Ласка александрийская

В ряду священных созданий египетской мифологии ласке явно не нашлось места, или же проблема в том, что миниатюрного, проворного зверька трудно отличить на древних изображениях от мангуста. В конце концов, того же мангуста часто принимают за выдру, которая вообще не обитала и не обитает в египетской долине Нила. Так или иначе, хотя Тураев и Брестед упоминают «вороватую ласку», она остаётся персоной малоизвестной и даже сомнительной. На землях Ближнего Востока ископаемые остатки ласок датированы доисторическим периодом голоцена; в частности, в Иерихоне, Вирсавии и Галилее они обитали уже 11000 лет тому назад, и оставались там ещё 5000 лет тому назад до рокового итога наступления великой засухи. С тех самых пор на ближневосточной территории ласки, и то крайне редко, попадаются лишь в Ливане. И было, на самом деле, чудом, что на североафриканском побережье и в Египте сохранились её малые, реликтовые популяции.

Ласка африканская (Mustela nivalis numidica, нумидийская, серая, атласская) в наше время обитает в Алжире, Марокко, Тунисе, оазисах северной окраины Сахары и в нижней части египетской долины Нила на территории между Бени-Суэйфом на юге и регионом Дельты, включая Александрию, на севере. В античности египетская ласка, как эндемик выделенная в особую расу (subpalmata), была известна как александрийская (в демотике – «ракет», от народного названия Александрии – «Ракотис»). А, кроме того, исследователи едва ли не в один голос утверждают, что в другие страны Северной Африки ласку «завёз» человек, или же она сама увязалась за ним, ибо давно замечено, что её мелкие и разрозненные стайки уже не могут выживать без связи с центрами людской цивилизации. И, очевидно, именно образование и рост первых человеческих поселений спас некогда в разных североафриканских уголках ласку от неминуемой гибели. В естественной среде обитания ласка вполне может прокормиться тьмой всевозможных насекомых, мелкими пташками и рыбёшкой, но этот хитрый, юркий и подвижный как ртуть зверёк всё равно заведомо мельче, слабее и уязвимее того же мангуста, а тем более дикого камышового кота или генетты.

И по этой причине норовит проныра навестить кишащие мышами амбары земледельцев. Так же, как и с трепетом почитаемый древними египтянами мангуст, ласка уничтожает тех змей, что ей по силам, и мелких ящериц, а иногда ест и лягушек. Ей не стоит ничего прошмыгнуть в какое-либо здание, где можно урвать хотя бы и объедки с человеческого стола. Но, что греха таить, может она и в курятнике «дел натворить». Ласка, этот, по словам чудовищного Сальватора из «Имени Розы», «невеликий зверь, премилый, ростом малым-мало выше мыши», в поисках еды положительно может пролезть сквозь игольное ушко. В условиях Египта ласка выводит потомство в декабре, то есть, в период прохлады, относительной влажности и стабильного изобилия пищи. В древности это время соответствовало сезону Всходов, но в наше время, как известно, благодаря высотным плотинам, Египет перешёл на круглогодичный сельскохозяйственный цикл. А вот ласка сезонным привычкам не изменяет.

У африканской ласки, в отличие от северных представителей семейства куньих (вроде сибирского соболя) нет особенно шикарной шубки – ведь спасаться от лютой стужи ей не нужно. Её короткий и лёгкий светло-ореховый мех не имеет решительно никакой ценности. И, однако, над лаской может однажды нависнуть угроза от человека, разгневанного её вылазками за цыплятами или гусятами. Хотя религиозный статус ласки у древних египтян очень смутный, на ласок, очевидно, точно так же, как на удодов и ласточек, охотились колдуны, бабки-ворожеи и просто суеверные люди. В магическом демотическом папирусе Лондон-Лейден на полном серьёзе было рекомендовано желчь этого зверька тайно подмешивать в еду то как сонное зелье (XXIV.6), то как яд (XXIV.9).

Источники:

Кингдон Дж., Д. Хаппольд, Т. Бутински, М. Хоффманн, М. Хаппольд и Дж. Калина (ред.). Млекопитающие Африки (6 томов). Bloomsbury Publishing, Лондон, Великобритания, 2013/Kingdon, J., D. Happold, T. Butynski, M. Hoffmann, M.Happold, and J. Kalina (eds.). Mammals of Africa (6 volumes). Bloomsbury Publishing, London, United Kingdom, 2013

Гриффит Ф., Томпсон Герберт. Демотический магический папирус Лондона и Лейдена. Лондон, 1904 г./Griffith F.L., Thompson H. The demotic magical papyrus of London and leaden. London. H. GREVEL & CO.

Мазин Б. Кумсие. Млекопитающие Святой Земли/Mazin B. Qumsiyeh. Mammals of the Holy Land. Texas Tech University Press, 1996

Эванс Линда (Университет Маккуори, Австралия). «Выдра или мангуст? Толкование свидетельств из живописных сцен на стенах/Linda Evans (Macquarie University). Otter or mongoose? Chewing over the evidence in wall scenes. Egyptian Culture and Society: Studies in Honour of Naguib Kanawati, 2010

Брестед Д., Тураев Б. "История Древнего Египта". Минск, АСТ, Харвест, 2006 г.


Рецензии
"Хотя религиозный статус ласки у древних египтян очень смутный, на ласок, очевидно, точно так же, как на удодов и ласточек, охотились колдуны, бабки-ворожеи и просто суеверные люди" Увы, речь не об египтянах, о нас. Главное достоинство животных и растений - утилитарное. С улыбкой

Юрий Панов 2   13.07.2021 16:49     Заявить о нарушении
В случае египтян даже главное достоинство так называемых священных животных - утилитарное. Боги их использовали как аватаров, а люди - как средство связи с богами в виде вотивного дара. Их участь была на самом деле по большей части ужасна.

Екатерина Боталова   13.07.2021 18:44   Заявить о нарушении