Кто такие жанели?

     Особую ступеньку в древних  мифах некоторых народов (гр.  mithos – рассказ, предание), повествующих о деяниях богов и героев, составляют  потомки  богов (бессмертных духовных существ, наделённых сверхъестественными свойствами) и материальных смертных людей.
     Однако боги, как духовные существа и не могли вступать в прямые связи с людьми, но они  обладали очень важным свойством превращения (перевоплощения) души в материальное тело, т.е. очеловечения, превращения в человека; инкарнацияей (лат. incarnatio – воплощение).  При этом они обладали и всеми человеческими свойствами. И именно от таких персонажей  в мифических произведениях народного творчества (фольклора) рождались дети полубоги-полулюди.
     В греческой мифологии потомки богов и смертных людей, обычно были мужского пола и  назывались героями (гр. hеros – подобный Гераклу, т.е. богатырь, смельчак). Само слово “герой» произошло от прозвища сына главного бога греческой мифологии Зевса и смертной женщины Алкмены, жены мифического царя города Фивы Амфитриона,  Геракла (гр. Гера – имя богини; охранительница, госпожа + kleos – cлава = прославленного из-за гонений богини Геры), которого  жена Зевса постоянно преследовала  и обременяла различными жизненными препонами.
     В силу возникших жизненных обстоятельств Геракл по  статусу тоже был бог, но как сын обычной смертной женщины  был смертным. И чтобы узнать о своей судьбе, он по совету сочувствующих ему богов, посетил бога Апполона, предсказателя будущего,  и спросил его, что ему делать.  Апполон велел ему вернуться на родину его предков в  город Тиринф и поступить на службу к местному царю Эврисфею и выполнить по его заданию двенадцать великих подвигов и тогда он вернётся на Олимп  и станет, как и все боги, бессмертным. Геракл выполнил все эти предсказания и с тех пор живёт в сонме греческих богов, как награде за все его страдания  и мучения. 
Другими наиболее известными древнегреческими героями полубогами-полулюдьми  были Персей, сын бога Зевса и Данаи, дочери царя города  Аргоса Акриена; Тесей – сын бога моря  Посейдона и Эфры – дочери царя Афин Эгея; Полидевк – сын бога Зеса и Леды – жены царя Спарты Тиндарея.
     В других мифологиях многих народов родопроизводителями полулюдей-полудухов были дивы – также иллюзорные мифические духовные существа из сонма демонов,  большей частью источников зла, которые в процессе эволюции трансформировались в отдельный класс духов.
     В  мифологии других народов мира, в частности   в фольклоре народов Кавказа, Урала, Поволжья, Малой и Средней Азии ди;вы, дэ;вы (авест. da;uua, da;ua, da;va – сияющий, божественный, удивителный) имеют вид великанов ростом  3,0-3,5 метра, крепкого телосложения и  очень сильных. Присутствуют в тюркской  (азербайджанской, башкирской, татарской и др.), иранской, славянской, грузинской, армянской, мифологиях и  в древних религиях Средней Азии, в Азербайджане и Иране.   В зависимости  от языковых особенностей разных народов и акцентов (произношения) называются эти существа на армянском языке – дэвы, на грузинском – дэви, на узбекском - divlar, на гагаузском – девы, на туркменском – дёвы, на кыргызском – дёолар,   на казахском – дэу, на карачаевском – дёу, на языке казанских татар – дию, западно-сибирских татар – тивы, на башкирском языке – дейеву.
     Обычно дивы покрыты шерстью, на ногах и руках у них вместо ногтей острые когти, на голове растут небольшие рожки. В интеллектуальном развитии дивы довольно глупы, их легко обмануть, чем обычно и пользуются их оппоненты и противники
     Живут дивы в больших горных  пещерах, расположенных чаще всего в узких ущельях, в каньонах и глубоких речных долинах, в различных подземных сооружениях и ведут звероподобный образ жизни - хотя в некоторых сказках дэвы, как и люди,  занимаются скотоводством, растениеводством, полеводством, носят одежду, но чаще шкуры. варят мясо в котлах и т.д. 
    В то же время в других мифологиях многих народов дивы были  похитителями женщин  с целью сожительства,  создания семьи и продолжения рода. Их дети были полудухами-полулюдьми и назывались жанелями. Их название составлено из двух древнеперсидских слов жан + эль (ир. жан – душа  + эл – народ, люди = духи-люди).
Много  легенд в уральских землях связаны с древним исчезнувшим народом – чудью. В этих легендах также рассказывается о том, что в незапамятные времена населяла уральские земли «чудь  белоглазая» или «дивьи люди», или же «сирты» - мифический народ, полудухи-полулюди. Они были маленького роста, но при этом отличались особой красотой и статью. У них была темная кожа и, разумеется,  белые глаза. Кроме того, у чуди не было оружия, что компенсировалось их глубоким и обширным пониманием природы и взаимодействием с ней. Приписываются чуди и колдовские способности, и дружба с потусторонними силами.
     Однако в ряде других легенд  встречаются, впрочем, и другие описания чуди  как уродливых великанов, поедающих людей, что почти полностью совпадает с легендами тюркского и иранского происхождения.
      Таким образов в зависимости от национальности того или иного народа их сказители, писатели, поэты и певцы на основе исторических, природных и общественных явлений создавали  в своих фантазиях (творческом воображении)  иллюзорные образы новый вид духовных существ,  имеющих необычный и отличный от людей вид и наделённых сверхъестественными свойствами. 


Рецензии
Процесс мифотворчества продолжается. Уже есть человек-паук, Гарри Потер и черепашки-ниндзя.

Михаил Сидорович   12.07.2021 15:47     Заявить о нарушении