Психологический тренинг Аффилиация

     Психологический тренинг «Аффилиация» на профилактику снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Данный психологический тренинг направлен на профилактику снижения уровня аффилиации в организационном коллективе, на сплочение, укрепление межличностных взаимоотношений и снятие эмоционального напряжения.
     Цель данного психологического тренинга – профилактика снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Задачи данного психологического тренинга:
     - разведать психологическую обстановку в организационном коллективе, лучше узнать каждого участника тренинга и найти к каждому подход;
     - снять напряжение и психологически расслабить организационный коллектив, высвободить их отрицательные эмоции;
     - провести психологическую коррекцию имеющихся проблем во взаимоотношениях организационного коллектива;
     - улучшить и усовершенствовать взаимоотношения организационного коллектива;
     - объединить и сплотить организационный коллектив;
     - сделать психологическую работу по профилактике неблагоприятного психологического климата в организационном коллективе;
     - провести психопрофилактическую работу возможных проблем;
     - провести психологическую работу по профилактике снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Данный психологический тренинг предназначен для организационных коллективов, численностью от 5 до 50 человек.
     Программа психологического тренинга рассчитана на длительность от 40 минут – 60 минут. Программа психологического тренинга подразумевает от одного до десяти занятий, в зависимости, сколько требуется организационному коллективу. Занятия включают в себя психологические игры, расслабляющие игры, аффирмации и аутогенные тренировки.
     Правила психологического тренинга:
     - быть максимально честным и откровенным в отношении друг друга, не использовать ложь;
     - уважать личность каждого участника тренинга, не перебивать друг друга, не использовать грубых и оскорбительных выражений;
     - выключать или ставить на беззвучный профиль мобильные телефоны.
     Программа психологического тренинга.
     В самом начале проведения психологического тренинга психологу (ведущему) необходимо поздороваться со всеми и познакомиться с организационным коллективом (если до этого не знакомы). Данная процедура заложит первую ступень и будет являться основой всего дальнейшего проведения тренинга, поскольку данная процедура способна наладить первичный контакт.
     Во время проведения данной процедуры психологу необходимо произвести приятное впечатление на организационный коллектив, вызвать у них доверие и в тоже время вызвать авторитет, чтобы коллективу не только нравился ведущий, но и чтобы ведущий вызывал у них уважение, было желание работать с ним.
     Процедура знакомства может проходить примерно таким образом. Зайдя в помещение, где будет проходить тренинг, ведущий может слегка улыбнуться, расправить плечи, выпрямиться и четко, уверенно и в то же время мягко, доброжелательно произнести примерно следующее:
     – Я приветствую вас, мои дорогие участники. Я рад (а) видеть каждого из
вас. Мне приятно видеть ваши доброжелательные и приветливые лица. Для меня честь, что мне предстоит работать с таким замечательным коллективом. Меня зовут (назвать свое имя), и я проведу для вас психологический тренинг, который поможет вам еще более сплотиться и подружиться. (Вступительная речь должна занимать не более трех минут, так как краткая речь не вызовет у коллектива доверия, а долгая – утомит, коллектив может посчитать ведущего нерасторопным и нерешительным).
     Следующим элементом психологического тренинга являются разогревающие психологические игры, способные побудить участников к действию, вызвать желание принимать участие, активизировать умственную и мышечную активность. Игры должны быть легкими, подвижными. Проводятся они не более семи минут. Желательно от трех до пяти минут.
     Если психолог с коллективом не знаком, то игра «Баранья голова» как раз выполняет такую функцию, а заодно помогает взбодрить коллектив и побудить его к действию. Для игры понадобится какая-то мягкая игрушка или другой мягкий предмет. Каждый из участников по очереди передает его друг другу, называет свое имя и какое-то прилагательное к нему. Например, Софья Сияющая и т.д. Можно применять и другую часть речи. Например, Софья Эльф и другое. Каждый последующий участник называет не только свое имя, но и имена всех предыдущих участников. В конце ведущему предстоит озвучить имена всех участников. (Игра проводится не более семи минут. Оптимальный вариант от трех минут до пяти).
     Примеры психологических игр, направленных на разминку, которые может применить психолог в качестве разогревающих игр.
