Размышления обывателя о целостной картине мира

               





   Много ли людей в наше время интересуется вопросами мироздания?
   Думаю, что, если спросить: «В каком мире ты живёшь, какой картиной мира пользуешься?»,- большинство людей этот вопрос вообще не поймут. Или поймут его в узком смысле «международной обстановки». И это касается даже тех людей, которые прошли длительный курс обучения в школе, университете и ещё где-нибудь.

    А нужно ли простому человеку целостное понимание окружающего мира, эти космос, вселенная, эволюция живого, место человеческой цивилизации и самого человека в этом мире?
   Ведь, вполне достаточно ограничиться теми задачами, которые ставит перед тобой социум, в котором живёшь. Учись, работай, твори, добивайся успеха, отдыхай, воспитывай детей и наслаждайся жизнью. Что ещё нужно?
    Зачем забивать себе голову глобальными вопросами?   В течение жизни мы стремится к осуществлению своих потребностей, для реализации которых совершенно не обязательно задумываться о том, как устроена вселенная или как возникла жизнь на Земле.
    Простой обыватель размышляет примерно так: «Меня, конечно интересуют эти вопросы, но пусть это изучают учёные, философы, космологи и иже с ними, мне своих проблем по жизни хватает».
    Получается, что человек может совершено спокойно, а может быть даже и счастливо, прожить свою жизнь, не вникая в детали, к примеру, теории Дарвина или теории «большого взрыва».
    И в этом суждении нет ничего необычного. Чем меньше человек знает о законах природы и общества, тем он менее взрослее ментально, и тем проще ему жить даже не в самом благополучном обществе. Не стоит забывать, что достаточно большое количество людей на нашей планете живут за чертой бедности, и им уж точно не до «высоких материй».

   С другой стороны, любой человек в течение жизни так или иначе формирует своё мировоззрение. На что он опирается, на какие знания? Насколько объективно наше знание о мире?
   Оставим пока в стороне вопросы мироздания.
   Может быть современный человек в формировании своего мировоззрения ориентируется на те процессы, которые происходят в человеческой цивилизации?
  Уверен, что большинство людей не знают не только мировую историю, но и весьма приблизительно ориентируются в истории своей страны.  Получается, что на мировоззрение человека основное влияние оказывают родители, друзья, книги, интернет, знания, полученные в конкретном учебном заведении, в конкретной стране. И всё было бы неплохо, если бы социум на планете был более или менее однообразным. Но это не так.

   Считается, что в современной цивилизации выстроена вполне определённая система ценностей, которая всячески поддерживается и внедряется всюду по всему миру.  Но к сожалению, приходится констатировать, что человеческая цивилизация несовершенна, разделена на различные государства с разным общественно-экономическим и культурным устройством.
   На сегодняшний момент не выработано понимание единого целостного миропорядка, поэтому продолжаются политические, экономические, межрелигиозные конфликты, гибридные войны.
   Сожительство разных цивилизаций на одной территории становится неизбежным, но оно протекает в форме антагонизма, вражды и неприятия ценностей друг друга.
   Например, иммиграция из стран Азии, Африки и Латинской Америки в развитые страны в течение продолжительного времени и в значительных масштабах приводит к тому, что в странах Запада сложились крупные общины выходцев из развивающихся стран, которые являются гражданами стран Запада, интегрированы в экономику этих стран, но не стали носителями западной культуры и не желают изменять свои ценности и культуру. Сегодня в крупных городах сложились районы, населённые исключительно иммигрантами, которые даже и не пытаются интегрироваться в местную жизнь.
   Глобализация, информатизация и научно-технический прогресс предполагают интернационализацию всей общественной деятельности на Земле, необходимость общепланетарного единства человечества, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Учёные и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления. Но пока реализация этой идеи больше смахивает на утопию.

   Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить на актуальные проблемы эпохи.  Хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее. Кризис цивилизации в настоящее время становится явным и глобальным, он охватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода, мусор и другие, которые составляют естественные основания бытия человека.
   Нет сейчас надёжных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определённо охарактеризовать наше сегодня и тем более — завтра.

