Дождь в Вероне, дождь в Тюмени

Ох, нелегкая это работа – писать о Ромео и Джульетте. Рискуешь утонут в банальщине. Благо, я этого не боюсь – пишу не ради лавров, а исключительно ради проговаривания своих впечатлений. Считаю, что у Шекспира диалог Ромео и Джульетты – знакомство на балу и про фею Маб от Меркуцио очаровательны. Особенно в фильме Ромео+Джульетта 1996-го года с Ди Каприо и Клэр Дэйнс. Из фильма 1968 года Дзеффирелли я обожаю песню-лейтмотив – постоянно мурлычу её, не надоедает))) Перечислять все перифразы не буду, театральные постановки – тоже, их великое множество. Перевода лучше, чем сделал Пастернак – и не надо. Повести печальнее на свете – нет. И нет ничего более искреннего, чем юношеская любовь. И хочется пересмотреть все варианты прочтений – не надоест.

Идти в наш драматический ради их варианта тоже стоило. Хотя и спектакль идет уже кучу лет (6 точно, если больше – поправьте меня), и сменился состав за это время, в том числе главных героев играют другие актеры.

И здорово, что на сцене идет дождь, и эффект очищающего ливня – плач небес над нелепым и драматическим земным, и шлепание по лужам с брызгами, и брезгливо сбивающий с калош капли Парис Скобелева (богатство чванливо и брезгливо), и не брезгующий умыться из луж под ногами Меркуцио Канаева (при всей красоте актера, голосу надо ему добавить – приглушен был, плохо слышен). И страшна на сцене агрессия молодых во время драк и их долбо… когда фоткаются и машут ручками в камеру на фоне убитых. Молодость и во времена Шекспира, и сегодня полна сил, слепа, бездушна, категорична… но любовь её преображает…
Хороши декорации – романские башни и окна с горельефами под битву олимпийских богов с титанами (мотивы Пергамского алтаря), все эти скобы и «разводные столы-мосты» для пира и карабкания по ним Ромео с Джульеттой. И игра со статуями – когда безголовые-безрукие греческие превращаются в живых на балу. И смесь современного костюма и реалий с костюмами итальянского карнавала (осовремененными дизайнерскими примочками, несомненно, не аутентичными), и переход-обыгрывание одного в другое (костюм кормилицы с короткой пышной юбкой).

И здорово, что не забыли балет Прокофьева – просто под что ещё танцевать на балу?! Только под его музыку из «Ромео и Джульетты»!

Дочерь моя категорично сказала, что спектакль попсовый. И рэп ей не понравился. Я не согласна. Для меня музыка – с щемящими первыми нотами из «Танцы вдвоем» «Технологии» – это моя молодость. Это наш тогдашний «Депеш мод» российский, а я неровно дышу к индустриалу. А рэп, кто бы его не исполнял, – одинаково хорош, ибо стихи очень-очень приличные. Вот честно – просто прекрасные стихи, добавляющие смыслов и образности даже самому Шекспиру. Послушайте и почитайте, если не верите!

Если быть кристально честной, то игра актеров не была в этот раз (17 июня 2021 года) ровно хорошей. Чувствовалась усталость – и изнуряющая жара, и конец театрального сезона – некоторых, вялость даже самых вихревых сцен. Я выделю тех, кто был на коне. Это прекрасный игривый Бенволио Калинина. Это кормилица Махневой (снова зал безудержно смеялся над её храпом и «а я пойду поем». Пара фраз, пара движений от актрисы – и зал лежит лежнем!) Это Тибальд Аузина. Ну, Аузин просто всегда свеж и порывист. Это Парис Скобелева с его аристократичнейшим самовлюбленным танцем на балу. Это изумительно произнесенные речи монаха – Волошенко. Только ради того, чтоб его послушать, стоило прийти на спектакль.

Ну и Ромео Гутманиса и Джульетта Илюшиной с их гибкими и сильными телами, юношеской восторженностью и поглощенностью друг другом. Гутманис был так нежен, боги! Мужская нежность меня вводит в ступор. И их улыбки… в-общем, невероятные молодцы оба! Держали спектакль! Я давно любуюсь Илюшиной, её преображениями. А вот Гутманиса, играющего главную роль, впервые вижу. Замечателен мальчик.
Помню, я когда-то рыдала в конце «Чумы на оба ваших дома». Здесь не зарыдала, но пробило в конце все равно. Очень хочу увидеть однажды живьем мюзикл с «королями ночной Вероны», балет Прокофьева – ну, после фильма с Улановой 58-го года чет даже страшно. И обязательно пересмотрю фильмы и постановки, - традиция уже у меня пересматривать после или перед спектаклем. Прикольно же сравнивать.

Ну и респект ТБДТ за очередное прочтение шедевра. И – чет я тоже слегка подустала. Не судите строго эту мою рецензию… когда мы вышли из театра, после изнуряющих жарких дней, в Тюмени шла гроза, лил дождь и на горизонте уходящее солнце светило, как лучи прожектора. Невероятный был театральный эффект, когнитивный диссонанс, я потерялась: вышли ли мы из театра, может, это был намек Неба на то, что всё здесь, на этой планете – театр и декорации?..


Рецензии