Московские каникулы

  Первый год учебы в институте пролетел для Маруси незаметно. А на лето они с мамой давно запланировали поездку в Москву к родственникам, правда, при условии хороших отметок за экзамены. В последний момент у мамы оказался полный аврал на работе, и отлучаться куда-либо в ближайшие месяцы не представлялось возможным. На семейном совете решили, что Маша достаточно взрослая и серьезная девочка, и вполне может доехать до столицы одна, а там её встретят родные. Оставалось дождаться результата последнего в этой сессии экзамена, собрать чемодан, сесть в поезд и отправиться навстречу приключениям и новым впечатлениям.

Получив хорошую отметку и спокойно выдохнув по поводу учебы, Маруся купила билет. Она первый раз должна была ехать одна так далеко от дома в большой город. Чтоб мама волновалась меньше, они договорились, что будут регулярно созваниваться.

Маруся и сама изрядно волновалась перед поездкой, но старалась этого не показывать. В день отъезда она с улыбкой на лице поднималась по лестнице, ведущей к перрону, где уже стоял поезд, и, припасенными на этот случай шуточками, весело парировала маме на её беспокойные комментарии. Еще чуть-чуть и начнутся её московские каникулы. У неё были большие планы на эту поездку. Ей, конечно же, хотелось отдохнуть от учебы и встретиться с сестрой, погулять по Москве, съездить на озеро за город, но и еще один важный вопрос не давал ей покоя. Пару месяцев назад они с подружкой познакомились с компанией ребят, и Маша растерялась от получаемого внимания с их стороны. Знакомство и дальнейшие отношения развивались очень стремительно. Девушке захотелось немного передышки. Ей нравились все ребята, но мысль встречаться со всеми одновременно категорически отметалась. Поездка подвернулась как раз вовремя.

Энергичная проводница, обещавшая маме присмотреть за юной пассажиркой, оказалась весьма деликатной и очень заботливой. Как только тронулся поезд, она еще раз проверила у всех билеты, сделала какие-то пометки на некоторых из них и принесла девушке чай. Маруся села поближе к окну и стала наблюдать, как одни пейзажи за окном сменяют другие, проносясь мимо. Поезд мчался, под стук его колес растаяли все волнения и переживания. Тем временем Светлана, так звали проводницу, управившись со своей работой, вновь заглянула в купе девушки. Познакомившись, Маруся узнала, что Света совсем ненамного старше её и работать проводником она начала, еще учась, в институте. Летом после третьего курса друзья позвали её в студенческий отряд работать проводниками на поездах дальнего следования. Первая поездка была до Адлера. Ехать было долго, и ребята предложили начальнику поезда проводить для пассажиров конкурсы или викторины, чтоб скоротать время. В поезде оказалось много детей и их инициативу охотно поддержали и руководство, и пассажиры. Кроме того, молодые проводники каждому ребенку по месту прибытия дарили воздушный шарик. Дети радовались, их родители тоже. Было весело и интересно. Работы хватало, но, как ни странно, ей она нравилась. После института все друзья разъехались по стране. Из всего отряда только Светлана продолжила работать проводником.

Маруся с интересом разглядывала милое лицо проводницы с россыпью веснушек около носа. Из-за них та выглядела совсем юной. Было забавно наблюдать, как убранная под фирменную пилотку челка то и дело падала Светлане на глаза, и она пыталась её сдуть в сторону. Голос был звонким, но не резким. В нём слышался детский восторг от тех событий, которые переживала Светлана в поездках. Маруся искренне позавидовала, что та нашла свою любимую работу и очень счастлива, даже сказала ей об этом. Непринужденный рассказ о других городах, об интересных людях, с которыми Света сталкивалась в дороге, под легкий звон чайной ложечки о чашку, стоявшую на столе, и стук колес мчащегося поезда потихоньку убаюкали Марусю. Светлана, посчитав свою миссию выполненной, оставила юную пассажирку отдыхать и ушла заниматься своими делами.

