Ну, капский заяц, погоди!

Хотя иероглиф в виде зайца из древнего египетского алфавита читался как слог «ун», известно, что этого зверька при фараонах называли «секхат», а у коптов он «сарагуш» («салагуш»), что является искажённым персидским словом. До сих пор в Египте можно увидеть не меньше четырёх подвидов капского, или бурого зайца (Lepus capensis). В древности с ним вместе мог вполне встречаться и заяц Уайта (Lepus crawshavi/whytei), ныне обитающий очень далеко к югу от Египта, в экорегионе Сахель. Таксономическая «родословная» пустынных зайцев до сих пор запутана не хуже, чем заячий след в песчаных дюнах, и в ряде источников капского зайца охотно смешивают с азиатским толаем. И они действительно во многом схожи.

В сценах охоты на древних памятниках убегающие или схваченные как добыча зайцы – обычное дело, но они, как видно, не считались очень уж завидным трофеем. Быть может, такая мелкая и заурядная дичь затем попадала на стол рабов да холопов, а то её и вовсе кидали господским псам, отличившимся на охоте. Во всяком случае, заяц редко бывает показан как дар в руках участников процессии, несущей жертвы к алтарю. На всех изображениях капский заяц безошибочно узнаётся по исключительно длинным ушам (они составляют около трети длины головы и тела зверька) и по своеобразному окрасу.

Так же, как и у мангуста и хауса, у капского зайца «рябой» мех очень неопределённого цвета, идеально маскирующий его на фоне неуловимо изменчивого в дрожащем мареве ландшафта. Он весь русый, но с ярко выраженным буро-охристым налётом. Его спина и голова усеяны чёрными пестринами, и на фоне подпалин всё это складывается в чёткие, но неровные полоски из пунктиров. В течение года, во время сезонных линек цвет мех может стать пепельным. Да и без того окраска внутри популяции варьирует от палевого и сизо-бежевого до бурого. Художники всякий раз по-разному изображают этого лопоухого хамелеона.

Ареал выносливого пустынного зайчика охватывает не только Африку (за исключением запада этого континента) и Аравию, но и не менее знойные, да ещё и в придачу с суровой зимой территории Азии. Его можно встретить в Иране, Пакистане, Афганистане, Индии, Монголии, Китае, Туркмении, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане… Он живёт осёдло, кочуя лишь время от времени в поисках новых угодий. В стаи (до тридцати особей) капские зайцы сбиваются лишь зимой, во время гона. Нор, подобно кроликам, они не устраивают даже для вывода потомства, которое не назовёшь беспомощным. Бойкие зайчата в случае угрозы могут иногда юркнуть в нору какого-нибудь крупного грызуна.

А взрослый заяц отдыхает и прячется в обычных ложбинах под сенью куста. Он по ясной причине предпочитает активничать в сумерки и даже ночью, и лишь попав в прохладу высокогорья (как на Тянь-Шане) или лесов, малость меняет свои привычки. Горно-лесной пояс с его обилием пищи вообще рай для этих зайцев, да и не только для них. А вот в засушливом регионе особо не разгуляешься. С конца зимы и весной можно спуститься к пойме и лакомиться на лугах сочными корнями и луковицами ярких эфемеров. Но летом, когда зной и горячий ветер сожгут всё дотла, придётся грызть горькую полынь да сухие пустынные злаки, глодать кору колючих акаций.

В связи с узостью нильской долины однажды теснота жизненного пространства могла дать о себе знать, и «отряд» капских зайцев мог бы очутиться на поле или бахче египтянина. Но они явно не нанесли бы такого урона, как орды саранчи, мышей или воробьёв, не говоря уже о визите семейки бегемотов. О какой-то там войне с зайцами египетских хлеборобов или садовников нечего и говорить. Уже с додинастической эпохи заяц под именем Уну (Венену) – один из аватаров Ра, а позже и бога возрождения Осириса в его форме Уннефер («Сущий во благости» – отсюда и имя Онуфрий, однажды попавшее в русский язык). Имя «Уннефер» – самородный ребус из тех, что очень любили древние египтяне.

