Епитимия

Слово "епитимия" слышали многие, но мало кто знает что оно обозначает. Вот как это слово объясняется на портале "Азбука.ру" : Епитимия (епитимья) (от греч. — наказание) – духовное лекарство, форма врачевания кающегося грешника, заключающаяся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником либо священником.

Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом.

 Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков".

Тоже не очень понятно, правда? Давайте разбираться вместе.
Согрешая, воцерковленный христианин кается на исповеди и священник грех этот ему отпускает, т.е. Богом данною властью прощает.
  Но это касается только мелких грехов. Если же грех большой и человек, каясь в нем, не раскаивается должным образом, т.е. не чувствует себя виноватым, не болеет душой, не страдает равноценно греху, то священник может наложить епитимию.

   Как пишет архимандрит Нектарий (Антонопулос): "...епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.

   В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда:

   плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов;

   слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными;

   припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа;

   вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия.

   Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель Амвросий Медиоланский подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.

   В настоящее время в качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.

    Святитель Феофан Затворник наложил такую епитимью на свою духовную дочь : извольте класть три земных поклона утром и столько же вечером, говоря: прости мне, Господи, неразумную печальницу о дочери, что поперечу Твоим определениям. И это делайте, пока пройдет скорбь, – и будете благодушно смотреть на смерть дочери.

     Итак, цель епитимии состоит в том, чтобы исправить жизнь грешника, сделать его способным к осознанию и прочувствованию тяжести соделанных грехов. В соответствии с этой целью и назначаются подвиги молитвы и добрых дел, которые должны быть прямо противоположны тому греху, за который назначены: например, сребролюбцу назначаются дела милосердия, нецеломудренному пост, ослабевающему в вере – коленопреклоненные молитвы и т.д.

    «Покаянием, – говорит св. Иоанн Златоуст, – я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела». «Сотворите, – говорит Иоанн, Предтеча Христов, – плоды достойные покаяния» (Лк.;3:8).

    Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздерживайся от общения со своею женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? – Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй биющим. Ибо для исцеления нашего не довольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране».

    Так, святитель Василий Великий пишет: «Ты злословил? Благослови. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Утешь».

   В Евангелии от Луки рассказывается о мытаре Закхеи, который так хотел увидеть Господа, что для этого влез на смаковницу. Иисус Христос, увидя его на дереве, сказал:  Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Многие стали роптать и говорить, что он грешный человек. Закхей же сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему...


    В настоящее время в Православии епитимья налагается редко.  Священники очень добродушны к своим пасомым, наверное, по нашему маловерию, духовной немощи и  расслабленности.

    Но в таком случае сам Бог берет на себя эту обязанность и делает то, что должен был сделать батюшка. Давайте вернёмся в начало статьи и ещё раз прочитаем такие строки : "Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков".

    С ранних христианских времен епитимия как «очистительное наказание» считалась необходимой для того, «чтобы чрез добровольное злострадание здесь, грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания там, в другой жизни;

    Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.

    О необходимости смиренного терпения всего, что подается в жизни от Господа, как способствующее совершенному прощению грехов, говорит преподобный Амвросий Оптинский: «Хотя прежние грехи нам при Таинстве исповеди и при принятии монашеского образа и прощены, но Божию епитимию за них должны понести, то есть потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов.

   Подобные указания находятся и в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Вы пишете, что устали от своей болезни. А я Вам не поверю. Ведь если бы это было так, то Вы не могли бы впадать в смертные грехи. Ваша болезнь — следствие их. А если грешите, то снова и снова надо терпеть и начинать каяться не словами только, но самой жизнью. Берите епитимию и несите ее, и болезнь сначала ослабнет, а со временем и отступит»
   
     О необходимости принимать болезни, как спасительную епитимию, не раз говорил отец Иоанн своим адресатам: "болезнь вашего сына — епитимия за тех, кто по Вашему произволению не увидел света. А раз епитимия, то за перенесенные Вами страдания последует и прощение .
   
