Отважная опричница часть 21

Глава 11.
Псков

Усолка прискакала в Псков за месяц до 18 августа 1581 года – дня, когда войска Стефана Батория начали его осаду. Этого времени было более чем достаточно для того, чтобы убедиться в том, что Иван Петрович Шуйский сделал всё необходимое для подготовки города к обороне, а ратников и пушек у него было более чем достаточно. Дух войска был превосходен. Именно так наша героиня и отписала Ивану Васильевичу.
Находясь в Пскове, Усолка не могла не удивляться невероятной энергии царя. Ведь тяжелейшая Ливонская война шла уже двадцать третий год, а параллельно с ней русское войско должно было оборонять и южную границу от крымских татар! Служилых людей-дворян постоянно отрывали от их поместий, и те, лишённые хозяйского присмотра, приходили в полный упадок. Неудивительно, что всё больше и больше воинов не являлись на сборные пункты, оказывались в «нетях».
И тем не менее в нужное время в нужном месте правительство собрало большое войско, богато оснащённое артиллерией. Последняя особенно поразила Усолку. Ветеран Ливонской войны, она бывала во многих городах и замках с большим количеством пушек, отлитых в Германии и Италии. Но такой артиллерии как в Пскове она не видела никогда!
Особое впечатление произвели на неё две огромные пушки – «Барс» и «Трескотуха». Они били на версту!
Командовал этой батареей Андрей Чохов, о котором Усолка была уже немало наслышана. Сын простого плотника из Мурома, он, как и Усолка, выдвинулся в опричнину – прошёл путь от подмастерья до первого литейщика в Москве. Именно под его руководством и были отлиты эти гигантские пушки, после чего их вместе с Чоховым и его ближайшими помощниками и отправили в Псков: вы пушки отлили – вы и будете из них стрелять!
Правой рукой рукой Чохова была англичанин на русской службе Джон Шекспир – опытный ландскнехт, прошедший к тому времени не одну войну. В Псков он притащил с собой целый мешок книг по ратному делу. В Московию Джон приехал, не только польстившись на богатое жалование, которое сулили царские вербовщики, но и из ненависти к католикам-папистам. Ведь испанцы, с которыми в то время ожесточённо сражались соотечественники Джона, были такими же католиками, как и поляки!
К моменту приезда Усолки в Псков, Шекспир уже свободно говорил по-русски. Он часто рассказывал о своём дальнем родственнике Вильяме. По словам Джона, тот устраивал в Лондоне – столице Англии – невиданные представления, которые неоднократно удостаивала своим посещением сама королева и её приближённые. В присутствии Усолки Чохов и англичанин постоянно спорили.
- Послушай, Андрей, – часто спрашивал Шекспир, – ты что, серьёзно полагаешь, что победишь артиллерию Батория?
- Конечно!
- Но ведь польская артиллерия обучена и организована самими итальянцами, самыми искусными мастерами мира!
- Вот и прекрасно! Набьём морду твоим итальянцам – остальные сами побегут с поля боя!
- Но на что же ты рассчитываешь?
- На то, что в бою у них ярости и злобы не хватит.
Никаких претензий к Шекспиру Усолка не имела и иметь не могла: англичанин был исключительно знающим и опытным артиллеристом, а его сомнения были вполне понятны. Ведь армия Батория действительно была грозным противником!
Как бы там ни было, в качестве «ока государева» в Пскове Усолке было нечего делать. Из уважения к прошлым заслугам ей дали под команду сотню ополченцев, жителей Пскова – вчерашних ремесленников и мелких купцов. Вначале мужики хихикали в кулачок: как же, баба нами командует! Никто не мог поверить, что стоявшая перед ними пожилая тетка и есть та самая богатырка Усолка. Но когда на первом же учении наша героиня легко раскидала десяток ополченцев, бросившихся на неё с рогатинами, смешки немедленно прекратились, и ратники зауважали свою сильную и опытную начальницу. Задачей Усолки было прикрытие батареи Чохова.

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или  2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.


Рецензии