Поезд прибыл в Москву ранним утром. Маруся попрощалась с проводницей и пошла вдоль перрона к выходу с вокзала. Такого количества людей в одном месте она еще не видела. В какой-то момент ей даже стало не хорошо, но на её счастье успела подъехать сестра. Издали увидев друг друга, девочки ускорили шаг. Новый город сразу перестал казаться Марусе чужим и опасным. Сестренка подхватила Машину сумку и начала заваливать её вопросами, рассказами, планами на их поездки. Так, непринужденно болтая обо всем на свете, девочки незаметно добрались до дома, где их уже ждали.

Первым делом Маруся позвонила домой, как обещала. Коротко рассказала про Светлану и про то, как её встретила Алиса и как она сейчас голодна и готова съесть целого слона. Настроение было чудесным, и Маруся задорно рассмеялась, представляя целого слона в своей тарелке.

Перекусив и расслабившись, девочки детально обсудили план действий. За короткое время посмотреть хотелось многое, но с другой стороны загонять себя в какие-то рамки совсем не было желания. После непродолжительных раздумий сестренки решили полностью положиться на волю случая и отказались от какого-либо планирования своих действий. Идея их передвижений заключалась в том, что Маруся, как гостья, выбирает понравившееся название станции метро, они туда едут и дальше гуляют по близлежащим улицам и проспектам, если вдруг оказываются рядом с музеем или другой достопримечательностью, то заходят, а если нет, то просто гуляют пока не захочется оказаться в другом месте.

Начать свои прогулки по Москве было решено с ВДНХ. Но бывшая некогда крупнейшей в стране выставкой достижений народного хозяйства, она на таковую совсем не тянула. Единственное, что понравилось Марусе это фонтаны. Один краше другого. Таких в её городе не было. И в жаркий летний день мелкие брызги от фонтанов были чудесным подарком. Сестренки купили мороженое, и устроились на лавочке в тени напротив фонтана «Дружба народов». Изящные фигуры девушек, олицетворяющих республики когда-то большого и дружного государства, окрашенные в золото, сверкали в лучах июньского солнца и водных брызг, притягивая внимание Маруси. Вдоволь налюбовавшись и отдохнув, она достала карту метро и стала выбирать новый пункт назначения, водя пальчиком над картой и вчитываясь в названия. Алиса, почувствовав растерянность Маруси, предложила добраться до Красной площади, погулять по Александровскому саду, зайти в ГУМ, а потом поехать домой. Время шло быстро и на посещение всех интересных мест его могло просто не хватить за одни каникулы. Побывать в Москве и не пройтись по Красной площади Маруся посчитала просто не допустимым, и с легкостью приняла предложение сестры.

Они дошли до метро, спустились по эскалатору и сели в поезд, который помчал их в нужном направлении. Вариантов добраться до Красной площади было много, но они остановились на том, где нужно перейти на Кольцевую линию, пересесть на поезд до станции Комсомольская и уже с нее добраться до Охотного ряда. Народа на этих станциях было невообразимо больше, чем на ВДНХ. В какой-то момент они с Алисой потеряли друг друга из виду. Маруся, озираясь по сторонам, шла по переходу, пытаясь остановиться, но толпа несла е; вперёд. Хорошее настроение начало покидать девушку. Оглянувшись очередной раз в поисках Алисы и не успевая затормозить, она столкнулась с каким-то мужчиной.

Он был худощавым, чуть выше е; ростом, светлые брюки и рубашка в бледно-голубую клетку, и на первый взгляд несколько её старше. Посмотрев на Марусю, молодой человек быстро надвинул на глаза кепку. Маша извинилась за неловкость, но он не отошел в сторону, а наоборот шагнул прямо на неё. Девушка хотела возмутиться, но мужчина вдруг широко улыбнулся и весело рассмеялся.
«Привет, – вдруг сказал молодой человек, – вот это сюрприз! Ты даже не представляешь, как я рад тебя видеть!»

Маруся застыла в непонимании. Голос был знаком, но поверить, что тот, кому он принадлежал, стоял сейчас перед ней, было непросто. Картинка никак не складывалась в её голове. Она смотрела на молодого человека, застыв как будто в ожидании, что ей все это показалось и что, если моргнуть, то все мгновенно исчезнет. Сложно не только поверить, но даже представить, что вот так просто можно встретиться в новом для неё многомиллионном городе с тем, от кого уехала, чтобы подумать, оставив его дома.