   Вот почему можно сказать, что современный человек и способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе, ему сложно
 сформировать своё мировоззрение как совокупность ценностных установок, определяющих его поступки и способы самореализации.
   И в современной жизни перед человеком чаще стоит основная задача - как можно удачнее адаптироваться под конкретный социум, чтобы удовлетворить свои биологические и социальные потребности, конкурируя при этом между собой за качество жизни, зарабатывание денег и успешность. И такая же конкуренция прослеживается на уровне стран и народов. Все существующие группы людей заняты продвижением собственных интересов, а не постижением глобальной истины.



   Но вернёмся к вопросам мироздания.

   Как люди воспринимали мир много тысячелетий назад, когда их голова не была забита тысячами физических и социальных понятий?
Люди наблюдали различные явления природы, окружающего мира.
   Явления – это то, что действительно объективно. В том смысле, что явления повторяются одинаково в одинаковых условиях вне зависимости от того, что мы о них думаем и на каком историческом этапе своего развития. Явления природы сформулированы в определённых терминах, с использованием современных сущностей.
   Сущность – это внутренние глубинные связи и отношения, определяющие явления. 
   Эти сущности мы формируем сами, глядя на явления. Сущностей в природе нет. Нет ни энергии, ни массы, ни вещества, ни поля. Ничего из того, что придумали люди, во Вселенной нет. Не будет людей – некому будет рассуждать о «полях», «волнах», манипулируя этими сущностями. Но тела всё так же будут двигаться, притягиваться и отталкиваться, производя явления. Завтра люди заменят концепцию полей, к примеру, на совсем другую – и ничего не изменится в мире явлений.
      Человеческое познание движется от явления к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., всё основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей. С помощью познанной сущности, познанных законов мы лучше ориентируемся в явлениях, отделяем в них существенное от несущественного, необходимое от случайного. Без знания сущности, законов явлений невозможна успевшая практическая деятельность.  В действительности различные сущности не определены абсолютно, у человека нет возможности познавать сущность одним лишь интеллектом. Велика вероятность того, что есть и другие принципы, и теории, относящиеся ко всем явлениям природы, отличные от физических теорий и законов.
   Для более удобного понимания явлений люди придумали богов, творящих эти явления. Богов было огромное множество в разных племенах и народностях. В те далёкие времена люди иначе не могли объяснить себе окружающий мир. В последующем религии, выполняя роль объединения людей (поскольку людей на планете стало много), сформировали несколько больших учений (христианство, ислам, буддизм и др.) Эти религии дали человеку первые оформленные картины мироздания.  И на протяжении долгой истории человечества религия была главным источником знаний о жизни.

   К концу второго тысячелетия место религии, как главного источника знаний, заняла наука. Наука дала возможность человеку понять многие физические, химические и биологические закономерности этого мира. Более того она смогла реализовать это понимание в практическом применении. Наука расширила возможности познания человеком самого себя и всего того, что отражается в его сознании.
  И что говорит нам наука?

   Само понятие «мир» понимается, как человек и среда в их взаимодействии. В этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке, причём «человеческие» структуры и схемы часто переносятся на среду, которая описывается на языке физически и других научных понятий.
   Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания.
   Поскольку картина мира — это системное образование, её изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию.

   Понятие «картина мира» используется весьма активно представителями самых разных наук: философии, психологии, культурологи, гносеологии, когнитологии, информатики. Создаётся впечатление, что, прочно войдя в разряд «рабочих» понятий многих наук, оно, до известной степени, по-прежнему остаётся метафорой, не всегда получает достаточно чёткое и однозначное толкование в среде специалистов одного профиля.
   Картины мира отдельных наук включают в себя многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.
   Анализ мира как научного созерцания сводится к научному теоретизированию, предназначение которого состоит в том, чтобы наблюдать и, по возможности, понимать окружающий мир. Нынешняя цивилизация создала свой понятийный аппарат, свой язык с терминами и шаблонами понятий.
   В процессе прогресса научного познания происходит смена или интерпретация старых понятий новыми понятиями, менее общих теорий более общими и фундаментальными теориями. А это со временем неизбежно приводит к смене научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять своё значение, уточняются только границы её применимости.