     а) «Джеймс Бонд». По правилам данной игры участники становятся в круг. Ведущий (психолог) указывает на кого-нибудь рукой (палочкой, флажком, зонтиком и т.д), имитируя выстрел из пистолета. Люди, которые по обе руки стоят рядом с тем, в кого «выстрелили», кладут ему руки на плечи и говорят: «О, Джеймс». Тот, в кого «выстрелили», новый ведущий.
     б) «Портфолио» (игра разработана самим автором). Ведущий (психолог) собирает себе портфолио. Для этого все становятся в круг. По велению ведущего всем необходимо изобразить то, что велят, используя актерское мастерство. Например, по просьбе ведущего все могут изобразить русалку, часы, весы, эльфа и т.д. Это может звучать примерно таким образом: «Хочу в портфолио «русалку»» и т.д. Кто лучше справился с задачей, тот становится новым ведущим.
     в) «Зеркало». По правилам данной игры сначала ведущему (психологу) необходимо повторять за всеми жесты, при, чем за всеми участниками одновременно. Когда за тем все начинают повторять жесты за ведущим (психологом). Кто справился лучше, тот новый ведущий.
     г) «Сумасшедший хоровод» (игра разработана самим автором). У ведущего в руке какая-либо мягкая игрушка или подушка или любой другой мягкий предмет. Все вместе участники берутся за руки и водят по кругу хоровод, напевая: «Мы вместе, вместе, вместе одна дружная семья. Никто, никто, никто не разлучит нас никогда». Напевая эту песню, ведущий неожиданно бросает кому-нибудь из участников эту самую мягкую игрушку и кричит «Фант». Если участник успевает поймать игрушку, то участники делают хаотичные движения руками и кричат, и игра снова продолжается, а если нет, то выполняет смешное задание «фант» ведущего и становится новым ведущим.
     Примечание: участники могут водить как хоровод, так и водить «паровоз», стоя друг за другом и кладя руки на плечи или талию товарищу (одну руку можно даже освободить и просто ею махать, как будто приветствуя кого-то). Либо это может быть какая-то другая форма, завися от фантазии ведущего.
     Во время проведения психологических игр, а также на протяжении всего тренинга ведущему необходимо наблюдать за психологическим состоянием участников. Если есть необходимость, то где-то взбодрить их и побудить к работе, а где-то сбавить излишний пыл и активность. Если кто-то из участников тренинга испытывает негативные эмоции, то можно отдельно его или всех участников (чтобы не привлекать к одному участнику излишнее внимание)взбодрить какой-то легкой шуткой, рассказать что-то смешное.
     Если участник рассержен, то можно предложить ему воды, подержаться за какой-то мягкий предмет, предложить всем расслабиться, закрыв глаза и представив что-то приятное. Одним из лучших способ является – это предложить участнику/участникам высказаться о своем самочувствии, узнать, все ли у всех хорошо и т.д.
     После легких, разогревающих игр необходимо предложить участникам принять удобные позы и каждому по очереди рассказать о своем психологическом самочувствии, о первых впечатлениях, о том, что они чувствуют в данный момент, о каких-либо пожеланиях к тренингу и т.д.
     Чтобы придать уверенности участникам, психолог может первым рассказать о том, что чувствует. Например: «Мои дорогие участники, я чувствуя себя хорошо и уютно с вами, мне спокойно и тепло. Я не чувствую какого-либо негатива от работы с вами. Я желаю, чтобы наша работа протекала также спокойно и хорошо».
     Время данной процедуры варьируется от количества участников. Наилучшая продолжительность от семи до пятнадцати минут, но не больше тридцати минут. Если у кого-либо из участников имеются глубокие проблемы, то желательно назначать для них индивидуальные консультации, поскольку тренинг направлен на групповую работу.
     Затем идет основной этап тренинга. Данный этап подразумевает основную работу с преподавательским коллективом по его расслаблению и снятию эмоционального напряжения. Данный этап включает в себя психологические игры, расслабляющие игры, упражнения, аффирмации, аутогенные тренировки, которые как раз справляются с данной задачей.
     Игра 1 – это «Передай мне вещь».