«Артем? – неуверенным, все еще сомневающимся голосом произнесла девушка, – не верю своим глазам! Как ты здесь очутился?» Она смотрела на него, надеясь на появление сестры. И в этот самый момент прямо за спиной Маруси послышался хихикающий голос: «Да, сестренка! Стоит тебя на секунду оставить одну, как ты уже не одна!». Маруся залилась румянцем, а Алиса вновь рассмеялась заливистым смехом. Она была на год младше, но так как жила в Москве, где всегда много народа, умела быстро и легко адаптироваться и свободно общаться с любым незнакомцем. Пытаясь уловить, что произошло, Алиса потребовала у Маруси «немедленно их представить друг другу», тем самым несколько смутив и сестру, и её приятеля. Деваться было некуда, и девушка выпалила: «Да, да, конечно, знакомьтесь. Это Артем, мы познакомились пару месяцев назад и вот неожиданно встретились». Пока Маруся говорила, Алиса внимательно смотрела на нового знакомого и заметила с какой нежностью он смотрит на её сестренку. Ей стало жаль останавливать новое знакомство на этом моменте, и предложила дальше прогуляться вместе под предлогом желания узнать подробности их знакомства и его пребывания в Москве. Как ни странно, Артем охотно согласился, заявив, что спешить ему особо некуда, Маруся кивнула в ответ, не найдя более подходящего варианта ответа.

В метро было достаточно шумно и разговаривать удавалось плохо, все ждали выхода на улицу. Компания доехала до пункта назначения. Погода стояла чудесная и ребята направились в Александровский сад. Проходя мимо Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата, они остановились посмотреть смену почетного караула. Маша видела это по телевизору, но вживую это произвело на девушку гораздо больший эффект. От почетного караула всех оторвала Алиса, вспомнив, что так и не получила развернутый ответ: «Откуда Артем знает Марусю и как он её здесь нашел, если она ему не говорила где и когда будет?» Второй вопрос волновал и Марусю.

Не заставляя долго ждать любопытных сестренок, Артем купил всем мороженое и, присев на свободную лавочку в тени сада, рассказал, что последовал Машиному примеру, купил билет и поехал в Москву к родственникам. Вот только в отличие от Маши забыл с ними созвониться, а когда приехал, оказалось, что они буквально пару дней назад уехали в отпуск и вернутся в лучшем случае через пару недель. И так как других родственников у него нет, да и денег в кармане не густо, то он решил закончить свое путешествие и вернуться домой. По пути на вокзал они его и встретили.

«Поехали с нами, – вдруг сказала Алиса, – остановишься у нас, места всем хватит, с мамой я договорюсь, она не будет против, а через неделю Маша едет домой, тогда и ты поедешь, вдвоем в дороге веселее да и спокойнее». После этих слов удивленным стал взгляд не только у Маруси, но и у Артема.
«К тебе домой? Уверена? Вернуться с Машей? – уточнил Артем, внутренне ликуя подвернувшейся удаче, - Маш, ты не против?» Маруся, не ожидавшая такого поворота событий, вначале даже расстроилась, но разумные доводы сестры её успокоили, и она согласилась.

Нагулявшись по шумной Москве, ребята дружной компанией вернулись домой. Дверь открыла Алисина мама – Полина Федоровна. «Мама, не удивляйся, пожалуйста и не ругайся. Это наш новый друг Артем, точнее Машин старый друг, это у меня он новый. Он из того же города, что и Машуля. Он в Москву к родственникам приехал, но они уехали, в общем, ему остановиться негде. Можно он поживет у нас несколько дней? – Алиса выпалила все это на одном дыхании и уже хотела было войти в квартиру.

«Ничего не поняла, но проходите, будем разбираться. Добрый вечер, молодой человек, а Вашу маму случайно зовут не Татьяна Степановна?» – внимательно разглядывая неожиданного гостя и отходя в сторону, чтоб компания могла войти, спокойно произнесла Полина Федоровна. Девочки перевели взгляд на Артема. Он, несколько опешив, медленно кивнул. Время удивляться наступило теперь и для него. Именно так звали его маму, но откуда это могла знать мама Алисы, живущая здесь, в Москве? Даже если предположить, что они каким то чудесным образом знакомы, то как она узнала, что он её сын?