   Но представление о мироустройстве являет собой не простую совокупность знаний, а качественно иное, более высокое и объективное видение действительности, так как целостная модель мира не сумма накопленной информации, а целостная система мира, построенная при помощи образной формы мышления.
   Понятие реальности субъективно, отдельный человек не может понять и познать объективный мир во всей его полноте, субъективный взгляд на мир у человека определяющий.
   Различие между реальным и нереальным основывается на том, что одинаковые явления действительности интерпретируются людьми по-разному, т.к. последние самостоятельно избирают способ мышления. Например, для религиозного понимание мира свойственен иной стиль мышления, чем для научного познания мира.
  Мы не можем говорить об объективной реальности, существующей независимо от нас, как таковой. Нам доступна лишь физическая реальность как часть объективной реальности, которую мы познаем с помощью опыта и нашего сознания, т.е. факты и числа, получаемые с помощью приборов. При углублении и уточнении системы научных понятий мы вынуждены все дальше уходить от чувственных восприятий и от понятий, которые возникли на их основе.

  Целостная модель мира для современного человека — это результат интеллектуального мышления.
  Человек – существо ограниченное. Мы воспринимаем лишь крохотную часть безграничной Вселенной. Разумеется, вокруг нас что-то есть.  Но чем именно является это нечто мы не знаем. Мы связаны с этим чем-то многочисленными узами, о которых практически ничего не знаем.
  Все наши теории о мироздании крутятся вокруг четырёх основных процессов: материи, энергии, информации, эволюции.
  И наш мозг, сформировавшийся по каким-то законам Вселенной, способен накапливать и упорядочивать информацию. Но наше мышление и сознание устроено так, что везде мы пытаемся увидеть «развитие», «смысл», «цель» нашего бытия, разобраться в первопричинности всего. 
  А если допустить, что никаких целей и смыслов во Вселенной нет? Все наши умозрительные концепции мироздания от религиозных и философских до научных это всего лишь плод фантазий, производимой нейронной сетью мозга, на основе накопленного научного и социального опыта.
  Может быть вселенское предназначение и человека, и всего живого заключается в творческой переработке информации? Хотя мне больше нравится предположение, что через наше сознание Вселенная изучает саму себя.

   Количество информации в процессе глобализации увеличивается, однако это не сказывается на ею качестве, так как количество информации, поскольку оно узкоспециально, только дробит внешнее впечатление, делает его фрагментарным.
   Целостной картины мира не складывается. Эта погоня за информацией ничего не даёт. Человек пытается смоделировать пространство и остановить время. В нашей картине мира пространство и время – просто идеи в головах.

  Что в настоящее время мы имеем в итоге?

   По мнению исследователей, существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром; существует столько картин мира, сколько имеется "призм мировидения».
   И я, наверное, соглашусь с этим. В процессе написания статьи я почитал работы многих авторов, предлагающих различные теории мироздания, основанные на системном осмыслении хорошо известных в науке фактов.  И некоторые из них могут претендовать, по крайней мере, на научную гипотезу.
  Человек выделяет ряд закономерностей и формирует гипотезу понимания мира и протекающих в нём изменений. Далее выстраивается определённая логическая цепочка, система знаний перерабатываются в определённую теорию, и теория оформляется уже как система взглядов на мир. После этого формируется определённая модель мира.

  Нашей нынешней цивилизации очень не хватает знания о Целом. Целое, целостность – это всё то, что составляет Жизнь. Любой природный организм, любой природный процесс – это целостная самодостаточная организация взаимосогласованных организмов меньшего масштаба.
  Если мы не имеем целостного видения, не умеем принять во внимание все стороны процесса, не понимаем, что происходит, – мы не сможем управлять им, не сможем управлять собой, поскольку в той мере, в какой мы не обладаем знаниями, нами управляют те люди, которые этими знаниями обладают, или те силы, которые нам неизвестны.
  Вот это и есть наша главная задача сегодня: научиться понимать.
  Понимание – это знание, которое выполняется, то есть становится действующей силой. Понимание – это третья высшая ступень знания. Первая ступень знания – это информация, хранящаяся в памяти. Вторая ступень, это и есть собственно знание – то есть информация, связанная со всеми другими сведениями, встроенная в уже сложившуюся систему знаний.
  Человек, к сожалению, редко поднимается на уровень понимания.
  Данные современного естествознания все больше подтверждают, что реальный мир бесконечно многообразен. Чем глубже мы проникаем в тайны строения Вселенной, тем более многообразные и тонкие связи обнаруживаем. Если исходить из общих рассуждений, та уникальность условий нашей планеты для зарождения и эволюции всего живого, в том числе и человека, направленность Вселенной в усложнении структуры материи и концентрации информации кажется действительно божественным промыслом.
   Опять же «уникальность» -это человеческое понятие. Суть гораздо проще. Человек является разновидностью жизни, к которой применим более высокий уровень сложности. Вселенная же не нуждается ни в каких понятиях и определениях.
 
