать, что открывшаяся картина была удивительна, это ничего не сказать. - На моих глазах вырастали горы, которые постепенно старели, проседали и исчезали, сменяясь долинами и даже морями... Потом вновь что-то менялось - появлялись отмели и суши, вырастали и исчезали леса, и вновь появлялись горы, но уже другие, и снова исчезали. И было понятно, что мимо нас с Храмом проносились эпохи, на фоне которых жизнь всей человеческой цивилизации была лишь мгновением, неуловимым для взгляда. Наверное, поэтому, я так ни разу и не увидел ничего похожего на города и деревни, или хотя бы что-нибудь, напоминающее о человечестве - ни дыма костров, ни построек, ни дорог или мостов... Однако, это не отменяло величия развёртывающейся передо мной картины. Лишь Храм и лес вокруг него оставались прежними и чередование эпох не оказывало на них никакого воздействия.

С тех пор прошло уже с десяток лет. И Дом, и Храм больше не приходят в мои сны. И, как ни странно, это не потеря. Потому что они остались в моей памяти - отчётливо, зримо. Так, как-будто бы я всего несколько часов назад снова был ТАМ - и не во сне, а наяву. У меня даже есть подозрение, что эти сны (а точнее - эти места) мне и были показаны несколько раз именно с той целью, чтобы я их запомнил.

Сны про Храм и Дом были первыми ласточками, предвещающими долгий путь в мир... снов (блин, это слово неправильное, но другого пока просто нет!). Тогда я ещё не умел приглашать сны в гости, не понимал их язык, и думал, что сон - это, всего лишь, сон - спонтанные игры спящего мозга... - Но всё оказалось значительно сложней и интереснее.

***

Условно (ну, прям очень условно) сны можно было бы разделить на категории и классы.

Бывают сны-чувства, сны-ощущения, сны-информация, сны-путешествия, сны-откровения и ещё бог весть какие. Строгого разделения не получится. Потому что всё эти "категории" присутствуют в каждом сне. Просто иногда какая-либо ипостась может доминировать, причём настолько, что даже проснувшись ты уже не можешь избавиться - от чувства, от знания и т.д. И это становится частью твоего опыта - земного, тутошнего.

Например, вы будете смеяться, но именно через сны я совершенно точно знаю, кого я люблю (или любил) больше всех на свете - не лукавя и не бормоча всякий бред, что, мол, бывает любовь к маме, а бывает любовь к женщине, а ещё - любовь к детям, а ещё... Бывает, конечно. Но я знаю, как зовут мою любовь совершенно конкретно, персонально, без которой умирают, а может даже и не рождаются.

И самую большую мою потерю (а заодно и привязанность) я тоже знаю совершенно конкретно - и насколько это больно, и каково это на вкус, и как невозможно потом жить дальше, и как потом можно и нужно жить дальше. И много чего ещё.

Конечно, кое-что я знал и без снов. И это знание далеко не всегда было ложным, но... житейская круговерть и суета покрывает эти знания пылью забвения - незаметно, день за днём, год за годом. Чувства притупляются - "время лечит"... знания от неиспользованности хиреют... И на смену им приходят совершенно другие "чувства" и "знания" - однодневки, основное достоинство которых - свежесть, дающая ощущения жизни здесь и сейчас. Эти однодневки тоже очень быстро исчезнут под слоем песка и пыли, но мы не склонны этого замечать - ведь на смену им приходят другие. Типа, "жизнь продолжается". И если согласиться с тем, что жизнь - это всего лишь цветные стекляшки в калейдоскопе, рисующие нашему глазу и чувству бесчисленные и цветастые сочетания узоров, то... с этим можно согласиться.

Однако, мне всегда казалось, что жизнь - это нечто большее. Это не калейдоскоп случайных сочетаний лиц, чувств, мыслей и всего прочего, а, как минимум, осознанное путешествие из точки А в точку Б. Как минимум!

***

"...осознанное путешествие из точки А в точку Б..."

И это путешествие не будет приятным. Стопудово. Ибо приятности и комфорты присутствуют лишь там, где нет развития, где нет движения. - Ведь единственное, что нас развивает и заставляет узнавать мир - это потеря зоны комфорта и самодовольства. И это всегда неприятно, а зачастую - ещё и очень больно. Но по-другому никак.

В реальности мы себя жалеем и холим. Мы оправдаем любую гадость в себе и логично поясним почему та или иная наша подлость была не подлостью, а... чем соизволите - необходимостью, ответной мерой, и даже, если уж совсем обнаглеть - благородством и подвигом.

Сны не знают жалости и снисхождений. Им абсолютно по-барабану, что вы там о себе любимом нафантазировали и напридумывали. Возможно, поэтому большинство из нас не помнит своих снов? А если иногда и помнит, то... - "...приснится же такая хрень!.."

Не знаю, было ли это моим сознательным усилием или просто повезло, но я помню. Более того, само ли собой так получилось или это, опять таки, было моим сознательным, но иногда я затрудняюсь точно сказать, где заканчивается сон, а где начинается реальность - настолько тесно одно переплетается с другим.

