Про Анну, церковные кирпичи, веру и быка-убийцу

Ее звали Анна Александровна. Родилась она до революции – в далеком 1911-м. Я видел ее всего один раз, в семилетнем, примерно, возрасте. То есть более сорока лет назад. Старушкой. Теплым августовскими вечером, когда шли с моей бабушкой мимо нашей деревенской церкви, еще в двадцатые годы закрытой. Кажется, темнело, оттого я и предполагаю август.
Смутно ее помню. Разве что на голове ее платок и глубокие морщины – на лице. А вот о чем она разговаривала с моей бабушкой – запамятовал, да и вряд ли  мне это представляло интерес. Но в память врезались последние слова Анны, произнесенные при расставании: «Пойду, Богу помолюсь». Мне их тогда было как-то необычно слышать, хотя моя бабушка молилась каждый вечер.
Анна подошла к разрушавшейся уже тогда церкви и перекрестилась, кажется – с поясным поклоном. А потом, чуть ли не в тот же год, а может и на следующий, я узнал, что ее забодал колхозный бык. Сломал ей позвоночник. Она немного в больнице помучилась и померла. Рассказывали, что Анна быка этого осеняла крестным знамением.
С тех пор прошло очень много времени. Этим летом мы с сыном традиционно посетили деревню и знаток местных преданий, соседка тетя Таня, рассказала мне, как Анна таскала кирпичи из закрытой церкви. Ну сколько ей тогда было? Вряд ли больше двадцати. Небось кто из взрослых подсказал.  Хотя может кирпичи эти она и позже возила. По словам тети Тани, соседи  предупреждали Анну: нельзя этого делать. Не послушала.
Потом у нее погибло два сына. Молодыми. Один утонул, а что случилось с другим – забыл. А Анна, как уже в курсе читатель,  на исходе дней стала весьма верующей и, как говорят в деревне – богомольной. Погибла,  вот, под копытами разъяренного быка.
Кто-нибудь из православных скажет: «Бог ее наказал», добавив: «Животное стало орудием Промысла».
Не знаю-не знаю. Мне вот лично ближе слова, произнесенные Творцом через пророка Исаию: «Мои мысли – не ваши мысли, Мои пути – не ваши пути». Да и преподобному Антонию Бог ответил на его вопрошания: «Антоний, внимай себе и не исследуй путей господних»
А вообще история довольно типичная: разрушение храма, церковного кладбища и пр., с последующим несчастьем. Я таких слышал не одну. Но у меня они вызывают вопросы. Ведь человек не в информационном вакууме принимает решение. Его мнение сызмальства формирует среда: бытие, как говаривал Маркс, определяет сознание. Подобное утверждение не противоречит и христианству, если вспомнить апостола Павла: «Худые сообщества развращают добрые нравы».
Соответственно те, кто составлял окружение той же Анны и сформировал в ее, явно тогда еще юной голове, представления о возможности воспользоваться кирпичами от закрытой церкви – понесли кару?
Кто-то, пожалуй, возразит о свободе воли. Сложный вопрос, ответ на который во многом зависит от сформированных у человека представлений о добре и зле. А оные формирует все та же социальная среда. Да и по поводу кары. А как же произнесенные Христом слова на кресте: «Прости им Господи,  не ведают, что творят». С другой стороны, иудеи не знали,  что распинают Бога. Наконец, абсолютизация ценности земной жизни для христианина неверна.
Та же Анна перешла из одного мира в другой. И после перенесенных здесь страданий ей прощены совершенные на земном пути грехи – так, наверное?
Наконец, непростой вопрос о наказании детей за грехи родителей. Оставим в покое генетику. В книге пророка Иезекеиля прямо сказано: «Сын не понесет грехи отца». Как эти слова сопоставить с гибелью детей Анны или гибель эта не связана с разрушением храма?
На фото - церковь во имя Архангела Михаила в селе Никитино, где много лет назад я встретил Анну Александровну
11, 12 июля Чкаловский


Рецензии