За каким-то интересом. версия

   Всегда после большого строительства остаются груды неиспользованного материала. И после торжественной сдачи готового объекта рачительные прорабы хозяйственно инвентаризуют доставшийся им капитал – где его можно с толком использовать.
   Примерно такая история случилась у меня – после издания книги прозы Евгения Эвнина «Здесь нельзя быть усталым…»* из предоставленных мне авторских материалов оказалась неиспользованной статья «Звёздные рейсы начинаются отсюда», опубликованная в газете «Тюменская правда» от 28.07.1966. Причина – невозможность атрибутировать её со 100%-ной уверенностью как творение Е. Эвнина (в соавторстве с П. Любомировым из АПН, т.е. Агентства печати Новости).
   Фамилией Евгеньев Е. Эвнин неоднократно подписывал свои корреспонденции и снимки, правда, ни разу с инициалом И.
   Далее, невозможно сказать, истинное ли имя второго автора (П. Любомиров) поставлено под статьёй, или это тоже псевдоним. Во всяком случае, журналист АПН П. Любомиров Википедии неизвестен. Вопрос можно прояснить лишь обратившись к архивам АПН, но такой возможностью я, конечно, не располагаю. Да в конце-то концов, так ли важно это выяснить? Существует артефакт – статья, это главное.
   
   А теперь – конкретика моей версии. Прочтя запись в трудовой книжке Евгения Эвнина касательно его работы в газете «Тюменская правда», я нечаянно вспомнил слова из детской считалочки:
«Шла машина тёмным лесом за каким-то интересом».
   Какой же интерес вдруг возник у Евгения к Тюмени?

   А потом я увидел газетный лист – половинку номера «Тюменской правды» от 28.07.1966. В нём очерк о звёздных рейсах за подписью двух авторов, из них одна – Евгеньев – мне уже неоднократно встречалась. Все остальные публикации на этом листе – как говорится, вне подозрений, их авторы засвечены вполне нормально, без возникающих вопросов.

   Зная не признающий никаких препятствий, предельно рационалистичный характер Евгения, предполагаю следующее.
   Кипучий, подвижный Евгений был жаден до знакомств, особенно в профессиональной среде, при этом ненасытно ловил всяческую информацию. И однажды от сведущего, «близкого к источникам» новознакомого коллеги узнал, что легендарные наши космические корабли делаются совсем недалеко – в Тюмени. И есть наметки на журналистское проникновение за проходную этого предприятия.
   Далее – что-то происходит, как говорится, за кадром
   9-го июля 1966г. Эвнин увольняется с работы в Челябинском областном комитете по радиовещанию и телевидению.
   А уже 12.07.1966 в газете Министерства обороны «Красная звезда» публикуется статья «Звёздные рейсы начинаются отсюда». Можно было бы восхититься стремительностью закадрового действа, но логичней предположить, что скрытый процесс давно уже шёл. Статья проходила необходимые согласования, и когда уже оказалась на выходе, пошёл сигнал: «рубить канаты».
   Далее – бесстрастный документ констатирует: «1966 07 19 Зачислен внештатным литсотрудником редакции газеты «Тюменская правда». А 28.07.1966 эта газета репринтно публикует вышеназванную статью. Уволился Е. Эвнин из штата этой газеты спустя ещё месяц. Что делал в ней это время – нам никогда не узнать.
   Но в его причастности (авторской) к статье «Звёздные рейсы начинаются отсюда» лично меня убеждает само наличие экземпляра с нею в его материалах. Прочитывается лейтмотив: «Чужого нам не надо, а своего не отдадим».
   А теперь, безотносительно к вопросу авторства, прочитаем очерк. Это очень нужно. Ибо:
Пусть тем самым история плюнет на мерзкую, гнусную ложь –
Дескать, «эта» страна ничего не оставила, кроме галош.

*
-  Эвнин, Е. Л. Здесь нельзя быть усталым / Е. Л. Эвнин. — Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2020. — 281 с. ISBN 978-5-93162-330-6

ЗВЕЗДНЫЕ РЕЙСЫ НАЧИНАЮТСЯ ОТСЮДА
В газете «Красная Звезда», центральном органе Министерства обороны СССР, 12 июля 1966 года опубликован репортаж с «космического» завода. Агентство печати Новости предлагает его вниманию читателей.

