Грачиный грай

                Грачиный грай.

          Почему-то хорошо запомнился день из моего детства, когда дед взял меня шестилетнего пацанёнка в лес. Жили мы тогда на окраине города Вольска, что в Саратовской области. Не знаю уж за какой нуждой ему понадобилось нарезать гибких веток орешника с молодыми ещё листьями. Мы шли степной пыльной дорогой, а в небе вокруг нас звенели трели жаворонков. Вдали показался лес, и чем ближе мы подходили к нему, тем отчётливее в этот жавороночный звон вплетались совсем иные звуки, похожие на неумолчное  хрипловатое воронье карканье. Я спросил у деда, что это за шум такой.
          Он остановился, прислушался. – А, это внучек грачиный грай – и пошёл дальше.
          -- Дедушка, а что такое грачиный грай? – спросил я, с трудом выговаривая непонятные слова.
          -- Когда подойдём ближе, сам поймёшь.
          В воздухе начали появляться большие чёрные птицы. Одни летели к лесу, другие от леса, третьи кружили в воздухе у кромки леса. Это их голоса сливались в какой-то гул. И только подойдя довольно близко к опушке, я увидел на крайних деревьях кучки веток. Их было очень много, по нескольку штук на каждом дереве. Оттуда тоже слышались крики.
                -- Теперь ты понимаешь, что это такое?
          -- Нет, не понимаю. Много нехороших чёрных и крикливых птиц. Я таких ещё не видел. А чего они тут все делают и зачем ветки сухие на деревья натасканы.
          -- Это грачи. Они первыми к нам после зимы прилетают и приносят с собой весну. А на деревьях ихние гнёзда. Как только они прилетают с югов, сразу начинают ремонтировать старые гнёзда и строить новые, а потом в них выводят птенцов, кормят их, пока они не начнут летать. Сейчас как раз взрослые птицы этим и занимаются. Птенцы, по времени, должны уже быть большими и, наверное, скоро вылетят. И тогда они все вместе покинут гнездовья до следующей весны. На этом месте они живут многие десятки лет,  мне мой отец, твой прадедушка этот птичий город показывал. А ему может быть тоже отец или вот такой же как я, дед показал.
          -- Разве грачи так долго живут?
          -- Нет, конечно. Старые помирают, молодые своих птенцов выращивают. Всё как у людей. Вот я помру, а ты вырастешь, и у тебя свои дети будут.
            -- Дак это ой как не скоро. Ты уж не помирай, дождись, пока я большой буду.
          -- Вот спасибо, внучек. Постараюсь…
          -- Дедушка, а почему такое непонятное название  «грачиный грай»? Это их город так называется?
          -- Не знаю, внучек. Как мне назвали, так и я говорю. Вообще, грай это такое место, навроде базара, все гомонят и не понятно что.
         Эта история вспомнилась мне через семь лет. Дедушки уже не было, а мы переехали на Урал, на родину мамы, в город Кировград.  Мы с отцом поехали на автобусе в соседний город Невьянск, чтобы сдать там кроличьи шкурки, которых накопилось аж два мешка. Своего приёмного пункта  в нашем городе тогда ещё не было. Примерно на половине пути между двумя городами находилось большое село Шурала с церковью и детским домом. Детдом состоял из нескольких корпусов, между которыми росло несколько толстых и высоких тополей. Территория обнесена забором.
          Когда автобус сделал остановку в селе, я вдруг через приоткрытое окно услышал знакомый гул и отдельные птичьи крики. На мой недоумённый взгляд, отец показал куда-то вверх,на деревья. Я нагнулся и посмотрел в окно. Тополя были буквально усеяны гнёздами из которых доносились крики, между деревьями бесконечным потоком в разные сторны сновали носатые грачи. «Грачиный грай!» -- вспомнил я Вольск и дедушку Матвея. Автобус тронулся, а я продолжал смотреть в окно, пока детский дом не скрылся за поворотом.
