Ч. 186 Гибель кораблей и людей

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/07/11/349

Как это случается довольно часто, дети не оправдывают ожиданий родителей. 18 мая 1836 года Лазарев написал Алексею Антиповичу Шестакову, что посадил его сына на гауптвахту. Но при этом добавил, чтобы успокоить отца: «На гауптвахте не беда, прослежу, чтобы не отразилось на службе».
 
Что представлял собой мичман Николай Шестаков, можно судить из письма  Лазарева отцу мичмана: «лжёт, не краснеет, не совестится, должен лакеям, лавочникам, трактирщикам, отказывается, когда показывают расписки, не краснеет, должен Ванюшке Александра Павловича 300 рублей, о чём Авинов даже не знал, две серебряные ложки, которые ты отпустил с ним, продал, куда дел деньги, неизвестно».

(Александр Павлович Авинов, о котором упоминается, был контр-адмиралом, командиром 2-й практической эскадры – прим.автора).

Михаил Петрович пытался перевоспитывать сына своего друга. Он назначил Николая на тендер «Луч», которым командовал лейтенант Панфилов, проявивший себя как умелый и требовательный командир.

Однако Александр Иванович уже через месяц высадил Николая Шестакова на берег и сказал, чтобы тот никогда больше на его корабле не появлялся, после чего отправился к Лазареву с просьбой освободить его от такого офицера.

Интересно, что Лазарев в том, что Николай Шестаков так себя вёл, обвинял не родителей, воспитавших такого сына, а Крузенштерна, называя того «бабой слабой, бесхарактерной». После гауптвахты, которая никакого воспитательного воздействия на Шестакова не оказала, Лазарев отправил мичмана в Абхазскую экспедицию.

Там он переходил с корабля на корабль, командиры старались избавиться от этого офицера под любыми предлогами. В 1839 году Николай Шестаков заболел и умер. Его братья, Дмитрий и Иван, оказались людьми с другими характерами и нравственными качествами.

Михаил Петрович Лазарев добросовестно старался воспитать из тех, кого он опекал, отличных моряков и командиров. Он уделял большое внимание гардемаринам, проходившим практику на Черноморском флоте, сам составил для командиров кораблей, на которых находились практиканты, инструкцию по обучению гардемаринов.

Лазарев лично принял участие в действиях по занятию побережья Кавказа, в организации десантов, переброске войск. Перед высадкой десантов корабли эскадры под его командованием проводили артиллерийскую подготовку, не давая возможности черкесам вступить в рукопашный бой с высаживаемым десантом.

Деятельность Лазарева была разносторонней и в области кораблестроения, когда он спохватился, что нужно строить паровые корабли. Он заботился об  укреплении главной базы Черноморского флота, Севастополя,  и старался улучшить бытовые условия экипажей на берегу.  Перечислять можно долго.

Адмирал, без сомнения, был прекрасным администратором. К сожалению, равной ему по масштабу личности, когда началась война, не оказалось. Корнилов, Нахимов и другие адмиралы оказались гораздо слабее своего учителя во всех отношениях, что и показала Крымская война.

В тридцатые годы основным поставщиком артиллерийских орудий для кораблей Черноморского флота был олонецкий Александровский завод. В связи с постройкой 120-пушечных кораблей потребность в орудиях возросла, завод работал на пределе своих возможностей.

Руду добывали весьма примитивно: из болот и небольших озёр спускали воду, обнажившуюся руду добывали лопатами или широкозубыми вилами. Со дна больших озёр руду поднимали черпаками на плоты, доставляли на берег, складировали в кучи, сушили и обжигали.

Александровский завод был казённым предприятием, на котором работали приписные крестьяне.

В 1838 году Черноморский флот понёс большие потери. В ночь с 30 на 31 мая в сильнейшую бурю погиб фрегат «Варна», стоявший на якоре напротив укрепления в устье реки Сочи. Огромные волны прижали корабль к берегу.