     Данная игра направлена на профилактику снижения уровня аффилиации в организационном коллективе, на расслабление, снятие эмоционального напряжения и высвобождение отрицательных эмоций, на активизирование его умственной и творческой деятельности, на развитие воображения и креативности.
     Цель – профилактика снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Данная игра может варьироваться от десяти до тридцати минут. В определенных ситуациях она может длиться дольше или меньше. Чтобы участникам было интереснее, можно придумать определенный сюжет для протекания игры. Например, что какой-то злой волшебник пожелал украсть их аффилиацию, и каждая переданная вещь поможет ее вернуть.
     Вариации игры могут быть разными. Это может как один психолог обращаться к каждому по очереди, как и каждый участник обращаться к каждому по очереди или вразброс. Основная цель того, кто обращается – это попросить кого-то передать ему определенный предмет, и кто его передает – тому необходимо актерским способом изобразить, как он передают эту вещь.
     Игра 2 – это «Коллективный счет».
     Данная игра направлена на профилактику снижения уровня аффилиации в преподавательском коллективе, на сплочение и объединение коллектива.
     Цель – профилактика снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Данная игра может варьироваться от семи до пятнадцати минут. В определенных ситуациях она может длиться дольше или меньше. Чтобы участникам было интереснее, можно придумать определенный сюжет для протекания игры. Например, что какой-то злой волшебник пожелал украсть их аффилиацию, и каждая названная цифра поможет ее вернуть.
     Участникам предлагается произвести коллективный счет. Каждый по очереди, не сговариваясь, называет порядковый номер в порядке возрастания. Если участники называют одновременно один и тот же номер, то счет начинается сначала.
     Игра 3 – это «Идеальный сотрудник» (игра разработана самим автором).
     Данная игра направлена на профилактику снижения уровня аффилиации в организационном коллективе, на расслабление, снятие эмоционального напряжения и высвобождение отрицательных эмоций, на активизирование его умственной и творческой деятельности, на развитие воображения и креативности.
     Цель – профилактика снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Данная игра может варьироваться от десяти минут до пятидесяти минут. В определенных ситуациях она может длиться дольше или меньше. Чтобы участникам было интереснее, можно придумать определенный сюжет для протекания игры. Например, что какой-то злой волшебник пожелал украсть их аффилиацию, и каждая переданная вещь поможет ее вернуть.
     Участникам предлагается составить портрет идеального сотрудника. Для этого понадобиться ватман, ручки, карандаши, фломастеры и т.д. Совместно, участники рисуют портрет идеального сотрудника. При этом они берут что-то друг от друга. Например, от одного участника они берут его глаза, от другого – уши, от третьего – нос, от четвертого – бантик, от пятого – ум, от шестого – подход к людям, от седьмого – обаяние и т.д.
     В дальнейшем участники садятся в круг. На листе бумаги они записывают имена троих коллег, которых они взяли бы с собой в новое образовательное учреждение. Записывать имена коллег нужно в порядке значимости. Затем необходимо подписать листок бумаги ми сдать психологу. Оптимальное время проведения – до пятнадцати минут.
     Затем необходимо взять другой лист бумаги и написать на нем какое-либо пожелание или собственные ощущения. Позже все листки сдаются в одну шляпу, каждый по очереди вытягивает какой-либо лист, зачитывает его и рассказывает о своих ощущениях по поводу написанного. Оптимальное время проведения – до тридцати минут.
     Игра 4 – это «Мадам Шамкина».
     Данная игра направлена на профилактику снижения уровня аффилиации в организационном коллективе, на снятие эмоционального напряжения, на сплочение и объединение коллектива.
     Цель – профилактика снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Данная игра может варьироваться от семи до пятнадцати минут. В определенных ситуациях она может длиться дольше или меньше. Чтобы участникам было интереснее, можно придумать определенный сюжет для протекания игры. Например, что какой-то злой волшебник пожелал украсть их аффилиацию, и каждая названная фраза поможет ее вернуть.
