Епитимия
Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом.
Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков".
Тоже не очень понятно, правда? Давайте разбираться вместе.
Согрешая, воцерковленный христианин кается на исповеди и священник грех этот ему отпускает, т.е. Богом данною властью прощает.
Но это касается только мелких грехов. Если же грех большой и человек, каясь в нем, не раскаивается должным образом, т.е. не чувствует себя виноватым, не болеет душой, не страдает равноценно греху, то священник может наложить епитимию.
Как пишет архимандрит Нектарий (Антонопулос): "...епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.
В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда:
плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов;
слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными;
припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа;
вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия.
Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель Амвросий Медиоланский подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.
В настоящее время в качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.
Святитель Феофан Затворник наложил такую епитимью на свою духовную дочь : извольте класть три земных поклона утром и столько же вечером, говоря: прости мне, Господи, неразумную печальницу о дочери, что поперечу Твоим определениям. И это делайте, пока пройдет скорбь, – и будете благодушно смотреть на смерть дочери.
Итак, цель епитимии состоит в том, чтобы исправить жизнь грешника, сделать его способным к осознанию и прочувствованию тяжести соделанных грехов. В соответствии с этой целью и назначаются подвиги молитвы и добрых дел, которые должны быть прямо противоположны тому греху, за который назначены: например, сребролюбцу назначаются дела милосердия, нецеломудренному пост, ослабевающему в вере – коленопреклоненные молитвы и т.д.
«Покаянием, – говорит св. Иоанн Златоуст, – я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела». «Сотворите, – говорит Иоанн, Предтеча Христов, – плоды достойные покаяния» (Лк.;3:8).
Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздерживайся от общения со своею женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? – Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй биющим. Ибо для исцеления нашего не довольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране».
Так, святитель Василий Великий пишет: «Ты злословил? Благослови. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Утешь».
В Евангелии от Луки рассказывается о мытаре Закхеи, который так хотел увидеть Господа, что для этого влез на смаковницу. Иисус Христос, увидя его на дереве, сказал: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Многие стали роптать и говорить, что он грешный человек. Закхей же сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему...
В настоящее время в Православии епитимья налагается редко. Священники очень добродушны к своим пасомым, наверное, по нашему маловерию, духовной немощи и расслабленности.
Но в таком случае сам Бог берет на себя эту обязанность и делает то, что должен был сделать батюшка. Давайте вернёмся в начало статьи и ещё раз прочитаем такие строки : "Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков".
С ранних христианских времен епитимия как «очистительное наказание» считалась необходимой для того, «чтобы чрез добровольное злострадание здесь, грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания там, в другой жизни;
Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.
О необходимости смиренного терпения всего, что подается в жизни от Господа, как способствующее совершенному прощению грехов, говорит преподобный Амвросий Оптинский: «Хотя прежние грехи нам при Таинстве исповеди и при принятии монашеского образа и прощены, но Божию епитимию за них должны понести, то есть потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов.
Подобные указания находятся и в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Вы пишете, что устали от своей болезни. А я Вам не поверю. Ведь если бы это было так, то Вы не могли бы впадать в смертные грехи. Ваша болезнь — следствие их. А если грешите, то снова и снова надо терпеть и начинать каяться не словами только, но самой жизнью. Берите епитимию и несите ее, и болезнь сначала ослабнет, а со временем и отступит»
О необходимости принимать болезни, как спасительную епитимию, не раз говорил отец Иоанн своим адресатам: "болезнь вашего сына — епитимия за тех, кто по Вашему произволению не увидел света. А раз епитимия, то за перенесенные Вами страдания последует и прощение .
О значении подобного рода епитимии и об укреплении в несении ее Господом архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Вам нужны терпение и молитва; а когда милость Божия освободит вас от епитимьи — это дело Божие. Нам не дано исследовать сроки. Одно несомненно, что, пострадав здесь, человек освобождается от наказания в Вечности. Вот это и есть утешение всем страждущим. Сейчас враг еще борется за вашу душу и не хочет отойти, но Господь вас не оставляет и дарует вам терпение. Без ропота только живите, и это вменится вам в мученичество»
Смиренное перенесение скорбей вместе с раскаянием дарует Божье прощение. Но такое бывает только тогда, когда человек понимает что всё, что с ним происходит, от Бога и ему во благо. Люди неверующие понятия не имеют ни о грехах, ни о воздаянии за грехи. Но епитимии от Бога несут так же, и даже более жёстко. Всё случающееся с ними, правда, относится ими к случаю, к обстоятельствам. Очень странным и непонятным, но всё же не закономерным.
На самом же деле всё очень закономерно. Разбойнику, которому Господь уже пообещал: "Сегодня же будешь со Мною в раю", после этого перебили голени.
Всё по грехам нашим. Поэтому терпите и благодарите, терпите и благодарите. Современный человек спасётся безропотным перенесением скорбей. Об этом ещё древние святые говорили.
* * *
Желающим спастись можно самим на себя налагать епитимью. Например: делать по десять поклонов утром и вечером. Или каждый день читать десять молитв "Отче наш" и десять "Богородица Дева радуйся". Или каждый день в течение сорок дней Покаянный конон ко Господу.
Думаю, что это не большой труд, но Господь и этому будет рад. Так как это будет означать только то, что вы раскаиваетесь в соделанном грехе и просите вас помиловать.
Отрывки взяты из статьи Иеромонаха Иоанна (Лудищев)
"ЕПИТИМЬЯ В ПАСТЫРСКОЙ ПРАКТИКЕ"
Георгиевна
Свидетельство о публикации №221071201580
этого в природе нет
а словоблудие на эту тему -- большой грех
мир Вашему дому
Олег Устинов 18.08.2021 14:11 Заявить о нарушении
Словоблудие-грех, а неверие- грех двойной. Всего хорошего!
Георгиевна 18.08.2021 14:52 Заявить о нарушении
нет примеров!
сказки есть. чудеса, только в сказках!!!
Олег Устинов 18.08.2021 16:02 Заявить о нарушении
Георгиевна 18.08.2021 16:30 Заявить о нарушении
Георгиевна 18.08.2021 16:34 Заявить о нарушении
"...и не будь неверующим, но верующим". Евангелиеот Иоанна
Георгиевна 25.08.2021 22:12 Заявить о нарушении
примеров не существует, как и чудес!
чудеса бывают только в сказках и цирке
это аксиома, а спорить со мной контрпродуктивно!
Олег Устинов 26.08.2021 02:03 Заявить о нарушении