Из укрепления прислали отряд для спасения людей и охраны от черкесов. Из 334 человек экипажа фрегата  погибли 17 матросов.  Фрегат разбило о камни.

В ту же ночь и на том же рейде разбился корвет «Мессемврия». Его отнесло на две версты от укрепления и выбросило на берег. Когда экипаж приступил к спасению, на моряков напали горцы.

В рукопашной схватке погибли шесть матросов, а лекарь Иван Чернявский и ещё шесть матросов пропали без вести. В плен черкесы захватили лейтенанта Аполлинария Зорина, штурмана Аполлона  Горюшкина, юнкера Филатова и восьмерых матросов. Команда корвета насчитывала 182 человека. Спас моряков отряд, прибывший из укрепления.

Через несколько месяцев лейтенанта и штурмана выкупили за двести пудов соли, на остальных соли не хватило. Судьба их неизвестна. У них было только два варианта: принять чужую веру и сражаться против своих, либо быть проданными контрабандистам, а те затем продавали их в рабство туркам.

Чаще всего дезертиры с кораблей, бежавшие в Константинополе и такие бедолаги, как попавшие в плен, оказывались потом на медных рудниках в Трапезунде.

Аполлинарий Александрович Зорин впоследствии геройски воевал при обороне Севастополя, стал вице-адмиралом.

А вот судьба двух его сыновей оказалась несчастливой. Младший погиб при крушении фрегата «Александр Невский», а старший, командир корвета «Витязь», был признан виновным в крушении корабля и покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову.

Военный пароход «Язон» в ту ночь стоял на якоре напротив форта Вельяминова в устье реки Туапсе. Пароход выбросило на мель, било о камни. Погибли лейтенанты Григорий Данков и Пётр Бефани, мичман Пётр Горбаченко и 38 матросов. Спаслись командир, лейтенант Яков Филиппович Хомутов и 27 матросов, два из них вскоре умерли от ран.

Помимо военных кораблей, погибли пять зафрахтованных купеческих судна. В ту злополучную ночь вместе с «Язоном» погиб бриг «Фемистокл». На нём погибли два человека, остальные спаслись. Высланный из укрепления отряд помог переправиться через разлившуюся реку Туапсе.

Тендером «Луч» командовал лейтенант Александр Иванович Панфилов. Тендер выбросило на камни. На берегу команду атаковали черкесы. Отбивались обломками вёсел и камнями. Командир тендера покинул его последним.

Оставался на корабле только один больной матрос, который боялся войти в бушующие волны. Панфилов, не обращая внимания на боль в сильно ушибленной при крушении ноги, взвалил матроса себе на спину и вынес на берег.

Моряков спасло то, что черкесы отвлеклись грабежом  брига «Фемистокл». Утонули два матроса, один был убит черкесами, тяжело ранены были четыре человека, остальные имели ушибы разной степени тяжести.

Более подробно об этом можно прочитать там, где я рассказываю о Григории Ивановиче Бутакове   http://proza.ru/2013/03/28/1279. Там же погиб тендер «Скорый», но с помощью солдат из укрепления вся команда перебралась на берег без потерь.

Погиб и военный транспорт «Ланжерон». С помощью солдат из гарнизона укрепления удалось спасти людей без потерь. На докладе Меншикова об этой трагедии Николай I написал:

«Офицерам объявить благоволение в приказе за благоразумные меры при спасении своих экипажей, и им и нижним чинам выдать полугодовое жалованье. — Г. А. Лазарева благодарить за деятельность принятых по сему случаю мер и обратить его внимание, нет ли возможности спасти фрегат и корвет». (Г.А – это аббревиатура звания генерал-адъютант – прим. автора).

Продолжение http://proza.ru/2021/07/14/429


Рецензии
Написал рецензию под рецензией другого автора, за что приношу извинения обоим.

Иван Наумов   15.07.2021 06:27     Заявить о нарушении
Мелочи жизни, Иван. Я рад вашему вниманию.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   15.07.2021 09:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.