Кое-что о пограничниках времён Ельцина

Граница на «замке» или как мой сын и механик Серёга перешли границу «вброд».

   В разгар лихих 90-х после долгого перерыва собрался я на юга. Поездом ездить мы уже разучились, а на взлёт-посадку денег не хватало. Подумали-подумали и решили, ударим автопробегом по дорогам. Решать, конечно, мне пришлось и мне же Надежду уговаривать. Фантазировать я загодя стал, в феврале-марте, чтобы к июлю-августу  надоеcть  «до чёртиков» и получить полный карт-бланш.


   Автомобиль мы ещё в декабре купили. Долго выбирали, но по деньгам состоялась только классика – 2104. У меня был опыт дальних странствий – семьёй с родителями мы исколесили  на мотоцикле и прочих более серьёзных видах транспорта, много тысяч километров, да и с Надей успели уже «накататься». Мне 41, пить уже 2 года как «завязал» - жизнь только начиналась! Мир был у наших ног! Я был уверен в успехе. Но где-то в глубине шевелились, терзали мысли сомнения – путь дальний, через несколько границ, 5000 км в один конец. А вдруг что с машиной? По мелочам и сам справлюсь,  а если что посложнее? Сыну 11 лет – не помощник.
Не долго думая, предложил разделить трудности дороги своему механику Самойлову Серёге. За это взял его на полный пансион, так как денег у него сроду не водилось – то пропьёт, то сожительница стырит. Надежда сначала сопротивлялась, но убеждения и аргументация великая вещь.


   В назначенный день июля 1996 выехали затемно. К обеду, на уральском хребте, жара так достала, что я выкупался в лесной колее. Сверху вода казалась абсолютно прозрачной, но когда я радостно шлёпнулся в неё, со дна поднялось невообразимое количество ила. Вылезать было поздно – всё равно отмываться – и я продолжил водные, нет, уже грязевые процедуры.


   На третий или четвёртый день мы достигли первой границы, с Украиной. Маршрут я выверил ещё дома. В то время не было ни ПК, ни интернета, ни сотовой связи. Схема проезда составлялась в меру жизненного опыта и многочисленных странствий во времена Союза.
Всё было рассчитано правильно – на таможенном пункте стояло пару машин. Правда, от полуденной жары стражи ценностей и границы еле шевелились. Однако при виде наших номеров в их рядах сначала возникло смятение, а затем удивление и интерес.


   Прохождение таможни мне не запомнилось, но вот пересечение границы России я никогда не забуду. Пограничники вяло взяли наши документы и ушли в свою «биндейку». Время шло, но ничего не происходило. Слава Богу, там была тень от деревьев, иначе потребовалась бы медпомощь – на улице было градусов 38. Наконец вышел лейтенант, пальцем указал на меня и жену : «вы можете выезжать, а эти – палец в сторону сына и механика – останутся в стране, документы не действительны. И он мирно не спеша удалился на "базу".
 
???????????????

   Шок от услышанного превратил моё тело в медузу на горячем песке. Способность мыслить вернулась минут через 30-ть, но в голове не рождалось никакой идеи. Метались какие-то обрывки из кинофильмов советского периода - "Выстрел над Тиссой", "Мухтар "Ко мне!""... О возвращении назад не могло быть и речи - до цели километров 700-800, до Крыма и того меньше. Пассажиры сидели в машине, я яростно курил и нарезал круги по последней пяди Родины, проклиная всех правителей России, США и жёвто-блокитной...

   Через некоторое время, показавшееся для меня вечностью, к нам подошёл кто-то из таможни и с удивлением спросил причину такой длительной остановки на вверенной ему площадке. После моего спутанного объяснения он, задрав брови кверху и многозначительно хмыкнув, выдал сакраментальную фразу : "Отдай по 100 р. на каждого погранца и освобождай территорию". Ура российской таможне! - за 300 рублей я покинул страну с пожизненными впечатлениями о состоянии вооружённых сил Родины во времена Ельциновского "правления".

17.12.2020 - май 2021.   


Рецензии