Происхождение Вселенной. Часть 10

(((Экзегеза на главу 4 библейской книги "Бытие" (+5:1–2))))

"Адам познал свою жену – Еву. Та забеременела, родила сына – Каина – и сказала:
– Человека обрела я с помощью Господней!" (4:1)
В половом соитии два организма становятся чем-то единым. Это уже "одна плоть" (Бытие 2:24). Следовательно, еврейское «познать» означает некое органическое слияние двух в одно. Другими словами, «познать» означает восприятие в себя другого объекта, другого естества, которое до этого было совершенно обособлено, как бы находилось вне познающего субъекта. (Однако слово «познать» может иметь и возвышенное значение, но так же в смысле органического единения (см. например Иоан.17:3).)
Пытаясь объяснить свои переживания самого первого в истории рождения, Ева произнесла слова, которыми признавала зависимость от Божьей помощи. (Наши слова должны отражать ту же зависимость от Бога, что была выражена Евой.) Много веков спустя через семя Евы Бог даровал спасение Своему народу в другом Сыне (Иоан.3:16. "Сын Человеческий" – это буквально "сын Адамов". (Еврейское слово "адам" значит «человек». Именно в этом значении, как имя нарицательное, оно и фигурирует в первых главах книги Бытия. После появления на Земле других людей это слово употребляется уже как имя собственное (имя первого человека) – Адам.).
Имя Каин созвучно по-еврейски глаголу "обретать, приобретать, покупать" ("qana" - кана).

"Потом она родила Авеля, брата Каина." (4:2а)
Прародители "увидели печать греха на старшем сыне и в печали назвали второго «суетой» или «дыханием», запечатлев в имени его скорбь, познанную ими в падшем мире" [111].

"Авель пас овец, а Каин возделывал землю." (4:2б)
"Каин всем своим существом был привязан к этому миру. Он был действительно приобретателем. Авель же, дитя покаяния, стремился к небесам, подобно ветру, всё земное было для него сутой, и всё его сердце пронизывало Божественное дыхание. (...) Для библейского миропонимания жизнь пастуха более способствует богоугождению, нежели земледелие. Первый чувствует себя странником и пришельцем на земле (Евр.11:9), второй же полностью связан с ней. Первый полагается более на волю Божию, и у него много времени для размышления о Творце, второй же, как евангельская Марфа, печётся и молвит о мнозем. Ведь земледелие невозможно без планов на будущее, и опоры на свои силы, благодаря чему легко забыть о том, что в Боге цель нашей жизни" [112].

"В конце дней Каин принёс в дар Господу плоды земли, а Авель – жир ягнят из первого приплода." (4:3,4)
"Выражение Писания «в конце дней» означает, что жертвоприношение это было совершено в день новолетия, которое приходилось тогда на первый день весны. Здесь мы видим первый знак, что светила начали исполнять свою задачу в указании священных времён (согл. ст. Бытия 1:14, – моё прим. (Н.С.)" [113]. (Ср. предписания Исх. 22:29-30 (и параллельные места) о том, что первые плоды земли и первый приплод скота должны быть отданы Богу.)

" И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. (Дар Авеля был угоден Господу, а дар Каина неугоден.)" (4:5а)
"Выразилось это призрение Божие, по преданию, в том, что на жертву Авеля сошёл огонь с небес и пожрал её, не прикоснувшись к жертве Каиной. Так учили святые Ефрем и Златоуст" [114]. "Причину этого конечно нужно видеть не только в качестве самих даров, но и особенно во внутреннем расположении для принесения их. Этим навсегда давался урок, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизни",–пишет А.П.Лопухин [115]. Жертвоприношение Авеля было принято Богом потому, что он был праведным (1 Иоан.3:12), и что оно было принесено с верой (Евр.11:4). С приходом греха в мир Бог установил подобные жертвоприношения. Жертва Авеля служит прообразом искупительной смерти и жертвы Христа. "Авель принёс жертву по выбору, а Каин без выбора; Авель избрал и принёс первородных и туки, Каин же принёс или колосья, или вместе и колосья и плоды, бывшие в то время", – пишет преподобный Ефрем Сирин [116]. То же самое и у святителя Иоанна Златоуста: жертва Каина не принята Богом – потому что первенец Адама принёс "что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора" [117]. Через всё Писание красной нитью проходит мысль о том, что жертва, принесённая без любви к Богу и собратьям своим, не угодна Богу. "Милости хочу, а не жертвы",– напоминает Господь слова, сказанные пророком Осией (Ос.6:6; Мф.9:13; 12:7). О том же говорит и Апостол Павел (1 Кор.13). Так выясняется причина, почему Бог не принял жертву Каина: Авель, по свидетельству Христа, был праведником (Мф.23:35), а Каин был завистлив и зол, "дела его были злы" (ср. Пр.29:27(+ 1 Иоан.3:12)).