«Ун» в его составе означает «быть», «являться», «пребывать», но это передано на письме знаком в виде зайца, про которого говорили с восхищением: «Уну», то есть «вскочивший высоко». «Ну и ну» словом, а заодно и «ну погоди!». Роль зайца в религии эпохи фараонов была, в общем-то, довольно скромна. И она оставалась таковой даже во времена неистового бума тотемизма и анимализма в Поздний период. В культовом центре богини Унут, супруги Уну (Венену), в Хемену (Гермополе) не делали вотивных мумий из зайцев, но это и к лучшему. Ажиотаж вокруг заячьего аватара не вышел за пределы нома Унут (Округа Зайца), хотя богиня-зайчиха также покровительствовала и Фивам, столице Египта.

Но, впрочем, облик и роль богини Унут всё же довольно зыбки, и она не была изначально облачена в заячью шкурку. Её первый аватар – змея, молниеносно атакующая ядовитая рептилия. Её называли – «Быстрая». Но заяц – тот тоже быстрый, и иной раз бывает быстрее кобры. В ходе иконографической трансформации Унут стала однажды дамой с заячьей головой, что не умалило её чести. С головами зайцев изображали и некоторых стражей арит (врат на пути в загробный мир), и это были суровые зайцы с кинжалами. В рукописных кодексах средневековой Европы тоже будет модно изображать ради сатиры кротких зверьков с оружием в лапках.

Но там это будут, в основном, кролики, которые в Африке изначально не водились. В Египет «двоюродные братья» зайцев попали уже очень поздно, и связывать их с культом богини Унут, как это делает, к примеру, Р. Уилкинсон, не стоит. Он же видит в голове зверя, венчающего посох власти «уас» не шакала или животное Сета, а пустынного зайца. И Фивы, одной из богинь которых была Унут, собственно по-египетски назывались «Уасет» («Висе»). В истории был лишь один фараон, взявший имя в честь Унут – это Унас (Венис) из V-й династии, великий и ужасный «каннибал». С конца Древнего царства образ Унут сливается с иконографией разных персонификаций грозного Ока бога Ра.

Унут в этой связи совершенно спокойно стали изображать также и в виде львицы либо даже урея, что вернуло её к изначальному прототипу. Уже начиная с Первого междуцарствия её культ был поглощён другими, и без того ранее первостепенными культами Тота и Огдоады (Великой восьмёрки богов). В образе хмеры, аватара бога Сета, в своё время слились самые разные существа из пустыни. По одной из теорий, был среди них и заяц, от которого бог бури и мятежа «унаследовал» уши. В VI номе Юга одним из культовых центров Сета был город Уну (этот топоним писали с «зайцем», как и название XV южного нома).

Но всё же амулеты в виде зайцев продолжали делать, в том числе ещё и в эпоху Птолемеев, когда догмы египетской веры отвели Сету роль «дьявола», ведь с одним только зайцем его и не связывали. И до конца роль Сета как защитника Ра от змея Апопа даже тогда не была забыта. В одной из сцен на рельефах Эдфу Сет убивает Апопа, будучи в двух лицах. Головы у этих двух его ипостасей подозрительно "заячьи". Отца основателя эллинистической династии в Египте, как это известно, звали Лагом (что значит «Заяц»). Но, кажется, ни один из Лагидов не проявил рвения к тому, чтобы возродить с новой силой культ Унут.

Одно из последних крупных изваяний в честь Унут из Арманта (Гермополя Великого) выполнено в виде львиноголовой дамы с солнечным диском и уреем на голове. (Лувр, N 4535). Её уже не отличишь от Сехмет или Тефнут. В то же время на ура расходились у населения и фигурки фаянсовых или агатовых зайчиков. Хотя бы в мелкой пластике Унут ещё оставалась верной себе. В античной традиции заяц был связан с культом Диониса, в Египте нашедшего условное тождество в лице Осириса. Его образ в искусстве не был отвергнут даже в христианскую эпоху. Заяц часто встречается на тканях, керамике и замысловатой храмовой резьбе коптов.