     По правилам игры участникам необходимо рассказать ведущему о том, кто такая Мадам Шамкина. При этом говорить необходимо таким образом, чтобы не было видно зубов. Ведущий (психолог) к каждому по очереди или вразброс обращается и спрашивает: «Ты знаешь, кто такая Мадам Шамкина»? При этом нужно задавать самые различные варианты вопросов. Например, «Вы видели такую странную женщину с желтыми зубами, Мадам Шамкину?» или «Где эта Мадам Шамкина в длиннющей бабушкиной юбке? Вы не знаете ее?». В конце после всех вопросов ведущий (психолог) с искренним удивлением восклицает, что он и есть Мадам Шамкина.
     Игра 5 – это «Бразильская бабушка».
     Данная игра направлена на профилактику снижения уровня аффилиации в организационном коллективе, на снятие эмоционального напряжения, сплочение и объединение коллектива.
     Цель – профилактика снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Данная игра может варьироваться от семи до пятнадцати минут. В определенных ситуациях она может длиться дольше или меньше. Чтобы участникам было интереснее, можно придумать определенный сюжет для протекания игры.
     Например, что какой-то злой волшебник пожелал украсть их аффилиацию, и каждая названная фраза поможет ее вернуть.
     Всем предлагается встать в круг. Ведущий (психолог) утверждает, что к нему приехала Бразильская бабушка. Остальные должны повторить, что к ним приехала Бразильская бабушка. Затем ведущий (психолог) выставляет вперед ногу, заворачивая ее в бок, и говорит, что у его бабушки такая нога. Все повторяют за ним. В течение всей игры участники повторяют за ведущим движения (потряхивание рукой, подмигивание глазами, странные приседания и т.д.) и фразы (что это такая Бразильская бабушка). И в конце ведущий (психолог) говорит: «Какая бабушка, такие и внуки».
     Игра 6 – это «Злой волшебник» (игра модернизирована самим автором, на игры «Мафия»).
     Данная игра направлена на профилактику снижения уровня аффилиации в организационном коллективе, на снятие эмоционального напряжения, развитие творческого воображения, сплочение и объединение коллектива.
     Цель – профилактика снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Данная игра может варьироваться от двадцати до пятидесяти минут. В определенных ситуациях она может длиться дольше или меньше. Чтобы участникам было интереснее, можно придумать определенный сюжет для протекания игры. Например, что какой-то злой волшебник пожелал украсть их аффилиацию, и каждый пройденный этап поможет ее вернуть.
     Участники садятся в круг. Каждому из них выдается карточка с определенной ролью: добрый волшебник, злой волшебник, фея, шут и мирные жители. Сюжет психологической игры заключается в том, что злой волшебник похитил аффилиацию (эмоциональную близость, доверие и дружбу) в организационном коллективе. Нужно поймать злого волшебника и вернуть аффилиацию. Добрый волшебник и фея помогают обезвредить злодея, когда шут наоборот ему помогает.
     По правилам игры ведущий (психолог) объявляет наступление ночи. Все закрывают глаза (можно завязывать их платком или шарфом). Ведущий (психолог) объявляет, что просыпается злой волшебник. Тот, у кого карточка «Злого волшебника», открывает глаза и указывает на того, кого хочет околдовать (другие участники не должны видеть, кто злодей). Затем просыпается «Шут» и указывает на того, кто по его мнению «Добрый волшебник». Затем просыпается «Добрый волшебник» и указывает на того, кто по его мнению злодей. Затем просыпается «Фея» и указывает на того, кто по ее мнению «Шут».
     Ведущий (психолог) объявляет о наступлении утра. Все открывают глаза и узнают, кто околдован «Злым волшебником», на кого одет колпак «Шута», кого обстреляли светлой магией и волшебной палочкой. Те участники выбывают из игры.
Если Шут отгадал, кто был «Добрым волшебником», то «Добрый волшебник» теряет свою силу на две ночи. Он остается в игре. Никто не знает, кто является «Добрым волшебником». После двух ночей к «Доброму волшебнику» возвращаются его силы, и он может продолжить ловить злодея. Если «Фея» отгадывает, кто «Шут» или на него случайно указывает «Добрый волшебник», то «Шут» выбывает из игры. Если «Добрый волшебник» отгадал, кто злодей, то игра завершается.
     Если злодей не был найден, то мирные жители начинают голосование. Если они вычисляют злодея, то игра завершается, а если нет, то наступает ночь, и игра продолжается.
