О стеклянной голове

Музей Михо (Япония, префектура Сига)

Эпоха Нового царства в Египте, XVIII династия (1400 – 1350 гг. до н.э.). Голова фараона (быть может, Аменхотепа III) из синего стекла (смальты). Её собрали вновь из трёх крупных и ряда мелких осколков, и для полной картины не хватает ещё как минимум двух. Размеры самого крупного из фрагментов: высота – 16,8 см., ширина – 16,2 см., а толщина – 10,5 см. В глазных ямках чёрное стекло и белый камень (быть может, алебастр?).

Трёхмерное изваяние из стекла, да ещё таких размеров и от такой глубокой древности – редкая и уникальная находка. Ко всему прочему, эту голову фараона, по данным экспертизы, делали методом литья, тогда как обычно древние египетские мастера вырезали из смальты фигуры, как из ювелирного камня. До сих пор многие источники сходились на том, что в имперском Египте не знали ещё ни литого, ни дутого стекла. Хотя А. Эрман и принял ряд сцен из гробниц за показ выдувания шаров из зелёного стекла.

Он отличает обычное стекло от смальты, но неверно именует египетскую смальту пастой и даже эмалью и думает, что египтяне выдували стекло уже в эпоху Среднего царства. Но твёрдые доказательства есть лишь для литого стекла. Голова фараона (быть может, часть статуи) была изготовлена по частям в технике потерянного воска. Такой же способ был в ходу у ваятелей, работавших с металлами. Голову и, отдельно, корону лепили из воска, а затем эти модели покрывали слоем огнеупорного вещества и, оставив отверстие для стока воска, ставили заготовку в печь.

В результате обжига получалась полая твёрдая термостойкая фигурная форма, которую ставили в другую печь, с воронкой-колодцем внутри, в которую сверху на форму насыпали стеклянную крошку. Когда печь раскалялась, расплавленное стекло само аккуратно стекало в отверстие формы, заполняя её. Вынутый из остывшей скорлупы формы слепок нужно было ещё чуток огранить и отполировать до глянца, а затем, соединив все детали скульптуры, ещё и приладить инкрустации. Не только глаза, но и бородка (если это голова фараона) и корона могли быть, в общем-то, и не из стекла, но теперь наверняка не скажешь.

Для их идеального крепления в хрупких стеклянных деталях просверливали тончайшие каналы, куда вставляли ещё более тонкие штифты из дерева и заливали клей (это могли быть смола или битум). Во II-м и даже в I-м ещё тысячелетии стекло было предметом изысканной роскоши. В подавляющем большинстве случаев его либо точили и гранили, как самоцвет, либо обращали в вязкую массу, из которой с помощью прута с насадкой можно было что-то вылепить. Трёхмерные литые работы в это время явно были ноу-хау. Не считая экземпляра из Михо все они – крохотные.

В том числе есть и две царские головы с утончёнными, очаровательными лицами: одна, изображающая всё того же Аменхотепа III, хранится в музее Галуста Гюльбенкяна (№ 139), а другая – в Музее стекла Корнинга (№ 79.1.4). В то время как вазы, сосуды и флаконы сформованы из чрезвычайно нарядного пёстрого слоёного стекла, отлитые вещицы монохромны. В случае создания образа фараона или божества был предпочтителен священный цвет неба и лазурита. В сырьё для варки стекла заранее добавляли соединения кобальта, меди или железа, дающие разные оттенки такого цвета.

За тысячи лет и при попадании в особенно скверные условия яркое стеклянное изделие вначале покрывается трещинами, а потом и раскалывается. А его яркий и насыщенный цвет не только тускнеет, но даже может совсем исчезнуть. Та миниатюрная царская голова, что хранится в музее Лиссабона, вся стала песчано-буроватой. Таков итог далеко зашедшего зловредного процесса расстеклования. Экспонат в Михо всё ещё лазурный, однако и на нём есть и трещины, и белёсые пятна. Он тоже медленно разрушается.

Усечённый тут и там, словно ясная луна облаками, точёный лик с огромными миндалевидными глазами кажется исполненным скорби. Этот синий ангел знает: ничто не вечно. У исследователей есть большие сомнения в том, что даже в I-м тысячелетии до н.э. имели место быть статуи в полный рост целиком из стекла. Такого рода скульптуры скорее всего состояли из комбинации разных материалов, собранных воедино так точно, что комар носу не подточит. Голова из Михо в своё время могла сидеть на плечах даже деревянного изваяния.

На эту мысль может натолкнуть обилие инкрустаций для статуй и антропоморфных гробов, сделанных из стекла. Даже от римской эпохи число найденных и описанных в каталогах фрагментов статуй из стекла (например, копий знаменитых работ, императорских голов) ничтожно. Так что сам факт сотворения египтянами во времена зенита славы их страны головы из стекла почти что в натуральную величину – громкое открытие, особенно значимое для истории стеклоделия. А Египет вновь доказал своё право быть причисленным к авангарду цивилизаций, подаривших миру начала наук и множество ценных изобретений.

На снимках: голова фараона из синего стекла в японском музее древних изысков и редкостей Михо; миниатюрная голова фараона Аменхотепа III из тёмно-синего стекла в музее Галуста Гюльбенкяна (Португалия, Лиссабон, инв. № 139); столь же крошечная стеклянная голова фараона Аменхотепа II, совершенно обесцветившаяся, в Корнингском музее стекла (США, инв. № 79.1.4); искусственные глаза - инкрустации для антропоидных гробов либо статуй из стекла в сочетании с поделочными камнями: из американского музея Джона Пола Гетти (инв. № 2003.154), из английского музея египетской археологии Питри (инв. № UC.22248) и Бруклинского музея (инв. № 37.1951E).

Источники:

Перков Сергей и Баерс Стивен. Статья «Разрушение поверхности стекла: Неизбежность или контролируемый процесс?» в Ritec International Limited (2001 г, выпуск № 2). Литература: 1) Музей Стекла в Корнинге. Обучение. Свойства Стекла: Химические www.cmog.org/index.asp?pageId=7162. 2) EMPAAbteilung 136 Коррозия и Защита Поверхности, Искусственное Выветривание и Старение.
Источники:

Куни Джон Д., Стеклянная скульптура в Древнем Египте/John D. Cooney, "Glass Sculpture in Ancient Egypt," JGS 2, 1960, pp. 10-43.

Гольдштейн Сидни М., Уникальная королевская голова/Sidney M. Goldstein, "A Unique Royal Head," JGS 21, 1979, pp. 8-16.

Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Издательско-торговый дом «ЛЕТНИЙ САД» Журнал «НЕВА» Санкт-Петербург, 2000 г.

Эрман Адольф. Государство, армия и общество в Древнем Египте. М.:ЗАО Центрполиграф, 2008 г.

Статья доктора наук Сидни Меррилл Голдштейн для каталога музея Михо https://www.miho.jp/booth/html/artcon/00002521e.htm


Рецензии