Максимы и афоризмы. Часть 12

Умудрённые размышлениями и жизнью философы регулярно приходят к выводу, что разрушить рабовладельческий строй и сделать рабов свободными гражданами можно лишь при помощи просвещения и культуры. Но и рабовладельцы прекрасно понимают это и всеми силами пресекают малейшие попытки передать рабам священный огонь Прометея. Они содержат целый легион регулярно подвергаемых унизительным наказаниям рабов-педагогов, прививающих своим подопечным полезные для существующего общества навыки, но ограничивающих возможности получить знания об устройстве мира и человеческой души – для обучения покорности и ремеслу этого не нужно. Случается иногда, что некоторые из обучающих, выполняющие роль надсмотрщиков, добиваются очень даже высокого положения  в имперской иерархии, сами становятся рабовладельцами, оставаясь при этом  до конца своей жизни рабами.

Глубинная природа власти в рабовладельческом обществе представляется неизменной практически всем. Тем не менее, из года в год имперские власти устраивают разного уровня электоральные иды, представляющие собой некоторое развлечение для плебса и головную боль для персон высокопоставленных. События эти приводят к избранию членов самоуправляемых советов различных муниципий и курий, многочисленных территориальных эдилов и квесторов, а иногда и самих сенаторов. При этом электоральные иды, связанные с событием выбора народом верховного императора, хотя и носят чисто ритуальный характер, по традиции никогда не назначаются на март. Высший же совет жрецов и начальников тайной стражи, держащий реальные бразды правления в своих цепких руках, не является участником выборной процедуры.

Важнейший элемент происходящих в империи электоральных событий – своевременное и правильное формирование списка кандидатур. Помимо традиционно ориентированных на почёт и богатство кандидатов всегда находятся пассионарные личности с горящими глазами, рвущие когти ради собственных властных амбиций или, что особенно страшно, ради народного блага. Такие персонажи, способные смешать карты и в самый неподходящий момент нарушить продуманные планы, часто оказываются на галерах или в каменоломне за оскорбление богов или мелкую кражу, подвергаются остракизму или изгоняются. А если уж и это не помогает избавиться от их тлетворного влияния, то высший совет прибегает к помощи последователей Асклепия, общепризнанного знатока лекарственных трав и ядовитых змей, способного, в отличие от своих учеников, не только убивать живых, но и воскрешать мёртвых.

Вместо подвергнутого остракизму борца за счастье народа умный магистрат или тайный начальник всегда найдёт гневную фурию с острова Лесбос, недоучившегося плебея, возомнившего себя оратором, или мелкого работорговца, испытывающего искреннюю ненависть к более преуспевающим и богатым согражданам. Всеми правдами и неправдами они будут включены в кандидатский список, что благотворно скажется на поведении даже самого буйного электората.

Зачем столько хлопот? – спросит поверхностный наблюдатель. И галеры, и Асклепий, и необходимость якшаться с сомнительными личностями! Сколько сил и денег уходит…  Всё так! Но борцов с горящим взором и холодной головой следует не просто задвинуть в тень, они должны быть субституированы комплементарными плебейскому электорату горлопанами, способными выпустить разогретый пар из котла народного недовольства, не допустив взрыва. Если этого не сделать, то внутренняя энергия протеста с неизбежностью перейдёт в кинетическую, воплотившись в убийственный кинжал фанатика или меч в безжалостной руке героя.


Рецензии