В сочетании с богатством растительных мотивов, у многих из которых корни идут из глубокой древности, эти зверьки являли собою символ жизни, вечного возрождения и бескрайней плодовитости. Весьма часто зверёк этот показан грызущим виноград. Едва ли пустынный заяц когда-либо наносил урон египетским садам с их высокими оградами. Заяц с виноградной гроздью – одна из аллегорий изобилия даров щедрой природы. И Плутарх, и Гораполлон утверждали, что пиетет египтян к зайцу основан на восхищении его скоростью и вечной бдительностью. Якобы большие, золотисто-ореховые глаза зверька всегда широко распахнуты. Он никогда не спит и всегда готов вскочить и умчаться вдаль со скоростью ветра.

На снимках: капский заяц в укрытии; древний египетский амулет в виде зайца, вырезанный из агата (аукцион Таймлайн, лот № 0013); охотники с добычей, в том числе и зайцами, которых несут прямо за уши: фрагмент росписи с разбитой стены из гробницы Небамона (Подлинник. Британский музей, инв. № EA 37980).

Источники:

Арнольд Доротея. Египетский бестиарий. Вестник Музея искусств Метрополитен, весна 1995 г./Dorothea Arnold. An Egyptian Bestiary. The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Spring, 1995

Тэйлор Я.Р. Разбор иконографии Сета/Ian Robert Taylor - Deconstructing the iconography of Seth, Birmingham, University of Birmingham, 2016. A thesis submitted to the University of Birmingham for the degree of Doctor of Philosophy.

Страндберг Аза. Газель в искусстве Древнего Египта: изображения и значение./Strandberg, ;sa. 2009. The Gazelle in Ancient Egyptian Art. Image and Meaning. Uppsala Studies in Egyptology 6. 262 pages, 83 figures. Published by the Department of Archaeology and Ancient History, Uppsala University. xviii +262 pp.

Андерсон Дж. Зоология Египта. Том 2. Млекопитающие./Anderson John. Zoology of Egypt. Volume 2. Mammalia ( London : B. Quaritch, 1902). Harvard University, Museum of Comparative Zoology, Ernst Mayr Library

Громов И.М., Ербаева М.А. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Зайцеобразные и грызуны. СПб.: ЗИН РАН. 1995 г.

Уилкинсон Р. Боги и богини Древнего Египта/Richard Wilkinson: The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. London, Thames and Hudson, 2003.

Хорнунг Э. Концепция Бога в Древнем Египте: Единый или множество/Erik Hornung, Conceptions of God in Ancient Egypt: The One and the Many. Cornell University Press 1996

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Издательство: Петро-РИФ (Санкт-Петербург). Серия: Древний Восток: Религия. Мифология. Культура. Год издания: 1993

David R. Smith. Parody and Festivity in Early Modern Art: Essays on Comedy as Social Vision. Routledge, 5 июл. 2017 г. - Всего страниц: 220

Лукарелли Р. Демоны-стражи из Книги Мёртвых./Rita Lucarelli. The guardian-demons of the Book of the Dead. British Museum Studies in Ancient Egypt and Sudan 15 (2010): 85–102

Коптско-английский словарь/Coptic English Dictionary. Compiled with the halp of many scholars. By W.E. Crum. © Oxford University Press, 1939

Толмачева. Е.Г. Древнеегипетские образы в коптском христианстве: к проблеме интерпретации. Статья в сборнике трудов конференции (Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М.Э. Матье и М.А. Коростовцева. 2001 "История и культура Древнего и раннехристианского Египта", Москва, 13–15 декабря 2000 года)

Мещерский Н.А. Египетские имена в славяно-русских месяцесловах//Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М. С. 1979 г.


Рецензии