Безусловная любовь в современном прочтении

Я впервые попала в «Четкий театр». Наконец то. Долго шла. Подвал, молодежный лофт. К нецензурной лексике я была готова. Ведущий, к тому же, всех предупредил: «У нас маты, чернуха, порнуха, и так далее». Мол, бывает гаражный рок, а здесь вот подобная версия театра. Моё рок-н-рольное прошлое (сибирский панк) и деревенское детство и не такое видали и слыхали. Не удивили и не шокировали меня четкие.

Были раздражающие вещи, но иного порядка. Меня можно убить современной попсней. А перед началом спектакля неслось из всех колонок «в самой верхушке мы засосемся, это будет поцелуй по-тюменски», «тащит мальчик открытку, плачет девочка тихо», «я сжимаю крепко ладонь, ты киваешь мне головой». У меня начинается несварение, а молодежь в зрительном зале активно колбасится – типа сидя пляшут и радуются. «Наверное, это подставные утки. Ну и входим в атмосферу будущей постановки эмоционально», – пытаюсь я себя утешить.

Дают пьесу Валерия Шергина (Екатеринбург) «Бежать». Это второй показ, с новой режиссерской версией Лизы Тернявской, воспитанницы ГИТИСа (если я ничего не путаю).

Вокруг коврика, на котором будет идти действо, – шарики с вызывающими же надписями «больной ублюдок». «ты меня бесишь, курочка», «попа, как орех», «не надо печалиться, вся жесть впереди», и тд.

По-очереди на коврик выходят актеры (ага, одна как раз и колбасилась. Двое других, как оказалось, тоже резиденты театра) – рассказывают истории своих героев. Само собой, с молодежным сленгом, матами, гиперэмоционально и остро-категорично. Он полюбил её, она тоже полюбила её, а та любит другого, а этих двух – неанеа. Хотя с ним проводит пять дней, и они танцуют танец влюбленных. А к ней она убегает, когда он приезжает к ней в город, далекий-придалекий. И эта коварная рассказывает историю якобы по свою подругу, а на самом деле про себя – свою любовь к тому, кто ей изменял. А лесбиянка рассказывает ещё одну историю – про ту, которая резала себе живот, когда узнала, что любимый с другой, она в ванной мертвая с вывалившимися кишками… и у этой истории 7 тысяч лайков…

А потом он убивает из-за ревности лесбиянку, садится в тюрьму, а она, коварная эта, которая не любит, становится знаменитой певицей, но наедается таблеток и умирает. В-общем, Клейст и Дрюон – бесконечные самоубийства и убийства, «и струйка крови течет по её лбу, как я люблю».

И впервые вышедшие на сцену самодеятельные актеры (репетировали неделю) – та самая молодежь с улицы, которая разговаривает и жестикулирует на американский манер, но глотает по-тюменски суффиксы и окончания слов. И внезапно лопают шарики – в самые острые моменты. Хочется заорать уже «прекратите! Мы сюда не вздрагивать от хлопков пришли!»

Скажете – неее, такое смотреть – не хочу. Это неудобно как-то, депрессуха, безысходность, сленг этот – наелись, и так во всех автобусах и кафе молодежь, не стесняясь, матюгается – рты бы позаклеивать! Да, меня их маты тоже бесят. Девочки матюгаются тоненькие, серенькие – вот ни о чем, а на весь автобус, на всё кафе – буднично, как бы между прочим, без вызова… Что с ними, почему они такие?! Мы ходили в вызывающих прикидах, но разговаривали литературно в автобусах-то, щадили хоть не глаза, так уши бабулек… а теперь мы – бабульки, и наши уши уже не котируются… хорошо. Попробуем разобраться.

