Путешествие из Владивостока в Москву. Глава третья

Навстречу совершеннолетию моей Машеньки!
Это, дочурка - тебе!


Путешествие из Владивостока в Москву. Глава третья. Плацкартный вагон

В плацкартном вагоне 54 места.
В купейном вагоне 36 мест.
В общем вагоне официально 81 место, а фактически он безразмерный.
Мне доводилось перемещаться в битком набитом общем вагоне. Сколько нас  там ютилось? Сто двадцать? Или сто пятьдесят?
«Как сельди в бочке» - народное выражение обстановки.
Но по трассе «Владивосток – Москва» общие вагоны ныне не практикуются. И разнообразные самолетные вагоны тоже не практикуются.
Речь обычно идет о билетах от Хабаровска до Новосибирска, от Москвы до Иркутска и так далее. То есть о многодневных перемещениях в одну сторону.
Надо иметь ввиду еще один «нюанс».
У нас железнодорожная держава и каждый практически человек имеет свою личную историю перемещений в поездах в вагонах разного типа на достаточно большие расстояния.
Потому описания железных дорог не входят в число любимейших книжек и статей у массового читателя. А зря!
Нельзя объять необъятное. А опыт людей, повидавших на своём веку многое и многих всегда полезен. Сегодня мы остановим взгляд на плацкартном вагоне, как основном транспортном средстве массовых перемещений пассажиров по державе.
Купейные вагоны обладают совершенно особой спецификой и рассматривать их одновременно с плацкартными нецелесообразно.
Тем более отдельно следует исследовать вагоны СВ и РИЦ.
Нарисуем схему плацкартного вагона и присмотримся к ней повнимательней.
По существу это три этажа.
Но в практике обычных поездок третий этаж предназначен для багажа.
Не скрою от вас всей горькой правды.
Из Егоршино (Свердловская область, сборный пункт призывников) во Владивосток эшелоном я ехал строго на третьей полке сбоку. Мне это место сразу глянулось, это было четвертое купе от проводника (у нас была милая проводница), все места были жестко заняты и ехало нас в одном вагоне 80 призывников! Так что всю трассу от «гражданки» до «экипажа» я прочувствовал именно на этой полочке! И если Вам скажут, что «так не бывает» не верьте! Бывает! И ещё как только не бывает!
Когда шестого мая в семь утра на вокзале Владивостока мы забирались в вагоны дембелями, мне снова выпала эта же самая третья полочка и я был счастлив!
Я был безумно молод, безумно худ, безумно нетребователен и даже форму себе на дембель не ушивал. Пока мы ехали до Свердловска, мальчишки с других частей сами всё мне ушили!
Просто поверить не могли, что матрос может ехать не ушитый! И без дембельского фотоальбома. И ни одной своей песни я тогда им не спел. Всю дорогу на третьей полке я просто тупо отсыпался! Хотя последние полгода вроде бы и проблем со сном не было.
Так что мои шестнадцать тысяч километров по этой магистрали на третьей полке требуют, чтобы я признал сей факт и надёжно засвидетельствовал его для потомков.
По этой трассе мне довелось перемещаться не только на третьих полках!
В тамбурах, в товарных вагонах, в почтовых вагонах, в кабинах тепловозов, в открытых платформах, в полуоткрытых платформах, на щепе, на угле, на щебне товарных вагонов, легально, полулегально и совсем нелегально.
И садиться доводилось на ходу и спрыгивать с идущих! Перемещения по железным дорогам державы – отдельная часть жизни простого русского мужика.
И ситуации, и события постепенно накапливаются! И приобретается совершенно бесценный опыт. Опыт выживания на железной дороге. Опыт Жизни на дороге своей жизни.
Так что постепенно, не спеша, обстоятельно, понемногу.
Но сейчас о плацкарте.
В прежние времена полки в них были не такие мягкие. Я видел всякие. И деревянные, и полумягкие, и мягкие, и фальшивые!
Но в основном полумягкие.
На прежних никакого ограждения на втором этаже у полок не было. И при торможении состава можно было и немножко упасть. Во сне. С высоты примерно полтора метра. Головой на столик. «Мордою в салат!»
Впрочем в основном все всегда доезжали нормально.
Понятно, что первый этаж предпочтительнее второго.
Второй этаж в «купе» предпочтительнее боковых верхних полок.
Но на самом деле всё это только легкие внешние заметочки на полях.
Полезно иметь более полное представление о свойствах мест, когда берёте билеты. И начинать надо… с обмена!!!
Самое лучшее место может быть изничтожено непереносимым соседом!
В качестве такового могут выступать лица и мужского и женского полу, любого возраста от младенца до глубокого старца.
