100-летие философской поэмы Н. К. Рериха

 
Весной этого года исполнилось 100 лет со дня создания Н.К. Рерихом в сотрудничестве с Учителем философской поэмы «Наставление Ловцу, входящему в лес». Написанная белым стихом поэма была передана художнику 12 апреля 1921 года, во время поездки в Чикаго на открытие его художественной выставки.
Это загадочное произведение в символической форме повествует об основных принципах выполнения работы, доверенной Рерихам Учителем. Глубокий внутренний смысл этой поэмы подробно раскрывается в книге П.Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии». Как отмечал П.Ф. Беликов, «в стихотворении Рерих уподоблен «Ловцу», который принужден охотиться в лесу. Этим дается ясный намек на то человеческое общество, где ему надлежит временно пребывать. Наметив себе «большую добычу», он укреплял свои сети трудом, другими словами — «руками человеческими». Здесь же следует предупреждение, что при малейшей ошибке, при неумении пользоваться орудием лова, есть опасность превратиться из ловца в простого загонщика. Даются советы, какие качества нужно воспитывать в себе, дабы избежать этого» .
Также отмечает, что перед Рерихом стояла предстояло сплотить работников разных мировоззренческих и политических направлений во имя единой человеческой культуры, что само по себе было весьма сложной задачей.
Невозможно не обратить внимания на философский символизм основных понятий этого произведения, а именно – образов Ловца и Леса.
Символ Ловца, использованный Рерихом в поэме, имеет евангельское происхождение: Христос  призвал рыбаков, которым суждено было стать его учениками, пойти за Ним и стать ловцами человеков:  «…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».  (Матф., 4:18,19.)В книге «Листы Сада Мории» («Зов») из серии Живой Этики об аналогичной  задаче, стоящей перед Рерихами, говорится:
«Ловя сердца пылающие, принесете дар Нам» .
Интересно, что данный образ – образ охотника, или Ловца, преследующего добычу, Рерих использовал и в двух или трех своих картинах «Охота». Конечно, эти картины были символическими по своему содержанию и были посвящены преследованию именно духовных целей. Во время своей транс-гималайской экспедиции Рерихи встречали высеченные на камнях древние изображения горных баранов и серн. В книге «Алтай – Гималаи» и других своих работах Николай Константинович отмечал, что подобные петроглифы в Индии и Тибете имеют духовную символику; круторогие горные бараны означают Свет, духовное знание, а охота за ними символизирует достижение духовных целей. Аналогичный символизм был положен и в основу картин Рериха, изображающих охоту.
Что касается философского символизма понятия леса, то, возможно, оно означало не только человеческое общество, как писал об этом П.Ф. Беликов, но и материальный мир в целом. Во всяком случае, латинский термин «материя», заимствованный из древнегреческого, первоначально означал именно лес  или древесину как строительный материал. Латинское слово «materia» является калькированным переводом древнегреческого понятия «;;;» (hyle), имевшего значение «строевой лес, древесина», введенного Аристотелем. Так что возможно, что символ леса в поэме Рериха означает весь материальный мир в совокупности его качеств – непостоянности, изменчивости, разнообразия и при этом относительности, иллюзорности, свойственной физической материи проявленного мира. Ловец – охотник за духовными целями – вынужден искать свои цели в зыбком и непостоянном феноменальном мире, мире проявленной материи.
Поэма «Ловец» в красивой символической форме отражала основные принципы духовной работы, порученной Рериху в Америке. Впоследствии Учитель сообщал Рериху на сеансах: «Люди покажут тебе свои лики — изучай. Читай «Ловца» и борись! Книги читай, но Ловца помни, ибо им пройдешь! »
В своей книге П. Беликов приводит также стихотворение Н.К. Рериха, написанное им в США 22 января 1922 года и посвященное той же теме – духовной работе, порученной им с Еленой Ивановной в Америке. Стихотворение красноречиво говорит о том, в каких условиях Рерихам предстояло выполнять возложенную на них миссию:

«Мутны волны и бурно море.
Неужели здесь должен быть
наш улов? И здесь должны
мы закинуть сеть нашу.
Иначе лишимся пропитания
нашего. В желтые волны
бросили мы нашу сеть.
Вес ее стал отягчаться.
Ах, сколько ила и грязи
соберет наша бедная пряжа.
С трудом извлекаем наш
тяжелый улов. Усмешка судьбы!
Она бросила нам все ненужные
вещи. Звезды морские и мертвые
крабы для еды непригодные.
Но среди хлама мелькнул
блеск чешуи. Господи, даже
среди мутного моря все же
послал нам золотую
рыбку. Но мало того, среди
грязи мы находим
запечатанный ящик. Дома,
только там за порогом
мы раскроем его. Сладость
какая нести запечатанный
дар».

Поясняя символизм этого стихотворения, П.Ф. Беликов пишет: «Рерих находит «запечатанный дар», то есть Слово Владыки, даже среди бурного американского «образа жизни»; находит он в нем и верных сотрудников» .
Рерихам и их ближайшим сотрудникам предстояло создать в США центр нового, духовного искусства, а вместе с ним – и нового мировоззрения,  и объединить вокруг этого центра все созидательные, творческие силы этой страны. Учитель не раз говорил Рерихам, что их миссия – быть земным отражением Белого Братства, и как следствие – центром светлых сил, вокруг которого могли бы объединиться все созидательные силы – сначала в Америке, а потом и во всем мире.
Конечно, такая задача была немыслима без борьбы с враждебными силами, активно действующими в Америке. Именно поэтому те три года, которые Рерихи провели в США, стали одним из самых сложных периодов во всей их жизни. 

(По материалам книги Н. Ковалевой "Елена Рерих. Путь к посвящению". М.: Эксмо, 2013.)


Рецензии