Шергина в читках ставят во всех городах России. Я в интернете нашла ещё три версии – это не копая глубоко. Пьеса «Бежать» – это таки в рамках русской литературной традиции. Как не странно это звучит. Во-первых, лейтмотив блуждающей пули, который обыгрывается каждым актером по-своему: куда б она не была пущена – выходит через сердце. Это метафора: проблемы нынешнего юношества – от того, что никто не научил преодолевать сердечные недуги, любить – никто не научил. Гормоны играют, энергия зашкаливает, хочется взаимности, а когда её нет – приходит… ну, вот то, что приходит – удар арматурой по голове соперницы или убойная смесь таблеток.

Во-вторых, само построение пьесы: когда в один сценарий вплетены показывающие грани проблемы рассказы о других ситуациях, самостоятельные, иногда даже, казалось бы, из ниоткуда взявшиеся. Впервые Гоголь ввел в «Мертвые души» Копейкина, и с тех пор этот прием закрепился и в литературе, и в драматургии. В «Бежать» ещё и такой рассказ – якобы о подруге, на самом деле, о самой героине в третьем лице. Здесь тоже психологический букет – разотождествление с собой снимает ответственность. Заставляет не мучиться муками совести. Другая ж выпустила в изменившего пять пуль – подруга, не я.

Только потом Бог тебе перестает писать, разговаривать с тобой, потому что – отвернулся от тебя, от твоего греха, и уже ты сама, а не пресловутая подруга, глотаешь горсть таблеток…

После спектакля в обсуждении говорили о любви эгоистичной (когда требуешь взаимности, как этот пацаненок) и безусловной – той, к которой он пришел своим странным путем в тюрьме. Просто долго думая, медитируя на объект любви (долго её разоблачал, а потом понял, что прощает и любит, и готов написать для неё лучшую песню). Это даже уже в какой-то мере святость, господа. К такой любви в течение жизни-то не приходят. А тут – несколько лет в тюрьме… ну, вообще-то это иллюзия. Но пусть хоть так…

В-общем, дети эти – не конченные отбросы и хамы. Они просто продукт искалеченного деградирующего нашего общества с его камеди-клабами, совершенным падением этического, общением в соцсетях и неумением сдерживать чувства. Ну а кто их чему научил, скажите?! Кто им сказал, что над эмоцией надо работать - на то есть разум?! Кто им рассказал, что самоубийство – грех и бесполезное занятие? Что будешь шататься в тонком теле голодным привидением остаток отпущенной тебе жизни заглядывая в окна. Не выход это, а продолжение ада! Всё время будет хотеться жрать – а никак. Кто им сказал, что надо решать проблему чувств по-другому, что безусловная любовь к ближнему возможна только при условии безусловной любви к Богу? Да никто. Они думают, что любить, ничего не желая взамен, ближнего – достаточно… Да и до этого-то не все додумываются, да и думать - это даже не полдела...

А что у них несть? Только фильмы на ютубе с матами, игрушки в стрелялки (у детей и нет тормозов – путают реальности: струйка ж, как они любят!) да жажда уехать на край света от всего этого, туда, где ждут слава и позитивчики… бежаааать… от себя – не убежишь, от совести, Бога в тебе – тем более…

В течение спектакля была одна песня с пронзительными словами – хорошей поэзией. Эт которую они в наушниках слушали с мертвой лесби. Дети здорово двигались – это понятно: юные тела и юные эмоции прекрасны. А их горящие глаза – ну, загляденье! Эти трое, несмотря на то, что был дебют, зал держали все 40 минут. Пьеса таки мощная, режиссура таки профессиональная.

…Ведущий на обсуждении после спектакля сказал, что здесь в-основном смешное читают, нам вот «повезло» попасть на кровавый трэш. Я обязательно схожу на смешное. Да и там, возможно, будут читать актеры «Ангажемента». Да и вообще – мне хочется понять и принять нынешних молодых, хотя – да, тяжко… маты таки – это низкие энергии, и после них ещё долго приходится чиститься… ну, душ, молитва, в том числе за этих бедных детей…


Рецензии