Костер пионерский

198.. годы  быль                песнь Михайлюты Сергея

Ах, друзья!
           В пионерском детстве было очень много замечательно-хорошего:
-пионерский горн и пионерский барабан;
-торжественные линейки, - которые были действительно для нас торжественными;

-всевозможные коллективные игры и соревнования;
-сбор металлолома и макулатуры, что по свободе действий и азарту сравнимо разве с игрой в "казаки-разбойники";
- военно-патриотическая игра «Зарница»;
и много чего другого, что делало жизнь ребенка-пионера наполненной, радостной и счастливой.
      Но самое радостное, зрелищное, эмоциональное событие пионерского детства это пионерский костер.
19 мая в день ПИОНЕРИИ на центральных площадях городов и городков, после окончания всех торжественных мероприятий, когда солнце начинало закатываться за горизонт, зажигали пионерский костер.
          Хочу напомнить, а тем кто не знает, описать, что такое пионерский костер. Длинными -3-4 метра, жердями - стволами тонких деревьев устремленными вверх, диаметром внизу 2-3 метра выставляли, похожее на вигвам сооружение.
Леса не жалели и поэтому костер горел очень долго и в свете большого костра мы все играли, радовались, веселились.
          Но самая лучшая игра, которую все очень ждали - была игра «ручеёк», ведь во время игры можно было взять из "ручейка" девочку, которая тебе очень нравилась, и провести, крепко сжимая её ладонь в своей ладошке, под десятками сомкнутых и поднятых над тобой рук. А потом девочку выхватывал у тебя другой мальчик и уводил её в конец «ручейка» и ты опять бросался в туннель из рук, чтоб взять свою принцессу за ладошку на короткий, но радостный миг.
         В пионерских лагеря в последний вечер окончание смен, естественно, также загорался пионерский костер, хотя и не такой большой, как в городах.
         В летнем пионерском лагере «Алсу», принадлежащем Черноморскому флоту, но расположенному очень далеко от моря, отдыхали дети военнослужащих флота.
     Для транспортного и хозяйственного обеспечения пионерского лагеря на все лето прикомандировывали  транспорт:
- автобус, чтоб возить детей на море, санитарную машину - «буханка»- на всякий случай, самосвал для вывоза мусора и подвоза различных материалов, грузовую бортовую машину для подвоза продовольствия, фруктов, молока
- группу матросов, в основном водителей, во главе с мичманом.
Излишне будет говорить, что Политическим управлением Черноморского флота матросы срочной службы были отобраны, как на подбор - все старшины, дисциплинированы, отличники боевой и политической подготовки, а как по другому если вокруг дети.  Матросы учавствовали и в различных культурно-спортивных мероприятиях с пионерами.
          За 10 дней до окончания первой смены, директор пионерского лагеря строгая, но добрая Елена Трофимовна пригласила к себе командира воинского подразделения мичмана Михайлюту Сергея Павловича (С.П.) и вроде бы попросила, а как приказала: «Сергей Павлович! Скоро конец первой пионерской смены - надо подготовить пионерский костер, вы знаете, что надо делать?».
«Елена Трофимовна! Конечно знаю, я же из Балаклавы»,- и дальше Сергей Павлович пустился во вспоминания своего пионерского детства и о лучшем в Крыму пионерском костре,- прямо у моря,  на центральной площади Балаклавы - маленьком, но очень чудном городке вблизи Севастополя.
Только через час запал Сергея Павловича иссяк и директор поспешила высказаться: «Сережа, только не подведи».
Вечером С.П. собрал своих матросиков и поставил задачи по подготовке пионерского костра:
   первый день назначенная группа едет и набирает песок «и чтоб полная машина», чтоб сделать песочную засыпку и не расплавить костром, свежеуложенный асфальт на новой площадке;
      второй - четвертый день группа едет за очень дальний лесничий кордон, и рубит очень много-много тонких деревьев, очищает их от веток и оставляет сохнуть, чтоб костер горел хорошо и не дымил ("а завезем мы их в лагерь в день костра").
         Наступил первый день.
Группа во главе с С.П. с раннего утра отправилась за песком, но попытка набрать самосвал песка со всевозможных строек потерпела стойкую неудачу, а так как сосны в Крыму растут не на песке, а на скалах и песок в природе в окрестностях Севастополя не существует.
Главное свойство С.П.  это умение очень долго думать, но и выполнить любую поставленную перед ним задачу, и поэтому в обед обитатели ближайшего (40 километров) песочного места - пляжа Учкуевка, наблюдали, как по пляжу очень медленно едет самосвал, заставляя отдыхающих хватать и убирать свои подстилки с ластами, и молодые люди  в военно-морских трусах и кожаных ботинках, закидывает в кузов сухой песок с поверхности пляжа. Минут через 10 отдыхающие группой подошли к машине высказать свое возмущение, но узнав, что молодые люди это военные моряки, цель их благородна и вспомнив свое пионерское детство, даже начали подсказывать как и где лучше набрать песка. С.П. увидел, что работа идет, искупался, дал последние указания, сел на свои «Жигули» и уехал.
К вечеру неспешная работы с купанием, знакомством с отдыхающими и поеданием их нехитрой снеди, беседами о флоте и службе, и ещё поеданием мороженного и чебурек, была окончена. Старшины как будто в раю побывали.