     После проведения психологической игры участникам по просьбе ведущего (психолога) предлагается занять удобное положение, расслабиться и закрыть глаза для проведения аутогенной тренировки.
     Аутогенная тренировка «Аффилиация» (разработана самим автором) направлена на профилактику снижения уровня аффилиации в организационном коллективе, на снятие напряжения и расслабление, а также на устранение имеющихся проблем во взаимоотношениях в организационном коллективе и
на профилактику негативного благоприятного климата в организационном коллективе.
     Цель аутогенной тренировки – профилактика снижения уровня аффилиации в организационном коллективе.
     Длительность – не более сорока минут. Оптимальное время – от десяти до двадцати минут.
     Когда все выполнят просьбу ведущего (психолога), ему нужно медленным, достаточно монотонным и успокаивающим голосом, расставляя нужные паузы произнести для всех следующее:
     –  Сделайте медленный глубокий вдох… Выдох… Вдох… Выдох… Вдох… Выдох… Вдох… Выдох… Почувствуйте, как по вашим векам медленно распространяется приятное тепло, словно это приятные, ароматные  компрессы … веки тяжелеют… Почувствуйте, как медленно расслабляются пальцы ваших рук, словно они погружаются в теплый песок или бескрайнее море… Почувствуйте, как медленно расслабляются пальцы ваших ног, словно они погружаются в теплый песок или бескрайнее море… Ощутите, как медленно расслабляются ваши руки, от кончиков пальцев до самых плеч… Ощутите, как расслабляются ваши ноги… Вы чувствуете, как по спине пробежал теплый ветерок, его дуновение распространилось по всему телу… Почувствуйте, как ваше тело окутывает теплая пелена, ощутите расслабление и спокойствие… Вам становиться все спокойнее и спокойнее… Все плохое и дурное куда-то уходит, медленно испаряется и больше не тревожит… Вас куда-то медленно выносит… Медленно-медленно…
     Почувствуйте себя звеном одной единой системы… Почувствуйте, что Вы являетесь частью механизма… Частью единого коллектива… Почувствуйте, как Вы и Ваши коллеги взаимосвязаны… Что Вы все – части единого механизма… Части единого коллектива… Механизм не может взаимодействовать без какого-либо звена… Механизму нужны все звенья… Для него важна каждая его часть… Почувствуйте, как Вы все неразделимы… Как Вы не отделимы друг от друга… Вы слаженно гармонируете в одной системе… Вы находитесь в гармонии… Вы соединены… Взаимосвязаны… Едины…
     Повторяйте за мной… «Я – часть единой системы» (от трех до пяти раз)… «Я – часть единого механизма» (от трех до пяти раз)… «Я – часть единого коллектива» (от трех до пяти раз)… «Мы все взаимосвязаны» (от трех до пяти раз»... «Мы все – части единого механизма» (от трех до пяти раз»… «Мы все – части единого коллектива» (от трех до пяти раз)… «Механизм не может взаимодействовать без какого-либо звена» (от трех до пяти раз)… «Механизму нужны все звенья» (от трех до пяти раз)… «Для него важна каждая его часть» (от трех до пяти раз)… «Мы неразделимы» (от трех до пяти раз)… «Мы неотделимы» (от трех до пяти раз)… «Мы слаженно гармонируем в одной системе» (от трех до пяти раз)… Мы взаимосвязаны (от трех до пяти раз)… «Мы едины» (от трех до пяти раз).
     На счет три откройте глаза. Один… Вы чувствуете, что начинаете постепенно просыпаться, сознание медленно возвращается к вам, вы начинаете возвращаться к себе, ощущать ясность мышления, мысли становятся все более отчетливыми… Два… Вы прекрасно расслабились и отдохнули… Прошли напряжение и усталость… Ваше тело наполняется бодростью и свежестью … Вы чувствуете, как ваши мышцы крепнут, набираются сил…. Вы готовы к действиям… Три… Откройте глаза. Потянитесь. Улыбнитесь. Сделайте медленный вдох и медленный выдох.
     Завершив аутогенную тренировку, участникам предлагается встать, немного походить, подвигаться. Когда потом они возвращаются на свои места и рассказывают о своих впечатлениях и ощущениях.
     На этом ведущий (психолог) прощается с участниками до следующего занятия.


Рецензии