"Сильный гнев омрачил лицо Каина.
– Отчего ты разгневался? – спросил Господь у Каина.
 – Отчего омрачилось твоё лицо?
Если делаешь добро – подними голову. А если нет, то у порога грех таится. Он тебя вожделеет, но ты господствуй над ним (ты его господин)." (4:5б-7)
Последняя фраза почти буквально повторяет слова Господа, обращённые к праматери в 3:16. В этой последней фразе нет даже намёка на то, что Каин в силу наследования первородного греха уже якобы обречён на невозможность не грешить. Но еврейский текст изображает картину дикого животного, подстерегающего добычу и готового в любой момент броситься на несчастную жертву (ср. Иуды 1:10,11). Гнев и зависть Каина, не будучи обузданными, могли погубить его самого, что и случилось впоследствии.

"Каин сказал своему брату Авелю: – Выйдем в поле.
Они вышли в поле. Там Каин бросился на Авеля и убил его." (4:8)
("Каин ... был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны." (1 Иоан.3:12))
Само слово "поле" есть символ простора, где нет тесноты, ведущей к вражде, где никто не мешает жить другому. Но Каин даже в широком поле совершил братоубийство. Находилось же это поле "около Дамаска [столица Сирии], который поэтому и назван «кровавым» (по-еврейски)." [118]
"По преданию, убийство произошло после того, как Каин поспорил с Авелем о грядущем Спасителе. Он был заклан, как агнец, мечом в день первого весеннего полнолунья 229 года от сотворения мира (5279 г. до Р.Х.), в тот самый день, когда позднее иудеи праздновали Пасху и был предан смерти Господь Иисус Христос, прообразом Которого и был Авель." [119]. По словам блаженного Августина, «после преступления Адамова первым носителем образа Спасителя нашего был Авель; он – девственник, и священник, и мученик: девственник, ибо умер прежде супружества; священник, ибо приносил Богу благоугодные жертвы; мученик, ибо убит за истинное богопочитание»[120].

"– Где твой брат Авель? – спросил Господь.
Каин ответил: – Не знаю. Разве я сторож моему брату?
– Что ты наделал? – сказал Господь. – Кровь твоего брата на земле: она взывает ко Мне. Ты проклят: земля, которую ты напоил кровью брата, отвергнет тебя. Сколько бы ты ни возделывал землю, она уже не будет тебя кормить. Отныне ты изгнанник и скиталец.
– Эта кара тяжела, – сказал Каин, – мне не вынести. Ты меня гонишь с земли, скроюсь я от Тебя. Изгнанник я и скиталец – и всякий (любой) меня может убить.
Но Господь сказал: – Кто убьёт Каина, тому будет отомщено семикратно.
И Господь отметил Каина особым знаком, чтобы встречные не смели его убить." (4:9-15)
"Всякий" – "указание на детей первозданного (т.е. Адама – Н.С.), которых было, по преданию, 33 сына и 27 дочерей." [121]

"Каин ушёл от Господа прочь и поселился в стране Нод, к востоку от Эдена." (4:16)
 Название страны "Нод" («скитание, блуждание») созвучно по–еврейски глаголу "нуд" («скитаться»). Блаженный Иероним на основе предыдущих слов Бога ("Отныне ты изгнанник и скиталец", 4:12б) понимает текст в том смысле, что Каин действительно по образу жизни становится изгнанником и скитальцем, то есть именно как точное исполнение приговора (пророчества) Господа [122]. (В более широком смысле фразу Бытия 4:16 можно рассматривать как пророчество о "пути Каиновом" (Иуды 1:10-11), –о том, что впоследствии будет названо "секуляризацией", то есть "освобождении общественного и индивидуального сознания от влияния религии" (как это слово толкуется в словаре).
 
"И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха." (4:17а)
Если у Адама с Евой были только два сына, то откуда Каин взял жену? Ответ прост: у Адама и Евы было больше, чём два сына. Контекст показывает, что у них была большая семья. В Бытии 5:3 написано, что Адам стал отцом ещё одного сына, Сифа, а в следующем стихе сказано: «Родил он [Адам] сынов и дочерей» (Бытие 5:4). Поэтому Каин мог жениться на одной из своих сестёр или даже племянниц. На заре человечества такой брак, очевидно, не был так опасен для здоровья их детей, как сегодня.