Нет-нет, речь не идёт о галлюцинациях или каком-либо помешательстве! Я знаю, когда я сплю и вижу сны, а когда я позавтракал и пошёл на работу. Дело не в этом, а в том, с какой лёгкостью обмениваются опытом и знанием эти два мира. Именно поэтому они иногда так переплетены и взаимопроникаемы, что... никакой границы и нет вовсе - они существуют одновременно (вот и опять мы пришли всё к той же квантовой физике).

***

"...Тогда я ещё не умел приглашать сны в гости, не понимал их язык..."

С течением лет я этому научился. Не знаю как. Наверное, здесь работает правило "...просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..." - В общем, как-то так. Подробнее этот процесс я описать не смогу. Но однажды я почувствовал, что... мне просто хотелось бы продолжить "разговор", который был прерван в предыдущем сне. И "разговор" продолжился. - Вот так, буднично и незамысловато, без заклинаний и магических знаков, без просьб, молитв и прочей атрибутики всяких потусторонностей.

Поначалу это казалось случайностью, но постепенно я всё более и более убеждался, что никаких случайностей нет. И единственная сложность - это определить то, в чём ты действительно нуждаешься. И это вовсе не так просто, как может показаться на первый взгляд. - Развеять твою скуку и потрепаться о том и о сём сны не приходят. Точно так же они не приходят и по твоим хотелкам из нафантазированной  "реальности". И если сон показался тебе хренью и "приснится же такое!", то, скорее всего, ты просто ничего не понял и "разговор" не состоялся из-за отсутствия одного из собеседников.... - Попробуй догадаться, которого именно.

Но зато какой это подарок, когда ты готов к "разговору"! - Не ищите ничего во всяких сонниках и толкователях сновидений... - Всё это бред сивой кобылы. Потому что, когда "разговор" состоится, никаких толкователей вам не потребуется - вы всё поймёте без самозваных переводчиков, советчиков и посредников. Сны - вещь адресная.

Только тебе и никому другому. И на языке, который понятен только тебе одному и который не требует перевода. И если вдруг ты ловишь себя на мысли, что начинаешь толковать увиденное, почувствованное и услышанное, то... ни хрена ты не понял, а вновь пытаешься всё и вся подогнать под привычную для тебя "реальность", наполненную фантазиями и галлюцинациями о себе любимом и о мире, который тебя окружает.

***

Записки оттуда. (два года назад):

...Сегодня опять был на Парковой… Видел всех — соседей, друзей и знакомых, и — маму.
Когда проснулся, не совсем понял, где же я нахожусь...
Лишь через несколько минут запах Родины полностью рассеялся и день начался, как обычно — душ, чай и на велике — через сырое и тёмное утро — на работу...

...И всё же, вот уже и день прошёл, который был наполнен событиями и деятельностью, а... всё одно — не могу забыть это очередное (и далеко не первое) ночное посещение на улице Парковой дом 48…

«В самом процессе воспоминания есть что-то рудиментарное...» - так, если мне не изменяет память, говаривал Бродский. - Не знаю на счёт рудиментов… Как по мне — это более похоже на фантомные боли — нет уже ничего — а ты видишь и чувствуешь это всё, умом понимая, что уже нет и не будет, а оно… всё равно ЕСТЬ!

Можно, конечно, довериться очень хорошей и простой формуле - «...ЕСТЬ только миг, за него и держись!..», но... жизнь — это не миг, а огромное путешествие, которое никогда не кончается.
Тут даже не надо быть религиозным человеком, чтобы поверить в эту бесконечность. — Достаточно, находясь где-то на другом краю планеты, хотя бы один раз посетить улицу Парковую и снова посмотреть из окна своей квартиры на речку Шексну и на Октябрьский мост и... оглянуться на голос мамы.

Записки Оттуда (год назад):

"Мама, но ведь ты же умерла..." - Эта мысль так и не стала словом. Мгновение растянулось и сознание попыталось доказать, что всё, что сейчас вокруг меня - это просто сон, но... не тут-то было. Вспомнилось всё - и прошлая жизнь, и отъезд в Германию, и мои ТАМошние приключения... Успел даже себя ущипнуть - было больно. А за окном - обычный шум проезжающих по улице Парковой машин, и всё, как обычно, и только короткое удивление - "Приснится же такое! Какая-то Германия, какие-то языковые курсы, и даже небольшая квартира в каком-то ТАМошнем городишке, похожем, скорее, на большую деревню, чем на город... Откуда всё это? Ведь я даже никогда и не думал об этом..." - И нелепая мысль так и не становится словом, и мама её не услышит.


Рецензии
НИКОЛАЙ!
БЛАГОДАРЮ ВАС!
Очень интересно и увлекательно.

мои уважение и добрые пожелания вам.

Вера Набокова   11.07.2021 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо!

Седов Николай   11.07.2021 12:59   Заявить о нарушении