Наступил второй день.
Группа с наточенными топорами и заточенными пилами (лесорубы) приготовилась отправляться на дальний кордон и получила инструктаж на работы от С.П.. Так, как на дальнем кордоне никого из властей и проверяющих нет, то С.П. назначил старшим лесорубов старшину первой статьи Бычука и отправил матросиков самостоятельно. В санитарную машину село 5 человек и колеса повели её на дальний кордон, но рука водителя дрогнула и через 1 час машина почему-то оказалась на знакомом уже нам пляже. Опять фрукты-чебуреки, мороженное-ситро, и опять море и купание, волейбол и догонялки с девчонками - рай для матросов срочной службы.
И на третий и на четвертый день все повторялось один в один.
Испытывая угрызения совести, старшина 1 статьи Бычук три дня подряд докладывал С.П. о высокой производительности лесорубной бригады, о пройденных километрах по горам в поисках соответствующих деревьев, о трудностях отрубания веток с деревьев, о поиске солнечных полянок для сушки срубленных стволов деревьев. Бригада кивала головой но в мыслях опять и опять оказывалась на пляже Учкуевка.
Самое главное это правильный доклад и лесорубная бригада убедила С.П., что рубить лес надо еще один день и они искренне собирались это делать и заготовить в один день, то что надо было делать 3 дня.
Топоры опять заточили, машина тронулась, поехала, въехала в густой лес, заблудилась и насилу выехала из буреломов к людям, т.е. на пляж Учкуевка.
А вечером опять очень усталая бригада и бравурный доклад.
С.П. конечно хотел посмотреть на срубленный лес, но был очень занят ремонтом своей машины и хорошенькими пионервожатыми.
А затем все военные были заняты ремонтами помещений и водопровода с канализацией, приведением территории пионерлагеря в порядок, окраской бордюров, дорожек, веранд и т.д.. И могу вас заверить, что все работы выполнялись очень хорошо, старательно, с душой - ведь для детей делали.
На девятый день лесорубной бригаде была поставлена задач вечером, срубленный и высушенный,  лес привезти в лагерь и С.П. уехал по делам в город.
Бригада лесорубов  в ближайшем лесу, на расстоянии, - чтоб стука топора не было слышно, за 4 часа нарубила (накосила) полную машину молодых деревьев и сложила в дальнем конце пионерлагеря на полянке, в надежде , что за сутки стволы высохнут.
      С обеда дня праздника пионерского костра бригада лесорубов  на специальной площадке насыпала песок и стала монтировать пионерский костер. Сначала «вигвамом» устанавливали короткие поленца, затем все выше и выше рос наш «вигвам» и достиг высоты метра 3-4.
Сергей Павлович прибыл на площадку проинспектировать сооружение и обнаружил, что лес-то не очень сухой почему-то. Лесорубы сослались на дождь, утреннюю росу, высокую влажность воздуха, породу деревьев.
С.П. понял что костер хорошо гореть не будет и приказал сооружение разобрать и внутрь заложить порезанные  и целые шины от автомобилей, чтоб их жар при горении быстрей подсушил дерево. Подумал и дал команду чуть-чуть полить готовое сооружение соляркой (дизельным топливом). В это время на главной площади пионерского лагеря уже началась торжественная линейка с награждением отличившихся в различных конкурсах пионеров.
Старшина 1 статьи Бычук  чувствовал некоторую вину в том, что костер может гореть не так ярко и долго, как могут ожидать пионеры, тоже подумал и слил с автомобилей 3 ведра бензина и воспользовшись тем, что С.П. куда-то отошел, обильно полил костер и песок под ним бензином.
И уже послышалась барабанная дробь и на площадку строем вышли отряды пионеров, - в парадной пионерской форме - черный низ, белый верх, девочки с бантами, все в пилотках.
         Площадка представляла собой глубокую ложбину,- как амфитеатр, по периметру которой располагались скамейки в 3 ряда.
Все расселись вокруг на скамейках, посмотрели в небо, где за гору закатывалось солнце. Тишина, жарко, ни ветерка - Благодать и ожидание яркого праздника.
Старшая пионервожатая, такая же нарядная, как и пионеры, вскинула руку в пионерском приветствии и звонким, пионерским голосом объявила: «Право зажечь пионерский костер предоставляется отличнице учебы «6 в» класса школы № 30 Руденко Люде и отличнику боевой и политической подготовки командиру отделения сигнальщиков спасательного судна «Коммуна» Бычуку Виктору.»
Елена Трофимовна внезапно почувствовала запах бензина и с малой надеждой посмотрела в сторону гаража до которого было метров 200.
      Маленькая пионерка и крепко сбитый старшина, подобно монумент у ВДНХ «Рабочий и колхозница», встали рядом, соединили и подняли руки вверх, торжественно опустили их вниз, взяли горящий факел с подставки,  опять взметнули руки вверх и, как обговаривали заранее, начали бежать от скамеек по очень пологой спирали по кругу вокруг пионерского костра, медленно приближаясь к нему, чтоб все могли их видеть и ощутить торжественность момента. Сотни глаз смотрели на них и основу костра, который  почему-то как бы начинал шевелится из-за поднимающегося и разрастающегося марева в центре площадки.
Когда по прямой до костра от факела осталось метра 3, а бежать отличникам надо было по спирали ещё два круга, от факела, как по дорожке, горизонтально в центр костра прыгнула огненная линия и оттуда начал расти и расти огненный шар, заполняя всю праздничную площадку.
Первой предволной (взрывной) со всех пионеров снесло 150 пилоток, как в фильме «Белое солнце пустыни» снесло чалмы со старейшин, затем со скамеек снесло всех  150 пионеров и это здорово, так как в следующее мгновение вигвам костра разлетелся и политые  бензином горящие вращающиеся стволы и стволики деревьев частью пронеслись по тем место, где только что сидели пионеры.
Когда дети, пытаясь подняться, высунулись из-за лавок, то они увидели десятиметровое пламя вырывающееся из горящего песка, огромный, расширяющийся, поднимающийся в небо огненный шар, еще летевшие вверх и в стороны горящие стволы-поленья и автомобильные шины.(( ну это как из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» на бензоколонке, но в «Алсу» было красивее)). Все это сопровождалось черной копотью от солярки и от шин.
Первые сто метров от костра все дети пробежали на четвереньках, ну а далее, как у кого получалось.