"И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох." (4:17б)
Археологи и в самом деле обнаружили существование стабильных поселений в виде деревень или городов на заре человеческой истории. Раскопки последних лет пролили свет на жизнь одного из древних городов на территории Месопотамии, в местечке под названием Арпачие (несколько миль к северу от Ниневии). Здесь были найдены свидетельства существования древнейшего поселения, которое датируют не позднее чем 4000 г. до н.э. Следует заметить, что датировки старше 3000 года до н.э. являются относительными. Археолог Т.Дж.Мик пишет по этому поводу: "Датировки древнее чем 3000 г. в значительной мере условны и определяются благодаря  сопоставлению археологического материала  с хронологиями синхронных культур других стран, находящихся к Западу (от Месопотамии), особенно Египта"[123]

"У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах с купленными стадами. Имя брату его Иувал: он был отец играющих на гусли и свирели." (4:18–21)
В 4:21 слова "псалтырь и кифара" греческого (или "лира и флейта" еврейского текста) имеют общее значение и указывают на струнные и духовые инструменты. В настоящее время в распоряжении археологов имеется множество данных, свидетельствующих о существовании таких инструментов в странах, упоминаемых в Свящённом Писании. В современных работах по истории музыки можно найти упоминания об этих инструментах, например, о тех, что обнаружены в Уре, или о тех, изображения которых найдены в Египте [124]. "По сообщению средств массовой информации, в Словакии найдена костяная флейта, принадлежавшая неандертальцу. Эти люди, скорее всего, жили сразу после Потопа, и наличие у них флейты указывает на то, что этот инструмент, видимо, изобретён ещё до этой катастрофы.[125] "Замечательно при этом, что первые музыкальные инструменты изобретены братом первого скотовода-кочевника, принимавшим вероятно в занятиях последнего близкое участие: большой и счастливый досуг этого занятия даёт более всего поводов к такому изобретению."[126]

"Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема." (4:22)
Древнейшие надписи свидетельствуют, что Вавилония никогда не была населена людьми, не знакомыми с металлами. Современная археология обнаружила свидетельства применения железа задолго до 1400 г. до н.э.[127] Медные инструменты были найдены в руинах многих допотопных городов. В 1933 году д-р Г.Е.Франкфорт, в сотрудничестве с Восточным институтом, обнаружил в руинах Асмара, в древности известном как Эшнунна, около 180 км на северо-восток от Вавилона, железный лист, который был сделан около 2700 г. до н.э. В Уре также были найдены маленький стальной топор и другие предметы из железа. В Призме Уэльда рассказывается о десяти царях-долгожителях, которые царствовали до Потопа. Там упоминается, что третий, пятый и шестой царствовали в «Бадгургурру». Слово это означает «город бронзовых изделий». Возможно, что это было занятие жителей города Каина (Бытие 4:17). "Кроме уже упомянутых шумерских табличек, говорящих о существовании металлургии ещё до Потопа, в толще земли часто находят металлические предметы, вышедшие из допотопных мастерских."[128] То обстоятельство, что находки предметов из железа редки, объясняется тем, что в древнее время этот металл не имел широкого употребления, кроме того, железо окисляется (ржавеет) быстрее меди и после окисления полностью разрушается, стало быть, изделия из него обнаружить при раскопках довольно трудно. Раскопки также неопровержимо доказали, что медь употреблялась уже в 4000–3000 гг. до н.э.[129]

"И сказал Ламех жёнам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего, жёны Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро." (4:23–24)
"Поводом к этой песне послужило невольное убийство Ламехом Каина, произошедшее при жизни седьмого поколенья."[130] "Произошло, как говорят, это так: праправнук Каина Ламех был близорук, но очень любил охотиться. На охоте ему помогал отрок. И вот однажды он увидел, что в лесной чаще двигаются ветви с листьями, и показал на это место Ламеху, который тотчас выстрелил туда. А между тем, там отдыхал Каин, и стрела попала ему в самое сердце. Ламех ужаснулся, узнав, кого он убил, и, придя в ярость, убил и отрока. (...) Так излагает это предание св. Димитрий Ростовский."[131]
"По мысли св.Андрея Критского, песнь Ламеха есть плод его покаяния в убийстве. В связи с этим пониманием древнейшей песни Д.Щедровицкий даёт очень интересное толкование её последней фразы: «Буквально древнееврейское выражение «шив' им вэшива'а» означает «семьдесят семь» Значит, если вина Каина отомстилась в 7 поколении, то вина Ламеха отомстится «в 77 поколении».
В Евангелии от Луки находится родословие Христа, восходящее к Адаму, и в нём насчитывается ровно 77 имён (Лк.3,23–38). Значит, согласно удивительному прозрению Ламеха, в 77 поколении от Адама будет искуплен грех невольного убийцы. Именно Иисус Христос принёс на Голгофе жертву, искупающую грехи всякого человека, раскаивающегося в них перед Богом (Мф.1,21; 26,28)» [*]." [132]