ПО УТРАМ в эту проходную вливается людской поток. Идут рабочие, техники, инженеры-конструкторы... Люди самых разных специальностей. Это в их адрес звучали приветственные слова с трибуны XXIII съезда партии. Все они принадлежат к одной славной профессии — создателей космических летатель¬ных аппаратов. Из лабораторий и цехов, где они работают, как бы начинается дорога в космос. Отсюда выходят в свой путь «звездные» корабли.
Вместе с другими переступает порог заводской, проходной высо¬кий, прямой, с широко расставленными плечами человек. Зовут его Герман Васильевич. Он руководитель небольшого коллектива конструкторов, разрабатывающе¬го отдельные узлы сложной конструкции «вселенных путешественников». Труд этой группы — одно из звеньев огромной цепи, которую образно можно назвать «Земля — космос».
Входим в цех. Перед нами большое, светлое, наполненное специфическим рабочим шумом помещение. Вдоль него — широ¬кие столы, на которых аккуратно разложены отдельные детали, чертежи, различная документация. Рабочие в белых халатах (чистота здесь, как в операционном, отделении хирургической больницы) ведут монтаж — работа тонкая, почти ювелирная.
Герман Васильевич знакомит нас с инженерами и... тут же забывает о нас. У него работа. Решение целого ряда вопросов не терпит отлагательства.
Но вот инженеры разошлись по своим рабочим местам, а мы продолжаем путь по цеху. Восхищенными глазами смотрим на чудо творения. А для конструкторов, техникой и рабочих все это очередные объекты, повседневная, будничная работа.
Среди создателей космических аппаратов немало и женщин. Одна из них, Ирина Николаевна, готовила к полету корабль «Восход-2», систему шлюзования.
Здесь вспоминают ее доклад на техническом совещании. Предсе-дательствующий, немолодой известный ученый по-отечески подбадривал Ирину Николаевну. Доклад ее был четким и кратким, но за ним чувствовался большой, напряженный труд всего коллектива, сумевшего в короткий срок создать и испытать новую систему. Такого еще нигде и никогда не делали. Они — первые.
Придирчиво, всесторонне ученые и конструкторы обсуждали каждый элемент системы. И понятно. Малейшая ошибка могла повлечь за собой нежелательные последствия.
Все мы помним успех космической эпопеи «Восхода-2».
Но мы были сторонними наблюдателями, вдалеке от событий. А вот Ирина Николаевна и ее товарищи присутствовали на старте, смотрели по телевизору, как Алексей Леонов выходил из шлюза. От волнения, избытка чувств слезы застилали глаза. Ведь впервые свершилось такое!
В центре заводской территории, где обычно собираются мно-голюдные митинги рабочих, высится громадная красочно оформленная Доска почета. С земли даже трудно разобрать фамилии тех, чьи портреты в самом верхнем ряду передовиков — ударников коммунистического труда. Вот знакомое лицо. Его мы встречали в цехе. Это слесарь-испытатель Роман Акимович, достойный представитель славного старшего поколения завода.
На стапеле, где трудится Роман Акимович, получают путевку в космос новые сложные системы. И всегда в работе неиссякаемая выдумка, смелые и, в свою очередь, простые предложения, облегчающие труд.
Вспоминается такой случай. Выполнялось срочное задание. В ночную смену (а такие есть и на «космическом» производстве) предстояло испытать одну из систем. Оборудование подготовили к работе. Закреплен на стапеле «золотыми» руками Акимыча и его учеников макет с испытуемым объектом. Уже прозвучал сигнал сирены и загорелась на табло надпись: «Идут испытания!»
Секунда, другая, третья...
Но что это? Почему-то не слышно характерного звука из бокса. В чем дело? Оказывается, обнаружилась течь в гидроустановке. Неисправность небольшая, но нужен квалифицированный специалист, чтобы устранить ее. Такого не оказалось в тот момент. Люди заволновались. Неужели целую смену простой! И тогда Роман Акимович попросил разрешения посмотреть, что с установкой. Несколько десятков минут тщательного осмотра, и... вот уже созрело решение, простое и оригинальное.
Сигнал сирены возвестил, что испытания продолжаются.
Неиссякаемый родник творчества таится в обыкновенных рабочих руках, и без них не было бы того, чем восхищается сегодня весь мир. В цехах «космического» завода, в его лабораториях и испытательных корпусах создается сложнейшая техника. Ей предстоит трудиться в космосе, ближнем и дальнем. Она рождается в задумках конструкторов и ученых, проходит чертежную, стадию пробных макетов и, наконец, превращается в готовую конструкцию.
Уйдет ввысь ракета-носитель, выводя на орбиту корабль, при-званный рассказать людям о тайнах Вселенной. Мы все будем ждать его сигналов, докладов космонавтов о проделанной работе. Будем радоваться успеху и вспоминать, что старт разведчика космоса начался отсюда, из цехов завода.
И. ЕВГЕНЬЕВ, П. ЛЮБОМИРОВ (АПН).


Рецензии