Достижения:
1. Так как деревья из костра были действительно, ну очень сырыми, после выгорания бензина, гореть они перестали сразу. Автомобильные шины затушили быстро.
2. Пожар в пионерлагере и окрестностях не начался. Скамейки не обуглились.
3. Серьезная или средняя медицинская помощь никому не понадобилась. Начальница медпункта вытаскивала из рук и ног детей занозы и елочные иголки, а пионерки - участницы санитарных отделений из игры «Зарница» ловко мазали зеленкой коленки и локти себе, своим подружкам и друзьям.
4. Матросы и пионервожатые за полтора часа собрали всех детей из ближайшего леса и дальнего поля.
5. Двух 8-ми летних пацанов и одну девочку, -сестра одного из мальчиков, плачущих и бредущих по темной ночной лесной дороге в сторону города,                в 2-х километрах от пионерлагеря обнаружил и привел лесник.

Конечно, когда детей собрали и построили для пересчета, то форма одежды у них была чуть другая - не белый верх и черный низ, а наоборот - бело-серый низ от земли и пыли - пока ползли и прятались, ну а верх был черный от сажи.
Но оказалось что отличники боевой и политической подготовки отличные прачки и к утру все было постирано.
Медицинская машина съездила в соседнее село, в котором жили поварихи пионерлагеря, привезла их  и детям до глубокой ночи делали блины с вареньем, другие вкусняшки и от пуза давали сгущенку.

К полуночи все успокоились и детей отправили спать.
Но еще долго пацаны и девчонки в своих палатах обсуждали построение, огонь, поднимающийся высоко в небо огненный шар, взрывы, бега в ночном лесу, переживали события снова и снова, как самое невероятное приключение и как самый лучший в их жизни пионерский костер.

Пионер! Будь готов.
Всегда готов.
                записал Акын-Файзуллин


Рецензии