"И познал Адам ещё жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин." (4:25)
Родив Сифа, Ева надеется, что он не будет таким, как Каин, а заменит ей Авеля. Поэтому она даёт ему имя Сиф, что значит "основание", в надежде, что Сиф положит основание новому типу людей, которые уже не будут братоубийцами, а будут жить на земле вместо Авеля. "По толкованию 70-ти, это имя также имеет значение «воскресение», так как он служил образом Христа воскресшего и создавшего Церковь Новозаветную, подобно тому как Авель носил образ Христа распятого."[133]

"У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа." (4:26)
Древнееврейское слово Энош (Енос) означает человек, но не в том собирательном, всеобщем значении, в каком стоит Адам, а значении личном – особенном и единичном, имеющем даже оттенок слабости человеческой. "Что есть человек (Энош) что ты помнишь его, и сын человеческий (бен Адам), что Ты посещаешь его?"– спрашивает Давид Бога (Пс.8:5).
"Это конечно не значит, что до этого времени совершенно не было в употреблении молитв, как призывания Бога. Религия стала выражаться во внешних формах, а следовательно и в молитве, ещё при первых сыновьях Адама – в приношении Богу дара. Выражение это означает лишь то, что теперь в поколении Сифа призывание имени Господа Бога сделалось открытым исповеданием их веры в Бога, знаменем, которое отличало их от Каинова поколения с его грубым безверием и нечестием." [134]

"Пятая глава книги Бытия открывается кратким повторением истории сотворения людей (и тут снова применяется слово «бара» – сотворение из ничего), как соборного единства во множественности, по образу и подобию соборного единства в Троичности в существе Божественном." [135] Но на сей раз акт творения человека изображается как начало человеческой истории. В русском переводе текст читается так:
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их." (5:1–2)
Имя "человек" Бог нарекает им обоим, к ним обоим относится и Божие благословение. Такова первая истина. Вторая истина состоит в том, что все люди рождаются по одному образу и подобию, то есть они равны. Эти истины потом будут торжественно подтверждаться и Самим Иисусом Христом в беседе с иудеями: "не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?"(Мф.19:4). И затем в Афинском ареопаге – Апостолом Павлом (Деян.17:26–28). Таково ветхозаветное библейское Откровение о сотворении человека.

Веруйте в Бога благого и милостивого – все дела Его совершенны.
Аминь.

Примечания автора:
[111] Священник Даниил Сысоев. Летопись начала. М.: Аксиос, 2003, стр.194.
[112] Там же, стр.194-195.
[113] Там же, стр.196.
[114] Там же, стр.197.
[115] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986 (репринт издания 1887 года), стр.13.
[116] (Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия.)
[117] (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.)
[118] Ук. выше в [111] изд. о.Даниила, стр.201.
[119]  Там же, стр.198.
[120] Цит. по «Келейному летописцу» святителя Димитрия Ростовского (Туптало).
[121]  Ук. выше в [111] изд. о.Даниила, стр.200.
[122] (Преподобный Иероним Блаженный, Стридонский. Еврейские вопросы на Книгу Бытия.)
[123] Meek T.J. The Present State of Mesopotamian Studies//Haverford Symposium on Archaeology and the Bible. N.Haven: American Schools of Oriental Research, 1938, p.158.
[124] Free J.P. Archaeology and Bible History. Wheaton-Illinois, 1954, p.38.
[125] Ук. выше в [111] изд. о.Даниила, стр. 210.
[126] Ук. выше в [115] изд. Лопухина А.П., стр.16.
[127] Short A.R. Archaeology Gives Evidence. IVF,L., 1966, p.9,14; Dye D.L.Faith and the Physical World: A Comprehensive View. The Paternoster Press, 1966, p.113–114.
[128] Ук. выше в [111] изд. о.Даниила, стр. 211; подробности приведены о. Даниилом там же на стр.211-212 с ссылками на его источники.
[129] Free J.P. Ук. выше в [124] изд., стр.(p.) 39.
[130] Ук. выше в [111] изд. о.Даниила, стр. 213.
[131] Там же, стр.206.
[132] Там же, стр.213-214 со ссылкой [*] Д.Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. I. Книга Бытия. М.,1994, стр.70–71.
[133] Там же, стр.216.
[134] Ук. выше в [115] изд. Лопухина А.П., стр.18.
[135] Архиепископ Нафанаил (Львов). О Святой Библии. Священное Писание и богослужение. Апологетические беседы. – СПб.: «Кифа»; «Издательство Олега Абышко», 2007, стр.60.


Рецензии