Дикий образом зверь невиданный
Как видно по многим изображениям, египетские охотники не упускали случая набить свои корзины ежами, пока их гончие возились с крупной дичью. Их потом тоже ели, очевидно, запекая в глине, чтобы отделить от шкурки иголки. В Италии, где бродячие циркачи вместо мартышек или же с ними заодно водят с собою по сёлам ручных дикобразов, также ведут охоту на этих грызунов, чьё мясо – признанный деликатес. Но до сих пор не найдено ни одного изображения, на котором древние египетские охотники ловили бы дикобраза. Даже не установлено, как именно в Египте фараонов называли дивного зверя.
В § 466 папируса Эберса в качестве основного компонента лекарства от стригущего лишая рекомендованы «волосы» некоего существа, названного «хента». В связи с тем, что ежи на египетских памятниках подписаны как «хенти» была высказана версия, что это либо вариант произношения, либо термин для животного, в чём-то похожего на ежа. Конечно, дикобраз гораздо крупнее мелких и ушастых пустынных ёжиков, он лишь немного меньше степенного бобра-боярина, а его роскошную мантию из похожих на часто рассечённые полосками спицы игл можно ли так просто сравнить с коротенькой щетиной ежа?
Ко всему прочему, дикобраз не хищное насекомоядное, а грызун, да ещё какой: он может перерезать своими зубами претолстую проволоку как бокорезами. Но, конечно, древнему египтянину было бы довольно даже отдалённого конвергентного сходства животных, чтобы объединить их в своей системе «классов» обитателей живого мира. Так что в одних переводах манускрипта Эберса можно увидеть «иглы ежа», а в других – «иглы дикобраза». Если вдуматься, то второе кажется более вероятным. У дикобраза шикарная шевелюра, но тонкие, длинные и гибкие иглы, из которых она состоит, едва держатся на коже.
За лесом узких трубчатых игл спрятаны более короткие и прочные. Если любой ещё молодой и глупый хищник вздумает напасть на зверька, то он вмиг будет усеян пучками жал, из которых какие-то он вынуть сам так и не сможет! В античное время верили, что дикобраз стреляет иглами в своих врагов, точно заправский Амур. И это почти правда: приняв боевую стойку, дикобраз «распушает» свой арсенал, топает лапками, хрюкает и гремит пёстрыми лучами игл. А затем, если не помогло, он отворачивается и коротким броском назад всаживает в своего супостата шипы с хвоста. А ещё он, резко вздрогнув, как бы «мечет» часть игл: они отлетают от шкурки в разные стороны.
Яда в иглах дикобраза тоже нет, однако они вызывают болезненное воспаление и даже нагноение естественным образом. Это можно сравнить с занозой или глубоко засевшей колючкой. Игла зверька очень ломкая, и даже после удаления под кожей могут остаться её осколки, само собой, не стерильные. Незадачливый плотоядный зверь, пострадавший от атаки дикобраза, получает, по сути, увечье. Он будет слабеть от изматывающей боли и не сможет больше охотиться на свою обычную дичь. Зато может при случае стать людоедом – ведь человек не может бежать с той же скоростью, что и антилопа или газель. Даже зубы, острые, как секаторы, не нужны дикобразу в самообороне.
Без вольера держать дикобраза нельзя: он очень игрив, а ещё будет грызть всё, что ему придётся по душе. Он истово уверен в своей неуязвимости, что в зоопарке или при доме, что на воле. Он не видит преград и не ведает страха. Он может деловито перегрызть проволочную ограду, чтобы войти в сад или на бахчу, полакомиться там и порыть землю (он же великий архитектор нор!). А может порвать оросительный шланг, если его одолеет жажда. Такое вот фанфаронство иной раз стоит ему жизни, так как он не отличает, к примеру, автомобиль или грузовик от зверей крупных габаритов, да и его обычные враги, бывает, одерживают над ним верх.
На юг Европы хохлатые дикобразы попали из Африки. Всё началось с увлечения имперским Римом экзотическими животными. Но именно дикобраз живьём был завезён на Аппенины не ранее эпохи поздней античности. К тому времени, быть может, как и сейчас, в странах Магриба и Восточной Африки (но уже не в Египте, а разве что в Нубии) можно было поймать особей из подвида Hystrix cristata galeata. А хохлатый сенегальский дикобраз (Hystrix cristata senegalica) попадался к югу от Сахары. Их везли в Италию и на Сицилию ради ценного мяса для гурманов да шкурок – римским матронам нравились шпильки из позолоченных игл дикобраза. О такой же моде в Египте, откуда шли транзитом все сокровища Африки, ничего неизвестно.
Источники:
Андерсон Дж. Зоология Египта. Том 2. Млекопитающие./Anderson John. Zoology of Egypt. Volume 2. Mammalia ( London : B. Quaritch, 1902). Harvard University, Museum of Comparative Zoology, Ernst Mayr Library
Francesco M. Angelici, Paolo Colangelo, Spartaco Gippoliti. Out of Europe: Investigating Hystrix cristata (Rodentia: Hystricidae) skull morphometric geographic variability in Africa. The Journal of Integrative Biogeography 36 (2021): a001
Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. I: Млекопитающие.- М.: ТЕРРА, 1992.
Вассел Белинда Энн. Диссертация "Фауна Древнего Египта: лексикографическое исследование"./Belinda Ann Wassell. Ancient Egyptian Fauna: a lexicographical study. (Two volumes). Volume 1. Thesis submitted for the degree of doctor of philosophy to the University of Durham. School of Oriental Studies, 1991.
Акимушкин И. И. Мир животных. В 5 тт. — М.: Молодая гвардия, 1971.
Акимушкин И.И. Проблемы этологии. Художник: Колли А.М.: Молодая гвардия, 1985.
Hoda Abd Allah Kandil, Mahmoud el-Mohamdy Abdelhady Salama (Higher Technological Institute). "Role of the Hair in Ancient Egypt". June 2018 International Journal of Tourism and Hospitality Management 1(1):77-95
Икрам Салима: статья «Диета» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 390 – 395/ Ikram Salima: “Diet” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 390 – 395
E. Mori, A. Sforzi & M. Di Febbraro. From the Apennines to the Alps: recent range expansion of the crested porcupine Hystrix cristata L., 1758 (Mammalia: Rodentia: Hystricidae) in Italy. Italian Journal of Zoology. Volume 80, 2013 - Issue 4
Уилкинсон Джон Гардинер. Нравы и обычаи древних египтян/Sir John Gardner Wilkinson. A Second Series of the Manners and Customs of the Ancient Egyptians: Including Their Religion, Agriculture, &c. Derived from a Comparison of the Paintings, Sculptures, and Monuments Still Existing, with the Accounts of Ancient Authors, Volume 2. J. Murray, 1841
Свидетельство о публикации №221071200960