          -- Наверное, скоро птенцы вылетят. – предположил отец -- Через неделю, не позже. Обычно к самому концу мая – началу июня здесь уже бывает  пусто. А ты знаешь, чем молодой грач отличается от старого?
          -- Думаю тем же, что и многих других птиц – желтизной вокруг клюва.
          -- Эх ты, а ещё орнитологом хочешь стать. Запомни: у молодого грача до года вокруг клюва растут жёсткие чёрные перья, но к годовалому возрасту они выпадают, и остаётся голая белая кожа. Именно по этому признаку старого грача от молодого можно отличить уже издалека.
          Возвратившись из Невьянска, я пересмотрел всю литературу, которая у меня была по птицам. Но её явно было недостаточно. На следующий день пошёл в городскую библиотеку и просидел там чуть ли не до закрытия. Библиотекари мне мало чем помогли, пришлось всё искать самому. И вот что я узнал. Грачи возвращаются в наши края с зимовки обычно с 21 по 25 марта. По прилёту ведут себя шумно, но крупных ссор не бывает. Селятся они колониями от нескольких пар до сотни и более. Предпочитают гнездиться в небольших рощах, лесополосах, парках, кладбищах, реже по опушкам лесов. Обязательным условием является наличие поблизости открытых пространств. Они разыскивают свои старые гнёзда, но к ремонту приступают лишь недели через две. Молодые пары иногда поселяются отдельно от колонии, в результате образуя новые поселения, которые в последующие годы разрастаются, превращаясь в новые обширные колонии.
            Гнёзда довольно крупные, до метра в диаметре, строятся из веток и сучьев различной толщины. Причём самец и самка строят вместе. Глубокий лоток выстилается шерстью, сухой травой, растительным пухом. Кладка состоит из 4-6 зеленоватых с бурыми крапинами яиц. Самка несёт яйца через 2-3 дня, насиживание начинается c откладкой последнего яйца и продолжается 18 дней.
          Как хотелось мне иметь яйцо грача в коллекции!! Я подсчитал, что яйца в гнёздах должны быть к десятому апреля. Уговорил двух друзей из нашей команды съездить на велосипедах в Шуралу и осмотреться на месте, как можно добраться до гнёзд.  Вовка с Валеркой согласились. И вот мы на месте. Валерка остался сторожить велосипеды, а мы с Вовкой обошли территорию детского дома вокруг. Перелезть через забор не составляло проблем, а вот забраться на тополь… Все деревья были толстыми и сучья начинались очень высоко. И лишь у одного первый толстый сучок  был на трёхметровой высоте от земли. Время на обдумывание почти год и я был уверен, что найду выход из положения.
          В ночь с пятнадцатого на шестнадцатое апреля мы в том же составе выехали на дело. Днём-то ведь пробраться к заветному дереву не было никакой возможности. Отец у меня был рыбак, и я выпросил у него якорь-кошку на прочной длинной верёвке. И в кармане лежала жестяная коробочка из-под чая, набитая ватой. В неё свободно помещалось куриное яйцо, обложенное ватой. А я считал, что у грачей яйца намного меньше размером.
                Забор преодолел легко и быстро нашёл нужный тополь. С третьего раза забросил и зацепил  якорь за сучок и поднялся на него. Помогли уроки физкультуры в школе, где мы по канату взбирались до высокого потолка. Дальше было легче. И вот надо мной первое гнездо. Протягиваю вверх руку, запускаю её внутрь и натыкаюсь на жёсткие птичьи перья. Напуганная птица метнулась из гнезда и с криком заметалась меж деревьями. Я испугался: вдруг услышит сторож! Но панику никто не поддержал. Другие птицы, немного покаркав, успокоились. Осмелев, пересчитал яйца. Четыре! Беру одно, кладу в коробочку, обкладываю ватой, плотно закрываю крышкой. Всё!!  Быстрее вниз и дёру!


          


Рецензии
Понравился рассказ. Встречи с грачами случаются.

Серёга Дмитриев   17.05.2022 19:39     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!

Вадим Светашов   18.05.2022 02:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.