Вопросов за день накопилось больше, чем ответов. Полина Федоровна отправила всех мыть руки, предложив «попить чайку», за которым они смогут поговорить и все выяснить, а сама направилась на кухню включить подогреть чайник.

Веселая компания, медленно отходя от очередного шока, направилась выполнять распоряжение хозяйки. После нехитрой процедуры в ванной все разместились за большим круглым столом. Чайник к тому времени уже подоспел. Пирожное, купленное ребятами в ближайшей кулинарии, пришлось как раз кстати.

Алисина мама держала интригу. Сначала она попросила Артема повторить для неё историю его приезда и встречи с девочками. Они мило беседовали. Она задавала какие-то маловажные, по мнению девочек, вопросы Артему, тот в свою очередь отвечал. Наконец терпение Алисы закончилось: «Мама! Ну сколько можно! Ну не тяни, пожалуйста! Откуда ты знаешь, как зовут его маму?»

Полина Федоровна одарила всех довольной улыбкой.
Оказалось, что она родилась и выросла в том же городе, где сейчас живет племянница. Артем очень похож на девушку, с которой Полина Федоровна училась в одном классе. Её звали Татьяна – Татьяна Степановна. Потом Полина вышла замуж за военного и уехала с ним по распределению. Долгое время девушки переписывались и созванивались. Полина Федоровна знала, что у Татьяны родился сын, и она назвала его Артем, даже видела его один раз, но совсем маленьким, когда приезжала в гости. Дальше оставалось только сложить одно с другим. Все были под впечатлением от этого дня.

Оставшийся вечер, как и последующие пять дней пролетели незаметно. Маруся, как и обещала, звонила по вечерам маме. Днем ребята выезжали гулять по городу, вечером собирались за ужином делясь впечатлениями и слушая интересные истории из школьной жизни Полины Федоровны.

Билеты домой Маруся и Артем купили еще в день встречи. И вот сейчас, попрощавшись с гостеприимными родственниками Маруси, они сидели в купе напротив друг друга. Поезд мчался в сторону дома, чудесные и невероятные Московские каникулы подходили к концу. Маруся почти заснула, когда Артем решился заговорить с ней. Он очень бережно взял её руку и попросил выслушать не перебивая. Девушка ожидала, что подобный разговор может состояться и всячески старалась этого избежать. До этого момента ей это удавалось, но сейчас бежать было некуда. Единственным вариантом не принимать сейчас какого-то решения и не отвечать, который Маруся нашла для себя, было продолжить спать или хотя бы притвориться, что спишь, как можно дольше.

Она не была уверена в своих чувствах. Артем был симпатичным и очень милым по отношению к ней, но сердце почему-то молчало. Другое дело – дружба. Когда она думала об Артеме как о друге, все вставало на свои места. И вот Артема как друга она терять не хотела, так же, как и ранить его сердце. Поезд мчал их домой. Маруся не открывала глаза, стараясь дышать ровно и медленно, чтоб Артем поверил, что она заснула, надеясь потом как-нибудь выкрутиться из этой щекотливой ситуации.
На вокзале Марусю ждала мама. Проводив их до автобуса, Артем уехал домой.

***

Тридцать лет пролетели, как один день. Более преданного и надежного друга сложно было представить. Со временем детали истории забылись. Но Маруся много раз благодарила судьбу за чудесный подарок и даже считала Артема не просто другом, а скорее своим Ангелом-Хранителем.

Звонок раздался вечером накануне, тихий голос общего друга насторожил, а после и совсем выбил из колеи. «Привет, – сказал Макс, – можешь говорить? Ты ведь знаешь, что Артем тяжело болел? Его больше нет с нами. Прощание завтра». Его неловкое продолжительное молчание после этих слов взорвало пространство. Маруся отключила телефон, силы куда-то ушли. Она села на самый краешек дивана, сознание отказывалось принимать сказанное, вокруг образовался какой-то провал, огромная пустота. Казалось, мир замер перед мгновением, которое изменит его, разделит на до и после.

Ночь прошла и наступило завтра. Погода плакала. Уже в который раз, как заметила Маруся, когда она прощается с близким ей человеком, погода грустит вместе с ней. Вот и сейчас среди зимних холодов наступила оттепель, как будто Ангел-Хранитель, прощаясь, пытался напомнить ей счастливые Московские каникулы.


Рецензии