    О значении подобного рода епитимии и об укреплении в несении ее Господом архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Вам нужны терпение и молитва; а когда милость Божия освободит вас от епитимьи — это дело Божие. Нам не дано исследовать сроки. Одно несомненно, что, пострадав здесь, человек освобождается от наказания в Вечности. Вот это и есть утешение всем страждущим. Сейчас враг еще борется за вашу душу и не хочет отойти, но Господь вас не оставляет и дарует вам терпение. Без ропота только живите, и это вменится вам в мученичество»
    
      Смиренное перенесение скорбей вместе с раскаянием дарует Божье прощение. Но такое бывает только тогда, когда человек понимает что всё, что с ним происходит, от Бога и ему во благо. Люди неверующие понятия не имеют ни о грехах, ни о воздаянии за грехи. Но епитимии от Бога несут так же, и даже более жёстко. Всё случающееся с ними, правда, относится ими к случаю, к обстоятельствам. Очень странным и непонятным, но всё же не закономерным.

     На самом же деле всё очень закономерно. Разбойнику, которому Господь уже пообещал: "Сегодня же будешь со Мною в раю", после этого перебили голени.

     Всё по грехам нашим. Поэтому терпите и благодарите, терпите и благодарите. Современный человек спасётся безропотным перенесением скорбей. Об этом ещё древние святые говорили.


                *           *         *

     Желающим спастись можно самим на себя налагать епитимью. Например: делать по десять поклонов утром и вечером. Или каждый день читать десять молитв "Отче наш" и десять "Богородица Дева радуйся". Или каждый день в течение сорок дней Покаянный конон ко Господу.

    Думаю, что это не большой труд, но Господь и этому будет рад. Так как это будет означать только то, что вы раскаиваетесь в соделанном грехе и просите вас помиловать.



Отрывки взяты из статьи Иеромонаха Иоанна (Лудищев)
"ЕПИТИМЬЯ В ПАСТЫРСКОЙ ПРАКТИКЕ"




  Георгиевна


Рецензии
красивая сказка
этого в природе нет
а словоблудие на эту тему -- большой грех
мир Вашему дому

Олег Устинов   18.08.2021 14:11     Заявить о нарушении
Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А для тех, кому " этого не может быть, потому что не может быть никогда"- пустой звук.
Словоблудие-грех, а неверие- грех двойной. Всего хорошего!

Георгиевна   18.08.2021 14:52   Заявить о нарушении
проверено - чудес не бывает.
это аксиома!

Олег Устинов   18.08.2021 15:53   Заявить о нарушении
как можно говорить о чудесах, если на земле их никто не видел!
нет примеров!
сказки есть. чудеса, только в сказках!!!

Олег Устинов   18.08.2021 16:02   Заявить о нарушении
Со мной лично происходит очень много чудес. Рассказывать о них не буду, вы всё равно не поверите. И многие авторы на Прозе рассказывают о чудесах, которые происходили с ними. Так что, если с Вами ничего подобного не было, то это ещё ничего не значит. Всего хорошего. Татьяна

Георгиевна   18.08.2021 16:30   Заявить о нарушении
Кстати. Вы зря не прочитали статью "У каждого своя дорога к храму". Там как раз женщина рассказывает о чуде, которое с ней произошло.

Георгиевна   18.08.2021 16:34   Заявить о нарушении
Вот здесь http://proza.ru/2020/06/19/156 женщина рассказывает о чуде, которое произошло с ней, и не только с ней.
"...и не будь неверующим, но верующим". Евангелиеот Иоанна

Георгиевна   25.08.2021 22:12   Заявить о нарушении
нет примеров чудес!
примеров не существует, как и чудес!
чудеса бывают только в сказках и цирке
это аксиома, а спорить со мной контрпродуктивно!

Олег Устинов   26.08.2021 02:03   Заявить о нарушении
Извините. Я поняла. Всего хорошего. Татьяна

Георгиевна   26.08.2021 12:55   Заявить о нарушении