Причин непереносимости может оказаться больше, чем вы себе представляли.
Болезнь, уродство, запах, дурные друзья, неопрятность, пьянство, психическое расстройство, причудливость, сопровождающие животные, неаккуратность, храп… Особенно мерзки приставания, назойливость, навязчивость, неуместные реплики и разговоры, вороватость…
Рецепт в общем случае один.
Если вы приобрели себе лучшее место по общепринятым меркам, то вы легко сможете его обменять под тем или иным предлогом с кем-то в другом вагоне. И, таким образом, превратить крайне неприятную поездку в более-менее терпимую.
Хорошие места это первая половина купе – то есть нижние нечетные места до 19-го включительно. Боковые места ужасны все. Потому чт,о мимо вас непрерывно движется поток тел. А места в купе (той части вагона, где места располагаются квартетами под прямым углом к окнам вагона) чем ближе к туалетам, тем хуже. С одной стороны удобнее - вы всегда в начале очереди в туалет, что имеет значение, если вас несёт! С другой стороны это непрерывные хлопанья дверей и далеко не всегда комфортные букеты запахов, запашков и запашищ!
Вероятность, что вам удастся сменять место 38 практически близка к нулю.
И место 37 не намного лучше. Помните у Высоцкого:
«При цифре 37 с меня в момент сдувает хмель!»
А тридцать восьмое – это маленький ад!
И не посидишь по-людски, и всё время лежишь и вдыхаешь ароматы, под очаровательные мелодии хлопающих дверей, шорохи открываемых и закрываемых контейнеров с мусором, беседы курящих в тамбуре, и голоса, голоса, голоса…
В 1993-ем на этой трассе в сорока минутах от станции Тайга я успел «спрятать» на тридцать восьмом месте в другом вагоне через три вагона от нашего «базового» Оленьку и она единственная из всей команды добралась до Свердловска на этом месте успешно! Так что при всех минусах иногда и это место может оказаться как минимум спасительным!
Очаровательны места 36 и 35.
«За стеной, за стеночкой, за перегородочкой» основной гальюн вагона. К нем у не зарастает народная тропа. Мерно похлопывает дверь из вагона в предбанник туалета, мерно хлопает дверь гальюна. Скрипит! «Опять скрипит проклятое седло»! Журчит водичка. Раздаются звуки, сопровождающие извержения вулкана.
Весёлая ночь!
Прямо тут около ваших ног - очередной товарищ в очереди. Безмолвной и безнадёжной.
Конечно и с мест 34 и 35 тоже всё хорошо слышно, и ароматы к ним проникают также успешно, но хотя бы есть воздушная подушка между вами и той самой тоненькой перегородочкой. Второе от этого священного сакрального места купе уже не так зачумлено звуками. Не все! Далеко не все всхлипы насквозь продуваемого унитаза добираются до ушей тут пребывающих. И соответственно малоприятные места 39-40 (вы не забывайте, что нижние – нечётные!) всё же немножко более комфортны, чем 37-ое и 38-ое. Уже не так резко бьёт волна «свежака» при открывании двери из вагона в туалетный предбанник. И спор двух курящих в тамбуре почти не слышен!
Вагон быстро «съедает» звуки!
Чем ближе к середине вагона, тем тише!"
«Купе» в плацкартном вагоне я для себя нумерую от «кабинета проводников» с первого по девятое.
3-6 купе – пояс «стабильности»!
Понятно, что «боковые» места в два раза хуже, чем места в купе, нижние места в купе в два раза лучше верхних мест. Нижнее боковое место в два раза лучше верхнего бокового.
Два купе рядом с проводниками вагона имеют свои «преимущества» и «недостатки».
Лично я считаю подлинно элитным второе от проводников «купе» плацкартного вагона.
Здесь пассажир на местах 5-8 максимально для этого вагона защищён.
Все эти позиции мы постараемся осветить в дальнейшем. Пока отметим, что в самом первом к проводнику купе уже слышен и здешний «удаленный туалет», и вечные переговоры пассажиров с проводниками, и здесь складывается собранное бельё в приближении к конечной станции, и здесь стоят ожидая выхода пассажиры и здесь тусуются «провожающие» и не только. В общем своеобразно беспокойное место – первое «купе». А второе купе – это замок на холме. Именно здесь хорошо себя чувствуют принцессы на горошинах!  И престижный туалет рядом, и горячий чаёк – далеко ходить не надо. И тихо! (Чуть было не сорвался на рекламное: «И сухо!»)
В этом купе неуютно чувствуют себя и воры, и мошенники. Потому что оно «присмотрено» проводниками «на автомате».
Ну вот! Слава Богу, первичный осмотр мы произвели. На сём дозволенные речи завершаем и ждём следующей ночи, моя госпожа!


Рецензии