   И это свидетельствует о том, что мы живём в неизвестном таинственном мире. Более того, мы живём в непредсказуемом мире. Такие вызовы современности как вызовы неопределённости, сложности и разнообразия свидетельствуют о том, что странный, непредсказуемый мир уже наступил.
   Развитие нервной системы, появление такого наисложнейшего образования как человеческий мозг, привело к появлению культурной и научной эволюции. Но наше сознание, мышление способно освоить лишь малую часть реального мира, потому что есть вещи, непознаваемые для человека. Да и нет в настоящее время фундаментальных понятий, которые могли бы объяснить, что такое сознание. Когнитивные науки до сих пор далеки от понимания того, как соотносятся протекающие в нейронных сетях процессы с их проявлениями в форме субъективных переживаний, мышления и поведенческих актов.
   Люди представляют собой макроскопические структуры во Вселенной, законы которой лежат на микроскопическом уровне. В стремлении выживать и понять окружающий мир мы ищем эффективные объяснения, которые ссылаются на сущности нашего же уровня. Мы проводим понятийные границы вокруг сущностей, которые легко воспринять, и так мы строим то, что кажется нам реальностью.
   Предположу, что мироздание непознаваемо для нас. В целом.
   Какая-то его ничтожная часть всё-таки потенциально доступна для нашего познания. Эта часть называется познаваемое. Мы научились разбираться в некоторых физических, химических, биологических и энергетических закономерностях материального мира. Мы даже научились использовать эти закономерности. Есть потрясающие открытия в области молекулярной биологии, астрономии и квантовой физики! И всё же это крохотная доля познаваемого.
    Для понимания мира мы можем выбрать любую картину мира, религиозную, научную, эзотерическую или какую-нибудь другую, которая наиболее подходит нам, исходя из образа мышления. Которой мы больше доверяем или которая нам больше нравится. Она может ограничиться политической картиной или быть даже просто потребительской. Предположу, что большинство людей живёт в смешанной картине мира, даже не осознавая этого.
   Наше сознание и мыслительная деятельность, по-видимому, устроены так, что в какой-то момент своей жизни (обычно это происходит в зрелом возрасте) мы выбираем, или начинаем верить в какую-то общую концепцию жизни.  Эта вера формируется в процессе нашего воспитания, образовании, личного опыта и многочисленных внешних источников информации. И эта вера становится достаточно устойчивой. Если она сложилась, в последующем её будет очень сложно разрушить. Эта вера даже не всегда осознанна человеком, но, возможно, она выполняет функцию стабилизации человека в социальной жизни.
    Следует, наверное, признать, что существует нечто, можем назвать это Вселенским разумом, Богом или ещё как-нибудь, что определяет самоорганизацию всех процессов во Вселенной.
    Какие бы философские и физические теории нашего мироздания мы не изобретали, всё-таки текущее содержание нашей жизни - это процесс погружения в решении наших насущных житейских и творческих вопросов в определённом социуме. В остальном – это миросозерцание, стремление приспособиться к окружающему миру. Проблема в другом – как жить в гармонии с этим окружающим миром.
    Без выработки планетарного мышления, консенсуса между народами в плане единого миропорядка у человеческой цивилизации нет шансов для гармонического эволюционирования. 
   Критерием уровня такого мышления может стать только духовное совершенствование личности. Под духовностью я в первую очередь подразумеваю способность человека жить в гармонии с самим собой и окружающей средой. И неотъемлемой частью этой духовности должно стать отношение человека к любому другому человеку - как к самому себе. В основе этого отношения должна лежать любовь, доброта и взаимопомощь. А познание и созидание должны стать в основе развития человеческой цивилизации. Кто станет проводником этих фундаментальных принципов неизвестно.Возможно, что гармоничное взаимодействие научной и религиозной мысли поможет нам приблизиться к пониманию этого мира и себя в этом мире.


Рецензии
Хорошая статья, понравилось.
Думаю, что многим "размышляющим обывателям" - тоже.
Спасибо.

Виктор Трофимов 2   06.12.2023 08:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.